Особенности работы учителя с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5
1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7
1.3.Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных возможностей для одаренных детей…………..21
2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсач36.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального  развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно  или неосознанно требуют к  себе отношения как к полноправному  субъекту учебной деятельности, общения и т. д.[5].

Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в  рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических  принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;

2) комплексный  (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов; 

3) создание  системы консультирования и тренингов.  Именно в этой форме, как  показывает опыт обучения педагогов,  им легче осознать собственные  личностные проблемы, мешающие в  работе. Эта форма эффективна  для формирования необходимых  учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

4) создание  психолого-педагогических условий  (системы факультативов, кружков,  секций) для развития профессионального  мастерства;

5) демократизация  и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы учения;

6) образовательная  ступень и сфера деятельности  педагогов (педагоги дошкольных  учреждений, учителя начальной школы,  учителя-предметники, педагоги, работающие  в системе дополнительного образования,  педагоги-дефектологи, практические  психологи, а также представители  школьной администрации и т.  п.);

7) особенности  контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т. п., при этом специальное внимание  должно уделяться специфическим  группам одаренных детей — детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);

8) профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:

а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся  в педагогических и психологических  учебных заведениях; педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах  «для одаренных» и т. п.);

б) уровень  полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных  тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т. п.);

9) специфика образовательной инфраструктуры. Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимых учебно-методических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а также ряда специалистов, например психологов, педагогов дополнительного образования и т. п.)[17].

В соответствии с этим подготовка педагогов может  строиться с учетом следующих  принципов:

1. Принцип  единства и дифференциации общего  и специального обучения. В рамках  общего обучения раздел по  проблематике одаренности должен  быть включен в курс психологии  во всех психологических и  педагогических вузах. Таким образом может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.

Специальное обучение должно строиться с учетом специфики подготовки педагога, работающего  с одаренными детьми.

2. Принцип  этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т. п.).

3. Принцип  единства теоретической и практической  подготовки. В ходе подготовки  специалистов, работающих с одаренными  детьми, необходимо адекватно сочетать  теоретическую и практическую  направленность. [11].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг учителя  на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в  развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

О детях, которые настолько превосходят  по своим способностям и достижениям  остальных, обычно говорят как о  детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют  серьезные проблемы, которые требуют  особого внимания и соответствующей  помощи со стороны учителей и психологов.

 Для  всех детей главнейшей целью  обучения и воспитания является  обеспечение условий для раскрытия  и развития всех способностей  и дарований с целью их последующей  реализации в профессиональной  деятельности.Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

Обучение  одаренных детей в условиях общеобразовательной  школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп  учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального  учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников.

Россия вплотную озаботилась проблемой  обучения и развития одаренных детей  совсем недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью  которой является создание государственной  системы выявления, развития, поддержки  одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию одаренности», в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей.

Государственная политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных  походов по выявлению, обучению и  поддержке одаренных детей.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Власова, И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей [Текст]/ И.В Власова; Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 2 (4). - С. 99-103.
  2. Врублевска, М.М. Дидактические условия развития одаренности учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / М. М Врублевска; Психология и школа. 2008. - №2.
  3. Духова, Л.И. Готовность учителя к работе с одаренными детьми [Текст] / Л.И Духова; Начальная школа. 2003. - №1. - с. 105.
  4. Ильясов, Д.Ф., Андреева, Н.Ю. Особенности развития одаренности учащихся [Текст]/ Д.Ф. Ильсов, Н.Ю.Андреева; Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.
  5. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка Эрики Ландау. - M., 2002
  6. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. [Текст]/ Н.С. Лейтес; - М. : Просвещение, 1984. - 179 с.
  7. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  8. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст]/А.М. Матюшкин; Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
  9. Матюшкин, А.М. Творческая одаренность // Человек в системе общенаучных отношений : материалы всесоюз. науч. конф. - М., 1991. - С. 149-159.
  10. Одаренные дети [Текст]/ под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. - М. : Прогресс, 1991. - 376 с.
  11. Одаренность. Рабочая концепция. 2-е изд., расш.и перераб. [Текст]- М., 2003.
  12. Панов, В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема [Текст]/ В.И. Панов; Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 3. - С. 3-10.
  13. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования. - Самара, 2007.
  14. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. -М.: ИПРАН, 2000.-96 с.
  15. Ротенберг, В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. - М., 1984.
  16. Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2 т. - М. : Педагогика, 1985.
  17. Тихомирова, Т.Н. Средовые факторы развития одаренности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelligence.su/lib/00061.htm. (дата обращения: 10.03.2012).
  18. Ушаков, Д.В. Одаренность, творчество, интуиция Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст]/ Д.В. Ушаков; Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997. - С. 78-89.
  19. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст]/ К.А Хеллер; Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.
  20. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. [Текст]/ В.Э. Чудновский; - М. : Знание, 1986. - 80 с.

 

 

 

 
 

 


Информация о работе Особенности работы учителя с одаренными детьми