Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5
1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7
1.3.Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных возможностей для одаренных детей…………..21
2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)
Кафедра педагогики:
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине педагогика
на тему:
«Особенности работы учителя с одаренными детьми»
Научный руководитель: доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Чукаев О.В.
Выполнил:
студентка 2 курса группы «Б» (320711)
факультета русской филологии и документоведения
направления педагогическое образование
профиля русский язык и литература
Аманова Анастасия Вячеславовна
Тула 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ…………………………………………………………………
1.1Понятие и определение
1.2.Виды одаренности…………………………
1.3.Сложности, возникающие в
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных
2.3.Специальные программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В новых социально-экономических условиях развития нашего общества проблема изучения и развития интеллектуальной одаренности стала одним из приоритетных научных направлений. Важность изучения этой проблемы объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Невнимательное отношение к развитию интеллектуальной одаренности подрастающего поколения оборачивается для государства значительными моральными, материальными и политическими потерями.
За последние 10 лет интерес к этой проблеме значительно возрос. Увеличилось количество публикаций и исследований по данной проблеме, опирающихся на фундаментальные исследования Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, A.A. Мелик-Пашаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, В.И. Панова, М.А. Холодной, B.C. Юркевич, Л.И. Ларионовой. Тем не менее, практическая ситуация в решении вопросов, связанных с развитием интеллектуальной одаренности учащихся в системе образования, мало изменилась. Количество школ для одаренных детей, экспериментальных классов и классов с дифференцированным обучением недостаточно. Большинство одаренных детей продолжают учиться в общеобразовательных школах. В обучении доминирует монолог учителя, преобладают репродуктивные формы приобретения знаний, умений и навыков, тогда как развитие одаренности требует самостоятельного, поискового подхода в обучении. Ориентация на среднего ученика не позволяет преподавателю учитывать особенности одаренных детей. Как отмечают многие исследователи, школа часто становится зоной задерживающего развития одаренных детей.
Известно, что одаренные дети обладают рядом психологических особенностей: ускоренным психическим развитием, не насыщаемой познавательной потребностью, высокой умственной активностью, творческим подходом к решению проблем, стремлением к самостоятельному приобретению знаний, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью. Все это требует организации специального образовательного пространства, в качестве которого может выступать индивидуальный подход в обучении. На создание специальных условий для развития одаренности указывают: Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, В.Э. Чудковский, В.М. Экземплярский, В.С. Юркевич и другие.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.
В связи
с этим требуется серьезная
Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы; систематизация и обобщение результатов исследования.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ
И СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1.Понятие и определение одаренности у детей
Психологическое изучение детской одаренности долгое время в нашей стране находилось в относительном застое. Считалось, что не нужно выделять особых детей. В условиях массового образования была ориентация на среднего ученика.Для многих родителей и учителей одаренность была и остается загадкой. Когда у ребенка обнаруживается одаренность, они не всегда понимают что с ней делать. В результате — ребенок не может самореализовать свои возможности в полной мере.
Таким
образом, практика показывает, что
развитие одаренности — это
проблема и прогресса общества,
и индивидуального развития
Проблема
одаренности в советских
В современной
психологии на основе слова
«одаренность» созданы два
Одаренность,
во-первых, представляет собой очень
сложное психическое
На сегодняшний
день большинство педагогов и
психологов признают, что уровень,
качественное своеобразие и
Учитель
является определяющим
Особое
внимание в развитии
В исследованиях В.С. Ротенберга показано, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Поисковая активность - деятельность, направленная или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Поисковая активность в учебной деятельности является движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого индивида, делает его активным соучастником этой деятельности [15]. Таким образом, одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности[4]. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности. К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Выделение видов одаренности по этому критерию позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени.
Выделение
видов одаренности по критерию видов
деятельности позволяет отойти от житейского
представления об одаренности как
количественной степени выраженности
способностей и перейти к пониманию
одаренности как системного качества.
При этом деятельность, ее психологическая
структура выступают в качестве
объективного основания интеграции
отдельных способностей, формирующего
тот их состав, который необходим
для ее успешной реализации. Следовательно,
одаренность выступает как
Информация о работе Особенности работы учителя с одаренными детьми