Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5
1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7
1.3.Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных возможностей для одаренных детей…………..21
2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т. п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие, создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне учебного процесса в школе, наличии дополнительных помещений, преподавательских кадров и т. п.; «массовость» применения, что связано с тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т. п.)[10].
Таким образом, возможность применения этой формы обучения одаренных детей ограничивается готовностью и умением учителя применять в своей практике технологии обучения в малых группах, с одной стороны, и умением дифференцировать учебную программу для разных групп учащихся на основании тех требований, которые обусловлены специфическими потребностями и возможностями той или иной группы учащихся — с другой стороны. Понятно, что это требует специальной подготовки учителя, особого мастерства, свободного и оперативного доступа учителя к разнообразным источникам информации и техническим средствам.
Важно иметь
в виду, что выбор и применение
той или иной формы индивидуализации
и дифференциации обучения должны быть
основаны не только на возможностях конкретной
школы, но прежде всего на учете индивидуальных
особенностей ребенка, которые и
должны определять выбор оптимальной
для него стратегии развития. В
частности, применение различных форм
организации учебного процесса в
целях дифференциации обучения для
одаренных учащихся, основанных на
идее группировки одаренных детей
в определенные моменты образовательного
процесса, может быть эффективно только
при условии изменения
2.3. Специальные программы
Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся — в условиях специализированной школы и/или класса, а также массовой общеобразовательной школы — принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (например, лингвистической, математической и т. д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Программы обучения должны:
• включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
• использовать
в обучении междисциплинарный подход
на основе интеграции тем и проблем,
относящихся к различным
• предполагать
изучение проблем «открытого типа»,
позволяющих учитывать
• учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
• содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);
• обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
• поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
• гарантировать
наличие и свободное
• предусматривать
качественное изменение самой учебной
ситуации и учебного материала вплоть
до создания специальных учебных
комнат с необходимым оборудованием,
подготовки специальных учебных
пособий, организации полевых
• обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
• способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
• включать
элементы индивидуализированной
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
2) в какой
форме может проявиться
3) какие
задачи работы с одаренными
являются приоритетными:
4) какой
тип образовательного
Таким образом, дифференциация обучения имеет две формы. Первая — дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой). Вторая — дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую — как «внутреннюю» (или элективную).
Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляют нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык «обреченности на успех». Тем не менее необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», т. е. на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов. Таким образом, необходимо создавать специальные условия для развития одаренности учащихся в рамках общеобразовательной школы[17].
Можно выделить три подхода по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей в зарубежных странах:
В США накоплен самый богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Министерство образования и науки, многие университеты и колледжи, местные органы образования, общественные организации.
В Австрии, во всех округах страны
действуют программы для
Великобритания отличается тем, что не включает категорию одаренных в свое школьное законодательство, но интенсивно развивает поддержку учащихся в рамках обычных классов. В государственном образовании отсутствуют отдельные школы или классы для одаренных учащихся. Одним из важных принципов организации образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа получает финансы, которые должны быть использованы только на развитие программ для одаренных учащихся[10].
В европейских странах, таких как Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Франция, а также в Швеции, Дании, Норвегии, одаренные учащиеся не упоминаются в законах о школьном образовании. В этих странах специальные школы и учебные программы для одаренных учащихся существуют только как частные образовательные инициативы или как учебные курсы в Центрах развития одаренности при Университетах.
К примеру, в Германии разработана
летняя программа «Немецкая школьная
академия» для одаренных
В странах Юго-восточной Азии, таких
как Китай, Корея. Таиланд
и Сингапур нет специальных школ для одаренных
детей. Но в этих странах при каждом университете
существует школа, которая позволяет давать
образование повышенного уровня.
Россия вплотную озаботилась проблемой обучения и развития одаренных детей совсем недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью которой является создание государственной системы выявления, развития, поддержки одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию одаренности», в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей[3].
Государственная политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных походов по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей.
В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей в России можно выделить:
Важно иметь
в виду, что два последних подхода
являются сегодня наиболее распространёнными.
Они позволяют учесть познавательные
и личностные особенности одаренных детей.
Дополнительное образование способствует
расширению сферы творчества одаренного
ребенка. Внешкольные объединения дают
возможность реализовать интересы, выходящие
за рамки школьной программы.
Таким образом, подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия, содержание, формы и методы — должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований:
1) формирование
профессионально-личностной
Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.
Информация о работе Особенности работы учителя с одаренными детьми