Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния массовой культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «норма» и «девиантное поведение». …………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста……………………………………………..…….….12
1.3. Особенности девиантного поведения подростков…………..……..…..22
1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения……28
Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.
2.1. Описание первого этапа исследования по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………….41
2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками ……………………………………………………………………..44
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения…………………......................................54
Заключение……………………………………………………………………….58
Использованная литература…………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Девиантное поведение.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

На диагностическом  этапе были использованы следующие  методы:

    1. Включенное наблюдение, беседы с социальным педагогом и классным руководителем, анализ школьной документации, направленные на сбор первичной информации, выявление подростков, склонных к девиантному поведению, составление социального портрета класса.
    2. Опросники, направленные на выявление у подростков склонности к девиантному поведению, выявление уровня и вида агрессии подростков, изучение самооценки, выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся, изучение уровня и характера школьной тревожности подростков, выявление акцентуаций характера, выявление преобладающих психических состояний;
    3. Проективные методики для изучения особенностей личности; социометрическое исследование с целью выявления социального статуса учащихся; методики диагностики познавательных потребностей, мотивов в учебной деятельности (приложение 1).

Проведение социометрического опроса показало, что в классе принимаемых 15 человек, 3 лидера и 3 ребят отверженных. 

После проведения методики «Кактус», стало очевидным, что большинство подростков склонно испытывают тревожность, проявление агрессивного поведения у 4 человек, у 2 мальчиков негативное отношение к людям, несколько ребят построили вокруг себя «щит» от окружающих.

Вывод:

С помощью проведенных  диагностик  были выявлены проблемы класса. Класс разделился по гендерному принципу: девочки против мальчиков. В группе девочек есть лидер, на которого ориентируются остальные. Девиантное поведение среди них отсутствует. В группе мальчиков тоже есть лидеры, но именно они имеют девиантное поведение, и влияют на большинство мальчиков класса. Те, кто им не подчиняются, конфликтуют. Таким образом, все ученики класса достаточно спокойны и уравновешены, но, поскольку лидеры имеют девиантное поведение, это сказывается на психологическом климате класса и общем поведении. Поэтому класс нуждается в занятиях на сплочение коллектива, выдвижении других лидеров, смене ценностных ориентиров.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками

На основании  результатов диагностического исследования была определена подгруппа учащихся,  имеющих проблемы как: конфликтность во внутриличностных отношениях, агрессивность детей, заниженная самооценка, «щит» от окружающих.

Для достижения поставленной цели нами была разработана программа, которая включает в себя 9 занятий, направленных на: снятие агрессивных проявлений, сплочение группы, оптимизацию межличностных отношений, обучение конструктивному взаимодействию учащихся, формирование адекватной самооценки, понижение тревожности. В программу входят тематические беседы; ряд опросов по темам: дружба, конфликты, агрессивное поведение, крутой подросток; незаконченные предложения, рисунки, игры на согласование, на снижение агрессии.

Занятие 1. Тема «Дружба».

Цели:  

- формировать знания  учащихся о доброте, дружелюбности;

- определение главных  качеств друга;

- учить анализировать и делать выводы.

 На занятие обсуждались  вопросы: что такое дружба, зачем  нужны друзья; кто такой настоящий  друг, портрет идеального друга.

Использовались методы беседа, элемент дискуссии, объяснения, словесное описание идеального друга.

Занятие было построено в коллективной форме, фронтальной.

Занятие прошло очень  бурно. Дети сразу и активно включились в обсуждение проблемы. Стало понятно, что вопрос о дружбе очень актуален для ребят. Каждый стремился высказать  свое мнение. Учащиеся были не сдержаны, перебивали друг друга, старались доказать свою позицию криком. В классе было очень шумно, страсти накалялись. Однако, когда подводилось резюме, то ответы детей порадовали, т.к.  они имеют четкие представления о дружбе.

90% - считают, что дружба - это связь двух людей;  друзья нужны для того, чтобы поддерживать;  настоящий друг – это тот, кто всегда поможет.

10% - считают, друзья  нужны для того, чтобы их использовать; настоящий друг – это тот,  кто выполняет всю твою работу.

 Затем был проведен  письменный опрос.

Результаты его тоже были очень интересны:

60% имеют много  друзей, 35%  мало, а у 5% их нету;

80% ценят своих  друзей за отзывчивость,  за  то, что на них можно положиться, 15% за то, что они делают все  за тебя, 5% сказало, что у них  нету друзей;

90% назовут своим  другом того, кто всегда рядом,  а 10% никого;

90% не назовут  родителей своими друзьями, 10% ответили, что их друзьями являются только  родители;

95% класса сказали,  что они хорошие друзья, 5% же  не считают себя хорошим другом (приложение 2).

В конце занятия, когда  дети успокоились, пришли к общему знаменателю  в характеристике друга, была проведена  игра на согласование «Строим автомобиль».

Детям было предложено разделиться  на группы по интересам, каждому участнику  определиться с ролью – деталью машины , т.е. стать рулем, колесом, кузовом. А затем продемонстрировать «автомобиль» в движении. Три группы справились с заданием за установленное время, фактически без споров распределили роли, и творчески подошли к заданию в демонстрации своей модели. Правда, одна группа так и не смогла прийти к согласию их «авто», не поехал. В этой группе собрались лидеры, и им сложно было подчинить свои амбиции общему интересу.

Занятие 2. Тема занятия: «Что мешает дружить?»

Цель: помочь учащимся определить основы дружбы и условия её сохранения.

Проводилось  обсуждение подростковых высказываний. Предлагалось  два варианта жизненных ситуаций. Ребята должны были подумать над советами, которые можно было бы дать подросткам.

    • «У меня много друзей. Я легко схожусь с ребятами и девчонками, умею их слушать и сопереживать, могу дать дельный совет, я веселая, шучу, и это очень многим нравится — они ко мне тянутся. Но ведь я тоже человек, и мне тоже надо кому-то иногда «поплакаться в жилетку», но, к сожалению, нет такой подруги рядом, а я не могу рассказывать, как некоторые, направо и налево о своих проблемах. И иногда я чувствую себя ужасно одинокой, даже плачу. Как же мне быть?»
    • «До 5-го класса у меня было много друзей, у нас был очень большой и дружный класс. А потом наша семья переехала в другой город. Все лето я переживал: как же я пойду в новую школу? Когда я пришел в новый класс, ребята приняли меня хорошо, в классе были еще новенькие. Я немного успокоился. Но чувствую себя одиноко, т.к. не нашел себе настоящего друга. Хотя прошел уже целый год».

Учащиеся делились своими идеями по поводу того, как находить друзей и как их не потерять.

66% - посоветовали найти  лучшего друга, 24% - посоветовали  не плакать и не грустить, 10% - посоветоваться с родителями (приложение 3).

Занятие 3. Тема занятия: К чему приводят интриги в среде подростков, и как живется одинокому подростку.

Цель: научить детей правильно выходить из конфликтных ситуаций, сохраняя дружеские отношения.

В начале занятия у  ребят было задание нарисовать «крутого подростка». К заданию подошли творчески,  рисовали всевозможные картинки, от героев мультфильмов, друзей до панков и байкеров (приложение 4). Далее обсуждались вопросы всем классом, в классе стоял гул, т.к. каждый хотел высказать свое мнение.  Ответы ребят были следующими:

35% ответили, что  крутость - это уважение,  популярность  и тебя все боятся, 25% сказали,  что это прикольно и круто, 20% - это самостоятельность, внутреннее  ощущение, 20% не ответили на этот  вопрос;

35% ребят, думают, что многим подросткам хочется быть и выглядеть крутым, для того чтобы их уважали и боялись, 20% считают это модным, 20%  говорят, что просто это им нравится, 15%  не дали ответа;

45% ответили, что  можно быть крутым, если ты  хорошо учишься  и у тебя  нет вредных привычек, 35% считают, что  нельзя, 10% ответили: и да и нет, 10%  не знают.

После обсуждения ребятам раздались бланки с незаконченными предложениями на тему  «Что я  буду чувствовать, если...», так они  успокоились, и стали серьезно выполнять  поставленное задание.

45% будет легко, если они перейдут в новую школу и без проблем найдут новых друзей, 25%  попытаются стать крутыми,  20% будет сначала плохо, а 10% постараются учиться лучше;

При переезде в другой город 35% будут изучать новую местность, 25% будут искать новых друзей, 15% будет все равно, у 15% ничего не изменится, а 10% будет страшно.

На вопрос:  «Если я оказался самым младшим в спортивной секции?» -

35% если окажутся самым  маленьким в спортивной секции, будут заниматься дальше, это  для них пустяк, 25% будут расти, 15% ответили, что всех перебьют, 10% не будут туда ходить, а 15% не ответили; 

«Если я оказался самым старшим в музыкальной группе?» -

40% если окажутся самыми  старшими в спортивной школе,  ответили, что это пустяки, не  будут ничего делать, 30% сказали,  что это хорошо,  они будут помогать маленьким, 15%  туда не пойдут, 15% уверены, что их будут уважать, и нечего бояться;

60% ребят, если поссорятся  с друзьями - будут мириться, 20% - пообижаются  пару дней, для 10% - это ничего  страшного, а 10% ответили, что их изобьют (приложение 5).

Для завершения занятия  мы провели игру «наш дружный класс» с целью сформировать дружный  коллектив, научить договариваться и развить как личностную, так  и групповую активность, а так  же снизить уровень агрессивности  и повысить терпимость друг к другу через совместные виды деятельности.

В начале игры классу было предложено поделиться на две команды. Разделились на команду девочек  и команду мальчиков, чего и следовало  ожидать. Участники построились  в колонну затылок друг другу. Ведущий выводил букву алфавита на спине замыкающего колонну. Тот в свою очередь должен молча угадать букву и «нарисовать» ее на спине впереди стоящего. И так далее «по цепочке». Последний - называет букву.

Ребятам игра безумно  понравилась! Дети были организованы, молча играли, выполняли все задания, повторили игру раз шесть. Команда, где было больше девочек, все время выигрывала,  так как у них больше присутствовала дисциплина, а мальчики очень переживали и злились, но когда поняли, что не нервничая игра получается лучше, успокоились и то же пару раз успели победить!

Занятие №4. Тема: «Что такое конфликт?»

Цель – актуализация  знаний учащихся о конфликтных ситуациях и предотвращении её.

На этом занятии  учащимся предлагалось привести примеры  наиболее типичных конфликтов между подростка. Надо было изобразить наиболее популярные виды конфликтов между такими сторонами как:

    • ученик – ученик;
    • ученик – учитель;
    • учитель – родитель;
    • ученик – родитель;

Ребята выбрали  себе по напарнику и по очереди  в парах выходили к доске показывать сценку конфликта. На момент, когда конфликт перерастал во что-то большее, весь класс кричал: «стоп!» и они замирали. В тот момент ученики делились своими мыслями, как можно было на их месте избежать данного конфликта, обсуждались различные пути их решения.

 При обобщении  ответов обращалось внимание, что в конфликтах участвуют только две стороны (остальные — зрители, союзники одной из сторон, третейские судьи).

Детям очень  сильно понравилось это занятие! Все тянули руки и хотели показывать сценки не по одному разу! Поучаствовать успели все.

В конце упражнения пришли к выводу, что разногласия  переходят в конфликт, когда стороны  не проявляют гибкость;  конфликт разрешается мирно, когда стороны  готовы пойти на уступки.

После бурного  участия в сценках, чтобы подытожить занятие и успокоить ребят, было задано два вопроса по теме. Оказалось, что 50% учеников очень часто случаются конфликты с окружающими людьми, у 30% не очень часто, и только у 20% их не бывает; 70%  испытывают чувство злобы, находясь в конфликтной ситуации, 30% расстраиваются.

Занятие 5. Тема: «Какие бывают конфликты?»

Цель – формирование представлений учащихся о разновидностях конфликтных ситуаций и достойном выходе из конфликта.

Данное занятие стало  продолжением и закреплением прошлого материала. Ведущий предложил учащимся назвать хотя бы одно конфликтное слово на каждую букву алфавита (А — агрессия, Г — гнев, Р — разрыв и т.д.) и записывал слова на доске. После этого просит учащихся объяснить, что означают эти слова.

Дети очень воодушевленно выполняли задание! Называли не по одному слову на каждую букву, а по три!  Работали слажено, выполняя поставленную задачу, и отвечали на все вопросы.

Дидактическая задача данного  занятия была выполнена (приложение 6).

Занятие 6. Тема: «Агрессивное поведение».

Цели: Помочь детям отличать агрессивное поведение от адекватного.

В ходе этого занятия дети могут  разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. У них будет возможность проанализировать собственное агрессивное поведение и исследовать чужое.

Занятие началось с того, что дети должны были записать на бумаге все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». 

57% написали, что они дерутся и кричат  матом, 20% назвали таких людей  бешенными, а другие 20% считают, что они могут злиться, но не бить.

Другую  сторону листика ребята поделили по палам. Слева дети записали, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к себе. Справа записали, как они сами проявляли агрессию по отношению к другим детям в школе.

По  итогам задания, выяснилось, что на 90% учеников со стороны учащихся проявляется агрессия в виде драк или обзывании, и 70% детей проявляет агрессию, как способ зашиты.

Далее обсуждались различные вопросы  по теме всем классом, 100% класса сказали, что агрессия может проявляться как в открытой форме (в виде драк), так и в скрытой (в виде угроз);

Информация о работе Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ