Особенности работы учителя с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5
1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7
1.3.Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных возможностей для одаренных детей…………..21
2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсач36.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет  им. Л. Н. Толстого» (ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

               Кафедра педагогики:

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине педагогика

на тему: 

«Особенности работы учителя с  одаренными детьми»

 

Научный руководитель: доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Чукаев О.В.

Выполнил:

студентка 2 курса группы «Б» (320711)

факультета  русской филологии и документоведения

направления педагогическое образование

профиля русский язык и литература

Аманова Анастасия Вячеславовна

 

Тула 2013

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5

1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5

1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7

1.3.Сложности, возникающие в ходе  психического развития у одаренных  детей………………………………………………………………………………11

ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18

2.1.Принципы, цели, содержание и  методы работы с одаренными детьми…18

2.2.Создание благоприятных возможностей  для одаренных детей…………..21

2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       В новых социально-экономических условиях развития нашего общества проблема изучения и развития интеллектуальной одаренности стала одним из приоритетных научных направлений. Важность изучения этой проблемы объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Невнимательное отношение к развитию интеллектуальной одаренности подрастающего поколения оборачивается для государства значительными моральными, материальными и политическими потерями.

За последние 10 лет интерес к этой проблеме значительно возрос. Увеличилось количество публикаций и исследований по данной проблеме, опирающихся на фундаментальные исследования Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, A.A. Мелик-Пашаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, В.И. Панова, М.А. Холодной, B.C. Юркевич, Л.И. Ларионовой. Тем не менее, практическая ситуация в решении вопросов, связанных с развитием интеллектуальной одаренности учащихся в системе образования, мало изменилась. Количество школ для одаренных детей, экспериментальных классов и классов с дифференцированным обучением недостаточно. Большинство одаренных детей продолжают учиться в общеобразовательных школах. В обучении доминирует монолог учителя, преобладают репродуктивные формы приобретения знаний, умений и навыков, тогда как развитие одаренности требует самостоятельного, поискового подхода в обучении. Ориентация на среднего ученика не позволяет преподавателю учитывать особенности одаренных детей. Как отмечают многие исследователи, школа часто становится зоной задерживающего развития одаренных детей.

Известно, что одаренные дети обладают рядом  психологических особенностей: ускоренным психическим развитием, не насыщаемой познавательной потребностью, высокой умственной активностью, творческим подходом к решению проблем, стремлением к самостоятельному приобретению знаний, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью. Все это требует организации специального образовательного пространства, в качестве которого может выступать индивидуальный подход в обучении. На создание специальных условий для развития одаренности указывают: Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, В.Э. Чудковский, В.М. Экземплярский, В.С. Юркевич и другие.

Создание  условий, обеспечивающих выявление  и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ  в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает  на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В связи  с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также  родителей для формирования у  них научно адекватных и современных  представлений о природе, методах  выявления и путях развития одаренности.

Цель  исследования – выявить особенности  работы учителя с одаренными детьми.

Объект  исследования – обучение и воспитание одаренных детей.

Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.

Задачи  исследования:

  1. Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
  2. Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
  3. Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
  4. Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.

Методы  исследования:

Теоретические – анализ научной  и учебно-методической литературы; систематизация и обобщение  результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ  И СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

1.1.Понятие и определение одаренности у детей

      Психологическое изучение детской одаренности долгое время в нашей стране находилось в относительном застое. Считалось, что не нужно выделять особых детей. В условиях массового образования была ориентация на среднего ученика.Для многих родителей и учителей одаренность была и остается загадкой. Когда у ребенка обнаруживается одаренность, они не всегда понимают что с ней делать. В результате — ребенок не может самореализовать свои возможности в полной мере.

 Таким  образом, практика показывает, что  развитие одаренности — это  проблема и прогресса общества, и индивидуального развития человека.

Проблема  одаренности в советских исследованиях  разрабатывалась как психология способностей. Особое место занимает концепция Б.М. Теплова. По его мнению, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека[16]. Помимо успеха в деятельности, как указывает Б.М. Теплов, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью. К.К. Платонов относит к способностям любые свойства психики, в той или иной мере обеспечивающие успех в конкретной деятельности [2].

 В современной  психологии на основе слова  «одаренность» созданы два термина:  «одаренные дети» и «детская  одаренность». Одаренный ребенок  - это ребенок, который выделяется  яркими, очевидными, иногда выдающимися  достижениями (или имеет предпосылки  для таких достижений) в том  или ином виде деятельности. Термин  «детская одаренность», напротив, указывает  на то, что каждый индивид имеет  определенный интеллектуально-творческий  потенциал. 

 Одаренность,  во-первых, представляет собой очень  сложное психическое образование,  в котором неразрывно переплетены  познавательные, эмоциональные, волевые,  мотивационные, психофизиологические  и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть  постоянными, но могут иметь  и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены  и в скрытой, потенциальной форме[8].

 На сегодняшний  день большинство педагогов и  психологов признают, что уровень,  качественное своеобразие и характер  развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования[1]. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Развитию одаренности ребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и наличие условий социального педагогического и психологического характера [3]. Особое значение, по мнению Б.Т. Лихачева, имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности. Ее осуществление детьми должно обеспечиваться консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями. В успешном формировании одаренности важную роль также играет мастер, педагогическое руководство[7].

 Учитель  является определяющим фактором  в системе обучения одаренных  детей. Поэтому к учителю, работающему  с одаренными детьми, предъявляются  повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей.

 Особое  внимание в развитии одаренности  учащихся уделяют личностным  факторам. Многие исследователи  едины в мнении о том, что одаренный ребенок часто быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и от сверстников он отличается определенными личностными качествами и свойствами, такими как обостренное чувство справедливости, развитая система личных ценностей, хорошо сформированное чувство юмора, наличие преувеличенных страхов, упорство в достижении результата [7], высокие интеллектуальные способности, выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность), способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память, интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям, интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность, убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений, позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой [12].

В исследованиях В.С. Ротенберга показано, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Поисковая активность - деятельность, направленная или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Поисковая активность в учебной деятельности является движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого индивида, делает его активным соучастником этой деятельности [15]. Таким образом, одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    1. Виды одаренности

          Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности[4]. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1. Вид  деятельности и обеспечивающие  ее сферы психики. 

2. Степень  сформированности.

3. Форма  проявлений.

4. Широта  проявлений в различных видах  деятельности.

5. Особенности  возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов  одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности. К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

        Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Выделение видов одаренности по этому критерию позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени.

Выделение видов одаренности по критерию видов  деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как  количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию  одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая  структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим  для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях  конкретной деятельности. Один и тот  же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку  отдельные компоненты одаренности  у различных людей могут быть выражены в разной степени.

Информация о работе Особенности работы учителя с одаренными детьми