Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния массовой культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов [
Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении.
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «норма» и «девиантное поведение». …………………………………………………….6
1.2. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей подросткового возраста……………………………………………..…….….12
1.3. Особенности девиантного поведения подростков…………..……..…..22
1.4. Особенности профилактической работы социального педагога в образовательном учреждении с подростками девиантного поведения……28
Глава II. Практическая часть исследования проблемы деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.
2.1. Описание первого этапа исследования по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………….41
2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками ……………………………………………………………………..44
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения…………………......................................54
Заключение……………………………………………………………………….58
Использованная литература…………………………………………………….62
На диагностическом этапе были использованы следующие методы:
Проведение социометрического опроса показало, что в классе принимаемых 15 человек, 3 лидера и 3 ребят отверженных.
После проведения методики «Кактус», стало очевидным, что большинство подростков склонно испытывают тревожность, проявление агрессивного поведения у 4 человек, у 2 мальчиков негативное отношение к людям, несколько ребят построили вокруг себя «щит» от окружающих.
Вывод:
С помощью проведенных диагностик были выявлены проблемы класса. Класс разделился по гендерному принципу: девочки против мальчиков. В группе девочек есть лидер, на которого ориентируются остальные. Девиантное поведение среди них отсутствует. В группе мальчиков тоже есть лидеры, но именно они имеют девиантное поведение, и влияют на большинство мальчиков класса. Те, кто им не подчиняются, конфликтуют. Таким образом, все ученики класса достаточно спокойны и уравновешены, но, поскольку лидеры имеют девиантное поведение, это сказывается на психологическом климате класса и общем поведении. Поэтому класс нуждается в занятиях на сплочение коллектива, выдвижении других лидеров, смене ценностных ориентиров.
2.2. Описание деятельностного этапа работы социального педагога с подростками
На основании результатов диагностического исследования была определена подгруппа учащихся, имеющих проблемы как: конфликтность во внутриличностных отношениях, агрессивность детей, заниженная самооценка, «щит» от окружающих.
Для достижения поставленной цели нами была разработана программа, которая включает в себя 9 занятий, направленных на: снятие агрессивных проявлений, сплочение группы, оптимизацию межличностных отношений, обучение конструктивному взаимодействию учащихся, формирование адекватной самооценки, понижение тревожности. В программу входят тематические беседы; ряд опросов по темам: дружба, конфликты, агрессивное поведение, крутой подросток; незаконченные предложения, рисунки, игры на согласование, на снижение агрессии.
Занятие 1. Тема «Дружба».
Цели:
- формировать знания
учащихся о доброте,
- определение главных качеств друга;
- учить анализировать и делать выводы.
На занятие обсуждались вопросы: что такое дружба, зачем нужны друзья; кто такой настоящий друг, портрет идеального друга.
Использовались методы беседа, элемент дискуссии, объяснения, словесное описание идеального друга.
Занятие было построено в коллективной форме, фронтальной.
Занятие прошло очень бурно. Дети сразу и активно включились в обсуждение проблемы. Стало понятно, что вопрос о дружбе очень актуален для ребят. Каждый стремился высказать свое мнение. Учащиеся были не сдержаны, перебивали друг друга, старались доказать свою позицию криком. В классе было очень шумно, страсти накалялись. Однако, когда подводилось резюме, то ответы детей порадовали, т.к. они имеют четкие представления о дружбе.
90% - считают, что дружба - это связь двух людей; друзья нужны для того, чтобы поддерживать; настоящий друг – это тот, кто всегда поможет.
10% - считают, друзья нужны для того, чтобы их использовать; настоящий друг – это тот, кто выполняет всю твою работу.
Затем был проведен письменный опрос.
Результаты его тоже были очень интересны:
60% имеют много друзей, 35% мало, а у 5% их нету;
80% ценят своих друзей за отзывчивость, за то, что на них можно положиться, 15% за то, что они делают все за тебя, 5% сказало, что у них нету друзей;
90% назовут своим другом того, кто всегда рядом, а 10% никого;
90% не назовут
родителей своими друзьями, 10% ответили,
что их друзьями являются
95% класса сказали, что они хорошие друзья, 5% же не считают себя хорошим другом (приложение 2).
В конце занятия, когда дети успокоились, пришли к общему знаменателю в характеристике друга, была проведена игра на согласование «Строим автомобиль».
Детям было предложено разделиться на группы по интересам, каждому участнику определиться с ролью – деталью машины , т.е. стать рулем, колесом, кузовом. А затем продемонстрировать «автомобиль» в движении. Три группы справились с заданием за установленное время, фактически без споров распределили роли, и творчески подошли к заданию в демонстрации своей модели. Правда, одна группа так и не смогла прийти к согласию их «авто», не поехал. В этой группе собрались лидеры, и им сложно было подчинить свои амбиции общему интересу.
Занятие 2. Тема занятия: «Что мешает дружить?»
Цель: помочь учащимся определить основы дружбы и условия её сохранения.
Проводилось обсуждение подростковых высказываний. Предлагалось два варианта жизненных ситуаций. Ребята должны были подумать над советами, которые можно было бы дать подросткам.
Учащиеся делились своими идеями по поводу того, как находить друзей и как их не потерять.
66% - посоветовали найти лучшего друга, 24% - посоветовали не плакать и не грустить, 10% - посоветоваться с родителями (приложение 3).
Занятие 3. Тема занятия: К чему приводят интриги в среде подростков, и как живется одинокому подростку.
Цель: научить детей правильно выходить из конфликтных ситуаций, сохраняя дружеские отношения.
В начале занятия у ребят было задание нарисовать «крутого подростка». К заданию подошли творчески, рисовали всевозможные картинки, от героев мультфильмов, друзей до панков и байкеров (приложение 4). Далее обсуждались вопросы всем классом, в классе стоял гул, т.к. каждый хотел высказать свое мнение. Ответы ребят были следующими:
35% ответили, что
крутость - это уважение, популярность
и тебя все боятся, 25% сказали,
что это прикольно и круто,
20% - это самостоятельность,
35% ребят, думают, что многим подросткам хочется быть и выглядеть крутым, для того чтобы их уважали и боялись, 20% считают это модным, 20% говорят, что просто это им нравится, 15% не дали ответа;
45% ответили, что можно быть крутым, если ты хорошо учишься и у тебя нет вредных привычек, 35% считают, что нельзя, 10% ответили: и да и нет, 10% не знают.
После обсуждения ребятам раздались бланки с незаконченными предложениями на тему «Что я буду чувствовать, если...», так они успокоились, и стали серьезно выполнять поставленное задание.
45% будет легко, если они перейдут в новую школу и без проблем найдут новых друзей, 25% попытаются стать крутыми, 20% будет сначала плохо, а 10% постараются учиться лучше;
При переезде в другой город 35% будут изучать новую местность, 25% будут искать новых друзей, 15% будет все равно, у 15% ничего не изменится, а 10% будет страшно.
На вопрос: «Если я оказался самым младшим в спортивной секции?» -
35% если окажутся самым маленьким в спортивной секции, будут заниматься дальше, это для них пустяк, 25% будут расти, 15% ответили, что всех перебьют, 10% не будут туда ходить, а 15% не ответили;
«Если я оказался самым старшим в музыкальной группе?» -
40% если окажутся самыми старшими в спортивной школе, ответили, что это пустяки, не будут ничего делать, 30% сказали, что это хорошо, они будут помогать маленьким, 15% туда не пойдут, 15% уверены, что их будут уважать, и нечего бояться;
60% ребят, если поссорятся с друзьями - будут мириться, 20% - пообижаются пару дней, для 10% - это ничего страшного, а 10% ответили, что их изобьют (приложение 5).
Для завершения занятия мы провели игру «наш дружный класс» с целью сформировать дружный коллектив, научить договариваться и развить как личностную, так и групповую активность, а так же снизить уровень агрессивности и повысить терпимость друг к другу через совместные виды деятельности.
В начале игры классу было предложено поделиться на две команды. Разделились на команду девочек и команду мальчиков, чего и следовало ожидать. Участники построились в колонну затылок друг другу. Ведущий выводил букву алфавита на спине замыкающего колонну. Тот в свою очередь должен молча угадать букву и «нарисовать» ее на спине впереди стоящего. И так далее «по цепочке». Последний - называет букву.
Ребятам игра безумно понравилась! Дети были организованы, молча играли, выполняли все задания, повторили игру раз шесть. Команда, где было больше девочек, все время выигрывала, так как у них больше присутствовала дисциплина, а мальчики очень переживали и злились, но когда поняли, что не нервничая игра получается лучше, успокоились и то же пару раз успели победить!
Занятие №4. Тема: «Что такое конфликт?»
Цель – актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях и предотвращении её.
На этом занятии учащимся предлагалось привести примеры наиболее типичных конфликтов между подростка. Надо было изобразить наиболее популярные виды конфликтов между такими сторонами как:
Ребята выбрали себе по напарнику и по очереди в парах выходили к доске показывать сценку конфликта. На момент, когда конфликт перерастал во что-то большее, весь класс кричал: «стоп!» и они замирали. В тот момент ученики делились своими мыслями, как можно было на их месте избежать данного конфликта, обсуждались различные пути их решения.
При обобщении ответов обращалось внимание, что в конфликтах участвуют только две стороны (остальные — зрители, союзники одной из сторон, третейские судьи).
Детям очень сильно понравилось это занятие! Все тянули руки и хотели показывать сценки не по одному разу! Поучаствовать успели все.
В конце упражнения пришли к выводу, что разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость; конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.
После бурного участия в сценках, чтобы подытожить занятие и успокоить ребят, было задано два вопроса по теме. Оказалось, что 50% учеников очень часто случаются конфликты с окружающими людьми, у 30% не очень часто, и только у 20% их не бывает; 70% испытывают чувство злобы, находясь в конфликтной ситуации, 30% расстраиваются.
Занятие 5. Тема: «Какие бывают конфликты?»
Цель – формирование представлений учащихся о разновидностях конфликтных ситуаций и достойном выходе из конфликта.
Данное занятие стало продолжением и закреплением прошлого материала. Ведущий предложил учащимся назвать хотя бы одно конфликтное слово на каждую букву алфавита (А — агрессия, Г — гнев, Р — разрыв и т.д.) и записывал слова на доске. После этого просит учащихся объяснить, что означают эти слова.
Дети очень воодушевленно выполняли задание! Называли не по одному слову на каждую букву, а по три! Работали слажено, выполняя поставленную задачу, и отвечали на все вопросы.
Дидактическая задача данного занятия была выполнена (приложение 6).
Занятие 6. Тема: «Агрессивное поведение».
Цели: Помочь детям отличать агрессивное поведение от адекватного.
В ходе этого занятия дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. У них будет возможность проанализировать собственное агрессивное поведение и исследовать чужое.
Занятие началось с того, что дети должны были записать на бумаге все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный».
57% написали, что они дерутся и кричат матом, 20% назвали таких людей бешенными, а другие 20% считают, что они могут злиться, но не бить.
Другую сторону листика ребята поделили по палам. Слева дети записали, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к себе. Справа записали, как они сами проявляли агрессию по отношению к другим детям в школе.
По итогам задания, выяснилось, что на 90% учеников со стороны учащихся проявляется агрессия в виде драк или обзывании, и 70% детей проявляет агрессию, как способ зашиты.
Далее обсуждались различные вопросы по теме всем классом, 100% класса сказали, что агрессия может проявляться как в открытой форме (в виде драк), так и в скрытой (в виде угроз);
Информация о работе Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в ОУ