Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния массовой культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «норма» и «девиантное поведение». …………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста……………………………………………..…….….12
1.3. Особенности девиантного поведения подростков…………..……..…..22
1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения……28
Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.
2.1. Описание первого этапа исследования по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………….41
2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками ……………………………………………………………………..44
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения…………………......................................54
Заключение……………………………………………………………………….58
Использованная литература…………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Девиантное поведение.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)
Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления "Я-концепции", стремления к социальному и личностному самоопределению Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку. Многие пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении. Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого "Я". Выделяется ведущий мотив подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может провоцировать отклоняющееся поведение, «поиск пределов допустимого» оказывает негативное воздействие на самосознание, порождает честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими. Несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Таким образом, стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности, желание бороться, достигать являются типичными чертами подростка.
Следует заметить, что стремление подростка  к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми  как отклоняющееся поведение, с  точки зрения самого подростка могут  считаться "нормальными ситуациями", отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса идентичности [6].

 

 

1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения.

Профилактика девиантного  поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическое предупреждение - это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Все профилактические мероприятия  условно делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее, имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.

Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное - носить систематический и наступательный характер.

Этиологичность предупреждения заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию отклоняющихся форм поведения.

Предупреждение девиантных форм поведения должно проводиться  дифференцированно в отношении  подростков и взрослых, учащихся и  родителей, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или  на лиц, неустойчивых в нервно-психическом  отношении.

И наконец, предупреждение нарушений поведения должно быть последовательной и поэтапной. Согласно терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику [19].

Первичная профилактика (предупреждение) является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Главная задача вторичной профилактики - раннее выявление лиц с нарушением в поведении и проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическую коррекцию их поведения. Третичная профилактика - проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения.

Рассмотрим особенности  первичной и вторичной профилактики девиантного поведения подростков.

Первичная профилактика включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни  людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.

    Такая в основном социальная направленность первичной профилактики вполне оправдана. Если нарушения в поведении коренятся не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловлены, в основном, социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами поведения должна основываться, прежде всего, на нормализации социальной среды.

     Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда и, в первую очередь, семья. В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделяются:

  • Деструктивная семья отличается, прежде всего, изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. Основной порок деструктивной семьи - отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами.
  • Распадающаяся семья - семья, в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно, в конфликт вовлечены и дети. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.
  • Распавшаяся семья - семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы и матери).
  • Неполная семья - семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она психически больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца.
  • Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота [24].

Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного  поведения, представляют собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными  тенденциями.

       Реакция группирования является естественной психологической реакцией в подростковом возрасте. На определенном этапе формирования личности подростка неформальная группа может стать главным регулятором девиантного поведения. Подросток, попавший в «группу риска», быстро приобщается к ее образу жизни и групповым «нормам» поведения.

     Формирование социального позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции профилактики девиантного поведения имеют нравственно-правовое, противоалкогольное и половое воспитание.

     Нравственно-правовое воспитание лежит в основе всех видов воспитания. Нравственность, или мораль, - совокупность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в различных областях его длительности. Нравственные нормы определяют позиции человека в его отношениях к другим людям, семье, обществу.

     Нравственно-правовое воспитание должно проводиться в семье, школе, подростковом коллективе. Противоалкогольное воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направлена на формирование социально-позитивно ориентированной личности. Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют:

-  противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания, которое должно приводиться на протяжении всех лет обучения и направляется на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого решения к любым проявлением пьянства и алкоголизма;

- постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей у учащихся раскрытие негативного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

- проведение противоалкогольной работы в школах силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов;

распространение противоалкогольного  просвещение и на родителей учащихся [25].

Пути и методы полового воспитания должны отличаться широтой  диапазона и творчеством. Главное  создать условия, благоприятствующие формированию у подростка внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление личности, и не сводить воспитание к морализированию, внушениям, назиданиям и поучениям, а тем более к принуждению.

Таким образом, первичная  профилактика имеет социальную направленность.

Вторичная профилактика включает в себя следующие направления:

- определение факторов риска и выделение, так называемых, групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения;

- выявление лиц с  нарушением поведения; психологическая  коррекция выявленного девиантного  поведения.

Изучение факторов риска  девиантного поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а, следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.

     В частности, разработаны специальные карты повышенного суицидального риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств и факторы, способствующие суицидальному поведению (Н.Б. Конанчук, А.Г. Амбрумова).

     Некоторые авторы (Э.А. Чомарян) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.

     К интроперсональным факторам повышенного суицидального риска относят: особенности характера, преимущественно шизоидного сенситивного, эпилептоидного и психастенического; сниженную толерантность и эмоциональным нагрузкам; неполноценность коммуникативных контактных систем; неадекватную личностным возможностям самооценку; отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.

Наиболее важными факторами  риска формирования пьянства и алкоголизма  у подростков являются: ранний возраст начала алкоголизации (10-12 лет.); индивидуальный характер реакций организма на алкоголь (высокая изначальная толерантность и др.); неблагоприятные микросоциальные условия (семья алкоголиков, асоциальная группа сверстников); особенности характера, преимущественно неустойчивого, эпилептоидного и гиперактивного типов; отягощенная наследственность; пограничные нервно-психические расстройства.

 Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров к факторам, способствующим формированию «групп риска» по алкоголизму, относят: пренебрежительное отношение подростков к своим социальным функциям и обязанностям; отсутствие устойчивых индивидуальных увлечений; наличие «лишнего времени»; неумение содержательно проводить досуг; противоправное поведение; плохо поставленное противоалкогольное воспитание.

        Некоторые авторы не без оснований считают, что индивидуальное прогнозирование девиантного поведения возможно на основании изучения качественных и количественных показателей (признаков) его мотивации. Авторы выделяют три основных группы таких признаков: внешние условия мотивации (обстоятельства жизни, воспитания, деятельности, досуга и т.д.); внутренние условия мотивации (индивидуальные особенности личности); типичные мотивации субъекта (мотивации, обусловливающие взаимодействия личности и среды).

      А.Е. Личко, исследуя психологические аспекты проблемы, выделяет следующие признаки высокого риска нарушений поведения у подростков: высокие показатели психологической склонности к деликвентному и алкоголизации; акцентуации характера неустойчивого типа; высокие показатели эмоциональной лабильности, эпилептоидности, истероидности; резко выраженные реакции эмансипации или диссимуляции личностных отношений; крайне низкую конформность [26].

Работа с семьей.

  1. На первом этапе важно собрать подробный анализ членов семьи, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное - установить причинно-следственную связь между психическим климатом семьи и нарушением поведения у подростка.

На этом этапе самое трудное - установление психологического контакта как с подростком, так и с его родителями. Отношение социального педагога к подростку с самого начала должно быть неформальным и искренним. В беседе с подростком он должен занять позицию старшего доброжелательного товарища. Иногда, особенно в отношениях с неустойчивыми и истероидными подростками, более эффективен строгий, требовательный настрой диалога. Вместе с тем социальный педагог должен относиться к подростку как личности, имеющей право на определенную самостоятельность как в мышлении, так и в поступках.

Информация о работе Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ