Особенности работы учителя с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5
1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7
1.3.Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных возможностей для одаренных детей…………..21
2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсач36.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны  — это отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может  колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного  развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка, должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его  хвалить. Необходимо приучать его к  мысли о возможности появления неудач[9]. 

Одна  из основных характеристик одаренных  детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать  сообразно мнению большинства. Одаренные  дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать  эту психологическую особенность, понимая ее природу.

В целом  эта группа одаренных детей характеризуется  высокой, по сравнении со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и, соответственно, коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников.

           Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать этим детям оптимальные по трудности условия для развития их одаренности. Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами (учителями, консультантами и т. п.).

          Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т. п. [20]. 

     Развитие личности этих детей редко вызывает значительную тревогу у педагогов и их родителей. Иногда у них выражены, как уже отмечалось выше, амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам.

Представление об одаренном ребенке как о  хилом, слабом и социально нелепом  существе не всегда соответствует действительности. Однако у части детей, исключительно  одаренных в какой-либо одной  области, действительно отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Для таких  одаренных детей с дисгармоничным типом развития достаточно распространенным является значительное опережение в  умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы — эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности  развития.

Наиболее  важной характеристикой личности детей  с проявлениями яркой одаренности  является особая система ценностей, т. е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой  занимает деятельность, соответствующая  содержанию одаренности. Свои особенности  у таких детей имеет и самооценка, характеризующая их представление  о своих силах и возможностях. Вполне закономерен факт чрезвычайно  высокой самооценки у этих детей  и подростков. Однако иногда у особо  эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью — от очень высокой  самооценки в одних случаях тот  же подросток бросается в другую крайность в иных, считая, что  он ничего не может и не умеет. И  те, и другие дети нуждаются в  психологической поддержке. [7]. 

Стремление добиться совершенства характерен и для этой категории одаренных детей. В целом перфекционизм носит, как уже говорилось, позитивный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда. Известен ряд примеров, когда невозможность достигнуть поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, длительное переживание своих неудач.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства  из них наблюдается повышенная впечатлительность  и связанная с ней особая эмоциональная  чувствительность, имеющая избирательный  характер и связанная прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. [1]. 

Весьма  трудной, с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков  или — шире — саморегуляции. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любой другой деятельности, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегает, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей.

У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом. [13]. 

Другой  серьезной проблемой некоторой  части детей с высочайшими  интеллектуальными способностями  является доминирование направленности лишь на усвоение знаний. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающий всех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их познавательной деятельности[5]. В силу этого их достижения не носят творческого характера и подлинная одаренность не сформирована. Вместе с тем при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его  взаимоотношений со сверстниками и  взрослыми, которые, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни  и тем самым формируют его  личность.

Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер. Так, до определенного времени общение  со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных  гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе.

Так, в  силу уже описанной выше неравномерности  развития, у части детей с резко  повышенными интеллектуальными  и художественно-эстетическими возможностями  часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального  поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться  в излишней конфликтности. Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка  бьют, придумывают для него обидные  прозвища, устраивают унизительные розыгрыши). В результате это приводит к своеобразной отчужденности ребенка от группы сверстников и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или только взрослых. [11]. 

Правда, многое зависит от возраста детей  и системы ценностей, принятой в  данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность  того, что особые интеллектуальные способности такого одаренного ребенка  или подростка будут по достоинству  оценены и, соответственно, его взаимоотношения  со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно относятся к  особо одаренным детям, однако все  зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность  интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения  с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Именно поэтому  понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально  важным для успешной работы учителя  с таким контингентом детей и  подростков. Необходимо обратить внимание на тот факт, что выборка одаренных  детей неоднородна и особенности, присущие одной группе, нельзя распространять на всех одаренных детей. Важно подчеркнуть, что возникающие у них проблемы не являются следствием самой одаренности, ее имманентной характеристикой[1]. 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

2.1. Принципы, цели, содержание и методы работы  с одаренными детьми

         К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

• Принцип  развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному  развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

• Принцип  индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что  цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно  учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого  принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме. • Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям[1]. 

          Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее  среднее образование. В то же время  психологические особенности одаренных  детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую  составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением  определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической  составляющей являются высокий (или  повышенный) уровень и широта общеобразовательной  подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение  условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с  целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям  эта цель особенно значима. Следует  подчеркнуть, что именно на этих детей  общество в первую очередь возлагает  надежду на решение актуальных проблем  современной цивилизации. Таким  образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить  рост его способностей — это особо  важная задача обучения одаренных детей. [19]. 

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного  развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных  детей. При этом важно иметь в  виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

Конкретные  цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики  определенного вида одаренности, а  также психологических закономерностей  ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей  одаренностью могут быть выделены следующие:

• развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а  то, какое применение оно будет  иметь);

• создание условий для развития творческой личности;

• развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия  его возможностей);

• обеспечение  широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, способствующей развитию целостного миропонимания и формированию компетентности в различных областях знания. [4]. 

Информация о работе Особенности работы учителя с одаренными детьми