Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния массовой культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «норма» и «девиантное поведение». …………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста……………………………………………..…….….12
1.3. Особенности девиантного поведения подростков…………..……..…..22
1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения……28
Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.
2.1. Описание первого этапа исследования по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………….41
2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками ……………………………………………………………………..44
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения…………………......................................54
Заключение……………………………………………………………………….58
Использованная литература…………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Девиантное поведение.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

     Не меньшие трудности встречаются при установлении контакта с родителями подростков, особенно в негармоничных семьях с порочными формами воспитания. Так, для родителя, воспитывающих детей по типу потворствующей гиперпротекции, характерная активность, «нападающая» манера поведения. Таких родителей, прежде всего, нужно терпеливо выслушать и уже потом постепенно включить в обсуждение проблем воспитания подростков. У родителей, воспитывающих детей в условиях гипопротекции безнадзорности, равнодушия, обычно снижена критика к создавшейся ситуации. Взаимоотношения в семье они считают обычными, а поведение подростка нормальным. В семьях, где сформировались условия эмоционального отвержения и жесткого обращения с подростками, нередко приходится встречаться с лицемерием, ложью.

  1. Второй этап, происходящий, в основном, в форме односторонних встреч социального педагога с подростком и родителями, направлен на ликвидацию конфликтных взаимоотношений в семье.

Выступая в роли посредника, социальный педагог выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая  могла бы стать основой для  примирения или сближения позиций  сторон. Важно, чтобы и родители, и подросток поняли истинную причину  и механизм конфликтных отношений. Родителям нужно рассказать об особенностях характера, о возрастных поведенческих реакциях подростка, а подростку помочь понять личностные особенности и мотивы поведения родителей.

  1. На третьем этапе осуществляются групповые обсуждения внутрисемейных проблем. Основное направление работы заключается в попытке привить подросткам позитивные навыки поведения и в обучении всех членов семьи гармоничным взаимоотношениям.
  2. На заключительном этапе проводятся консультативные беседы с целью поддержания тех новых форм внутрисемейных отношений, достичь которых удалось в ходе всей предыдущей работы.

Семья недостаточно выполняет  свои социальные функции, которые в  какой-то степени восполняет школа. Социальному педагогу необходимо помочь семье в выполнении социальных функций. С целью решения этой проблемы работа с родителями включает три основных блока [18]:

1. Работа по повышению  психолого-педагогических знаний  родителей, для чего используются  разнообразные формы работы.

- университет педагогических  знаний, способствующий повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

- лекции, семинары, практикумы,

- конференции,

- открытые уроки и  классные мероприятия,

- индивидуальные тематические  консультации,

- творческие группы, группы  по интересам.

2. Работа по вовлечению  родителей в учебно-воспитательный  процессе, в ходе которой апробируются  такие формы работы, как:

- родительские собрания,

- организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела,

- помощь в укреплении  материально-технической базы,

- родительский патруль,

- индивидуальное шефство  над неблагополучными семьями,  трудными подростками.

3. Инновационной формой  организации взаимодействия школы и семьи является организация участия родителей в управлении школой:

- совет школы, попечительский  совет,

- комитет общественного  контроля,

- классные советы, классные  родительские комитеты,

- совет взаимодействия  семьи и школы.

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Работа с детьми.

Оптимальными по составу  следует считать малые группы, включающие 8-12 подростков, близких  по возрасту, интеллектуальному развитию, со сходными жизненными проблемами и  нарушениями поведения. Социальный педагог приводит в качестве примера «историю жизни» неизвестного группе подростка с девиантным поведением, а группе предлагается высказать свои суждения по поводу приведенного примера. В ходе дискуссии у членов группы появляется возможность сравнить свой жизненный путь с жизнью анонимного подростка и с помощью социального педагога построить модель собственного поведения в подобных ситуациях.

     Основная задача социального педагога при этом заключается в стимулировании и недирективном ориентировании группы и отдельных ее членов на адекватные формы поведения.

      На отдельном занятии можно провести разыгрывание ролевых ситуаций. Занятие строится следующим образом: несколько подростков разыгрывают тему, а остальные комментируют их поступки и высказывания. Наряду с адекватными вербальными методами на занятия могут быть использованы и невербальные методы, такие, например, как проективный рисунок.

     Таким образом, в предупреждение девиантного поведения у подростков является первичная профилактика асоциальной направленности и вторичная профилактика, для которой в последние годы актуальной задачей стало определение, так называемых, «групп риска» - это подростки больше других склонны к формированию девиантного поведения.

Выводы по I главе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о глубокой наполненности содержания понятия «девиантного поведения». Исходя из описанных точек зрения и опираясь на определения, данные девиантному поведению А.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко, Т.В. Драгуновой, можно охарактеризовать девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

Девиантное поведение  подростков имеет свою специфическую  природу. Среди причин, обуславливающих  девиантное поведение подростков, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы.

Можно выделить следующие  социальные факторы, воздействующие на формирование личности:

1) семья:

а) социально-экономический  статус родителей;

б) отношения в семье;

в) ценностные ориентации родителей, братьев, сестер;

г) особенности воспитания подростка.

2) школа:

а) отношение к учебе;

б) отношения с учителями (возможные конфликты);

в) положение ребенка  в классе;

г) ценностные ориентации одноклассников;

3) друзья:

а) социальное положение друзей;

б) положение ребенка  в группе друзей;

в) ценностные ориентации друзей.

Предупреждению девиантного поведения способствуют: информационно-просветительская работа с родителями; информационно-просветительская работа с педагогами; развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путей включения его в психологический тренинг.

Реальная практика показывает необходимость оказания социально-психологической  помощи семье ребенка с девиантным поведением. Чтобы охарактеризовать особенности профессиональной социально-психологической помощи, необходимо выделить основные структурные элементы этого процесса.

Объект оказания помощи - подросток, который оказался в проблемной ситуации и не в состоянии самостоятельно справиться с ней. Его запрос на помощь состоит в расширении возможностей и в повышении эффективности решения возникшей проблемы, какой бы она ни была. Клиентом может быть и семья, в частности, семья, в которой есть ребенок или подросток с девиантным поведением.

Субъектами оказания помощи, или помощниками являются профессионалы, т.е. люди, для которых  оказание той или иной помощи является основной профессиональной деятельностью. Они имеют специальную подготовку. В нашем случае - социальный педагог.

Ключевое структурное  звено процесса оказания помощи - помогающие стратегии. Можно выделить несколько  основных типов помогающих стратегий: предоставление советов; предоставление информации, необходимой человеку в  конкретной ситуации; непосредственные действия от имени другого лица или оказание ему необходимых услуг (например, вмешательство в кризисной ситуации); обучение, т.е. помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, которые способствуют улучшению ситуации; консультирование как помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождении альтернативных путей выхода из ситуации и принятии решения.

Основные стратегии  помощи реализуются посредством  подбора адекватных методов. К основным методам оказания помощи относят  информацию, идеи и навыки, а к желательным результатам помощи - психоэмоциональную стабилизацию личности, лучшее понимание (себя, своей ситуации и других людей), принятие решения и его реализацию.

Таким образом, к психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим повышение эффективности предупреждения девиантного поведения подростков относятся следующие условия:

информационно-просветительская работа с родителями, в основе которой  лежит профилактика возможных нарушений  семейного воспитания, повышение  коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками;

информационно-просветительская работа с педагогами, в основе которой  лежит информирование об индивидуально-психологических  особенностях личности подростка и  повышение уровня эффективности  приемов педагогического воздействия;

развитие у подростка  навыков взаимодействия с другими  людьми на основе самопринятия, самораскрытия  и принятия других путем включения  его в психологический тренинг.

Предупреждение девиантного  поведения подростков в рамках выделенных психолого-педагогических условий вписывается в профессиональную деятельность социального педагога [22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.

2.1. Описание первого  этапа исследования по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению.

Практика проходила  на базе школы № 212 Фрунзенского района.  Проанализировав данные социального паспорта школы, мы выяснили, что в настоящее время в школе обучается 565 учащихся, из них 272 девочки и 293 мальчика. При этом, можно отметить, что: из многодетных семей 43 ребенка, 149 детей из неполных семей, 11 опекаемых детей, 6 учеников из социально-неблагополучных семей, 24 ученика имеют проблемы с успеваемостью, 3 учащихся были оставлены на второй год, 19 учеников имеют проблемы с поведением, 5 учащихся состоят на внутри школьном контроле, 3 детей, состоящих на учете в ОДН, 1 ребенок находится на надомном обучении, 1 учащийся - в скрытом отсеве.

 В исследовании  принимал участие 5 «А» класс,  состав которого 27 человек, из  них 13 девочек и 14 мальчиков.

Наше исследование началось со сбора первичной информации. В ходе беседы с классным руководителем и анализа школьной документации, был составлен социальный портрет класса, содержащий следующие данные:

Всего детей - 28

Девочек -14

Мальчиков – 14

Детей из детдома – 1

Кол – во полных семей – 25

Кол – во неполных семей  – 3

Живут с мачехой (отчимом) - 1

Дети – инвалиды – 

Малообеспеченные– 2

Трудные – 3

Родители – инвалиды -

Одинокая мать – 1

Безработные – 

Опекунство – 1

Живут с бабушкой – 1

 

 

Цель практического исследования: определение содержания, методов и форм работы социального педагога с подростками, способствующих предотвращению и преодолению проявлений девиантного поведения у детей среднего школьного возраста.

Задачи:

  1. Изучить опыт работы социального педагога школы с подростками девиантного поведения.
  2. Выявить подростков склонных к девиантному поведению.
  3. Разработать и провести серию профилактических занятий с подростками склонных к девиантному поведению.
  4. Провести анализ проделанной работы.
  5. Разработать рекомендации участникам образовательного процесса по преодолению девиантного поведения подростков.

Информация о работе Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ