Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния массовой культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [
Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «норма» и «девиантное поведение». …………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста……………………………………………..…….….12
1.3. Особенности девиантного поведения подростков…………..……..…..22
1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения……28
Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.
2.1. Описание первого этапа исследования по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………….41
2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками ……………………………………………………………………..44
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения…………………......................................54
Заключение……………………………………………………………………….58
Использованная литература…………………………………………………….62
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ СПО Педагогический колледж № 8 Санкт - Петербурга
«Особенности работы социального педагога
с подростками девиантного поведения в ОУ».
Выпускная
квалификационная
работа выполнена
студенткой
дневного отделения
542 группы
Химиной Г. В.
Руководитель работы
преподаватель ОД
Митюкова И. В.
2010 – 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «норма» и «девиантное поведение». …………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая сущность девиантного
поведения детей подросткового возраста……………………………………………..…….
1.3. Особенности девиантного поведения подростков…………..……..…..22
1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения……28
Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.
2.1. Описание первого этапа
2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками ……………………………………………………………………..44
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической
деятельности с подростками девиантного
поведения…………………..............
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………
Приложение.
Введение.
Подростковый возраст
– это время становления
Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания. Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом [15].
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния массовой культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [27].
Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания [35].
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере [28].
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы [10].
Все это подрывает
уверенность подростка в себе,
его способность к
Несмотря на общий внешний рост экономического благополучия большинства семей, Конвенцию ООН о правах ребёнка количество детей, склонных к девиантному поведению, растёт. Они составляют около 30 % от общего количества подростков и молодёжи в возрасте до 18 лет [40].
Девиантное поведение вызывает научный интерес не только у специалистов, непосредственно работающих с детьми (педагогов, психологов) но и у врачей, работников правоохранительных органов, социологов и даже философов.
Свой вклад в разработку данной проблемы внесли: Василькова Ю. В, рассмотревшая методы работы с детьми девиантного поведения; Галагузова М. А, рассмотревшая девиантное поведение в подростковом возрасте и специфику работы социального педагога с этой категорией детей; Загвязинский В.И, Зайцев М. П, Кудашов Г. Н, Селиванова О. А, Строков Ю. П, выделившие свой подход к определению девиантного поведения и его профилактику; Лодкина Т.В, выделившая особенности работы с детьми девиантного поведения; Рудакова И. А, Ситникова О. С, Фальчевская Н. Ю, разработавшие проблему девиантного поведения с точки зрения социальной педагогики; Л. М Шипицына, осветившая воспитание детей социального риска; психологи Клейберг Ю.А, описавший психологию девиантного поведения и особенности его исправления; Личко А.Е, разработавший теорию возникновения девиантного поведения подростков под воздействием патологических нарушений психики и акцентуаций характера; Овчарова Р.В, рассмотревшая особенности подросткового возраста и причины возникновения девиаций; Перешеина Н. В. и Заостровцева М.Н, выделившие особенности профилактики и коррекции отклонений; Семенюк Л.М, выделивший психологические особенности агрессивного поведения подростка; Славина Л. С, рассмотревшая психологию трудных детей. Также разработкой проблемы отклоняющегося поведения занимались специалисты по коррекционной педагогике Гонеев А. Ю, Лифинцева Н. И, Ялпаева Н.В; Подласый И. П, выделившие особенности коррекции девиантного поведения.
Актуальность
этой проблемы определило
Объект исследования – деятельность социального педагога с подростками в условиях ОУ.
Предмет исследования –
содержание, методы и формы работы
социального педагога с подростками
девиантного поведения в
Гипотеза исследования: организация социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения будет результативна при соблюдении следующих условий:
В связи с этим можно выделить следующую цель исследования – определение содержания, методов и форм работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению.
В ходе реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучить теоретические
подходы к определению
2) Выявить причины
и предпосылки возникновения
поведенческих девиаций в
3) Изучить специфику
работы социального педагога
с подростками девиантного
4) Организовать социально-
5) Разработать рекомендации
участникам образовательного
В работе применялись следующие методы исследования:
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.
1.2. Теоретические подходы к определению понятие "норма" и "девиантное поведение".
Для психологии понятия «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми [37].
Таким образом, в психологии понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность [13].
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать нате или иные особенности ребенка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным. Социальная норма- совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [29].
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Группы отклонений
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками [30].
Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.
В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением [31]. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.
Поведенческие девиации группируются по нескольким основаниям:
- в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
- по значению последствий - негативные и позитивные;
- по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп.
- по объекту - экономические,
бытовые, имущественные
- по длительности - единовременные и длительные;
- по типу нарушаемой
нормы - преступность, аморальное
поведение, хулиганство,
Под отклоняющимся поведением
понимается все, что противоречит принятым
в настоящее время правовым нормам
и запрещено под угрозой
Психологические классификации отклоняющегося поведения
Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация [32].
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью ребенка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся [39].
Информация о работе Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ