Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния массовой культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «норма» и «девиантное поведение». …………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста……………………………………………..…….….12
1.3. Особенности девиантного поведения подростков…………..……..…..22
1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения……28
Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.
2.1. Описание первого этапа исследования по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………….41
2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками ……………………………………………………………………..44
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения…………………......................................54
Заключение……………………………………………………………………….58
Использованная литература…………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Девиантное поведение.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ  – ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ  СПО Педагогический колледж №  8 Санкт - Петербурга

 

 

 

 

 

«Особенности работы социального педагога

с подростками девиантного  поведения в ОУ».

 

 

Выпускная

квалификационная 

работа выполнена 

студенткой

дневного отделения 

542 группы

Химиной Г. В.

Руководитель работы

преподаватель ОД

Митюкова И. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 – 2011 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.

1.1. Теоретические подходы к определению понятий  «норма» и   «девиантное поведение». …………………………………………………….6

1.2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста……………………………………………..…….….12 

1.3. Особенности девиантного поведения подростков…………..……..…..22

1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения……28

Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.

2.1. Описание первого этапа исследования по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………….41

2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками ……………………………………………………………………..44

2.3. Анализ проведенной социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения…………………......................................54

Заключение……………………………………………………………………….58

Использованная литература…………………………………………………….62

Приложение.

 

Введение.

Подростковый возраст  – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается  с огромной силой.

Нередко эмоциональное  развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания. Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом [15].

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули  целый ряд проблем, одной из которых  является проблема воспитания ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния массовой культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [27].

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным  воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват  учитель. В аморальности подростка  винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания [35].

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного  воздействия на личность ребенка. Слабеет  внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере [28].

Социальные факторы  усиливают недостатки семейного  и школьного воспитания. Сказываются  отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а  также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и  лидеров, соблазн улицы [10].

Все это подрывает  уверенность подростка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества  и незащищенности.

Несмотря на общий  внешний рост экономического благополучия большинства семей, Конвенцию ООН о правах ребёнка количество детей, склонных к девиантному поведению, растёт. Они составляют около 30 % от общего количества подростков и молодёжи в возрасте до 18 лет [40].

     Девиантное поведение вызывает научный интерес не только у специалистов, непосредственно работающих с детьми (педагогов, психологов) но и у врачей, работников правоохранительных органов, социологов и даже философов.

Свой вклад в разработку данной проблемы внесли: Василькова Ю. В, рассмотревшая методы работы с детьми девиантного поведения; Галагузова М. А, рассмотревшая девиантное поведение в подростковом возрасте и специфику работы социального педагога с этой категорией детей; Загвязинский В.И, Зайцев М. П, Кудашов Г. Н, Селиванова О. А, Строков Ю. П, выделившие свой подход к определению девиантного поведения и его профилактику; Лодкина Т.В, выделившая особенности работы с детьми девиантного поведения; Рудакова И. А, Ситникова О. С, Фальчевская Н. Ю, разработавшие проблему девиантного поведения с точки зрения социальной педагогики; Л. М Шипицына, осветившая воспитание детей социального риска; психологи Клейберг Ю.А, описавший психологию девиантного поведения и особенности его исправления; Личко А.Е, разработавший теорию возникновения девиантного поведения подростков под воздействием патологических нарушений психики и акцентуаций характера; Овчарова Р.В, рассмотревшая особенности подросткового возраста и причины возникновения девиаций; Перешеина Н. В. и Заостровцева М.Н, выделившие особенности профилактики и коррекции отклонений; Семенюк Л.М, выделивший психологические особенности агрессивного поведения подростка; Славина Л. С, рассмотревшая психологию трудных детей. Также разработкой проблемы отклоняющегося поведения занимались специалисты по коррекционной педагогике Гонеев А. Ю, Лифинцева Н. И, Ялпаева Н.В; Подласый И. П, выделившие особенности коррекции девиантного поведения.

     Актуальность  этой проблемы определило выбор  исследования: «Особенности работы  социального педагога с подростками  девиантного поведения в ОУ».

Объект исследования – деятельность социального педагога  с подростками в условиях ОУ.

Предмет исследования –  содержание, методы и формы работы социального педагога с подростками  девиантного поведения в условиях ОУ.

Гипотеза исследования: организация социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения будет результативна при соблюдении следующих условий:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
  2. Учет особенностей среды жизнедеятельности подростков;
  3. Своевременное выявление подростков, склонных к девиантному поведению;
  4. Наличие комплексной программы работы с подростками девиантного поведения;

В связи с этим можно  выделить следующую цель исследования – определение содержания, методов  и форм  работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению.

В ходе реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

1)  Изучить теоретические  подходы к определению сущности  понятия «девиантное поведение», его видов и форм проявления;

2) Выявить причины  и предпосылки возникновения  поведенческих девиаций в подростковом  возрасте;

3) Изучить специфику  работы социального педагога  с подростками девиантного поведения;

4) Организовать социально-педагогическую  деятельность с подростками девиантного поведения

5) Разработать рекомендации  участникам образовательного процесса  по преодолению девиантного поведения  подростков.

В работе применялись следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по заявленной проблемы
  2. Основные психолого-диагностические методы: наблюдение, анкетные опросы, социометрическое исследование, проективные методики, беседы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.

1.2. Теоретические подходы к определению понятие "норма" и   "девиантное поведение".

Для психологии понятия «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми [37].

Таким образом, в психологии понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку  отсчета, относительно которой можно  уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность [13].

Нормальное поведение  подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать нате или иные особенности ребенка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным. Социальная норма- совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [29].

    Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Группы отклонений

  • Социальные отклонения - это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Отклонения от нормы  условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

  • Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками [30].

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.

  • Педагогические отклонения - такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.
  • Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

В социологической, психологической  и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением [31]. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.

Поведенческие девиации группируются по нескольким основаниям:

- в зависимости от  масштаба выделяют массовые и  индивидуальные отклонения;

- по значению последствий  - негативные и позитивные;

- по субъекту - отклонения  конкретных лиц, неформальных  групп, официальных структур, условных социальных групп.

- по объекту - экономические,  бытовые, имущественные нарушения  и др.;

- по длительности - единовременные  и длительные;

- по типу нарушаемой  нормы - преступность, аморальное  поведение, хулиганство, бродяжничество, расизм, геноцид [40].

Под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания.

Психологические классификации  отклоняющегося поведения

Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация [32].

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью ребенка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся [39].

Информация о работе Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ