Особенности работы учителя с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5
1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7
1.3.Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных возможностей для одаренных детей…………..21
2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсач36.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и  т. п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению  с другими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие, создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне учебного процесса в школе, наличии дополнительных помещений, преподавательских кадров и т. п.; «массовость» применения, что связано с тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т. п.)[10].

Таким образом, возможность применения этой формы обучения одаренных детей ограничивается готовностью и умением учителя применять в своей практике технологии обучения в малых группах, с одной стороны, и умением дифференцировать учебную программу для разных групп учащихся на основании тех требований, которые обусловлены специфическими потребностями и возможностями той или иной группы учащихся — с другой стороны. Понятно, что это требует специальной подготовки учителя, особого мастерства, свободного и оперативного доступа учителя к разнообразным источникам информации и техническим средствам.

Важно иметь  в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях конкретной школы, но прежде всего на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и  должны определять выбор оптимальной  для него стратегии развития. В  частности, применение различных форм организации учебного процесса в  целях дифференциации обучения для  одаренных учащихся, основанных на идее группировки одаренных детей  в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном  случае обучение одаренных детей  будет отличаться от традиционного  только темпом прохождения учебной  программы, что не является достаточным  для действительного развития таких  детей, удовлетворения их индивидуальных познавательных запросов, в силу чего выделение одаренных учащихся в  отдельную группу может иметь  больше отрицательных последствий, чем положительных.

2.3. Специальные программы обучения  одаренных детей

       Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся — в условиях специализированной школы и/или класса, а также массовой общеобразовательной школы — принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (например, лингвистической, математической и т. д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Программы обучения должны:

• включать изучение широких (глобальных) тем и  проблем, что позволяет учитывать  интерес одаренных детей к  универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую  ориентацию и интерес к будущему;

• использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать  стремление одаренных детей к  расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

• предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

• учитывать  интересы одаренного ребенка и в  максимальной мере поощрять углубленное  изучение тем, выбранных самим ребенком;

• содействовать  изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний  о том, как»);

• обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки  самими детьми с учетом характера  их меняющихся потребностей и специфики  их индивидуальных способов деятельности;

• поддерживать и развивать самостоятельность  в учении;

• гарантировать  наличие и свободное использование  разнообразных источников и способов получения информации;

• предусматривать  качественное изменение самой учебной  ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных  комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных  пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;

• обучать  детей оценивать результаты своей  работы с помощью содержательных критериев, формировать у них  навыки публичного обсуждения и отстаивания  своих идей и результатов творческой деятельности;

• способствовать развитию рефлексии, самопознания, а  также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

• включать элементы индивидуализированной психологической  поддержки и помощи с учетом своеобразия  личности каждого, одаренного ребенка[20].

Учитывая  многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и  развитию одаренных детей требует  предварительного ответа на следующие  вопросы:

1) с каким  видом одаренности мы имеем  дело (общая или специальная в  виде спортивной, художественной  или иной);

2) в какой  форме может проявиться одаренность:  явной, скрытой, потенциальной; 

3) какие  задачи работы с одаренными  являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т. д.

4) какой  тип образовательного учреждения  целесообразно использовать: специально  ориентированную на работу с  одаренными детьми гимназию, общеобразовательную  массовую школу, учреждение дополнительного образования и т. д[11].

Таким образом,  дифференциация обучения имеет две  формы. Первая — дифференциация на основе раздельного обучения одаренных  детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с  разными учебными программами и  специализированной образовательной  средой). Вторая — дифференциация на основе смешанного обучения одаренных  детей в обычном классе общеобразовательной  школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности  избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую — как «внутреннюю» (или элективную).

Каждая  форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных  детей в особых классах или  школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском  возрасте. Положение усугубляют нарушение  естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык  «обреченности на успех». Тем не менее необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», т. е. на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов. Таким образом, необходимо создавать специальные условия для развития одаренности учащихся в рамках общеобразовательной школы[17].

Можно выделить три подхода по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей  в зарубежных странах:

  1. Создание специальных государственных программ  
    и образовательных учреждений для одаренных учащихся.

В США накоплен самый богатый  практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения  одаренных детей, создания соответствующих  учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Министерство образования и науки, многие университеты и колледжи, местные органы образования, общественные организации.

В Австрии, во всех округах страны действуют программы для одаренных  учащихся. В них активно используются школьные и внешкольные ресурсы  обогащения и ускорения, специализированные классы и школы и обширная сеть конкурсов и олимпиад. На уровне государственной программы зафиксирована  необходимость в образовании  для одаренных детей и специальной  подготовки для учителей. [13].

  1. Обучение одаренных детей в общеобразовательных школах.

Великобритания отличается тем, что  не включает категорию одаренных  в свое школьное законодательство, но интенсивно развивает поддержку  учащихся в рамках обычных классов. В государственном образовании  отсутствуют отдельные школы  или классы для одаренных учащихся. Одним из важных принципов организации  образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа получает финансы, которые  должны быть использованы только на развитие программ для одаренных учащихся[10].

  1. Частные школы для одаренных детей, школы при университетах.

В европейских странах, таких  как  Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Франция, а также в Швеции, Дании, Норвегии, одаренные учащиеся не упоминаются  в законах о школьном образовании. В этих странах специальные школы и учебные программы для одаренных учащихся существуют только как частные образовательные инициативы или как учебные курсы в Центрах развития одаренности при Университетах.

К примеру, в Германии разработана  летняя программа «Немецкая школьная академия» для одаренных учащихся, главной целью которой является создание атмосферы наилучшего развития способностей детей и их общения  со сверстниками с таким же высоким  потенциалом и мотивацией.

В странах Юго-восточной Азии, таких  как Китай, Корея. Таиланд  
и Сингапур нет специальных школ для одаренных детей. Но в этих странах при каждом университете существует школа, которая позволяет давать образование повышенного уровня.

Россия вплотную озаботилась проблемой  обучения и развития одаренных детей  совсем недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью  которой является создание государственной  системы выявления, развития, поддержки  одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию одаренности», в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей[3].

Государственная политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных  походов по выявлению, обучению и  поддержке одаренных детей.

В качестве основных образовательных  структур для обучения одаренных  детей в России можно выделить:

  1. систему дошкольных образовательных учреждений – детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников;
  2. систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
  3. систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
  4. систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми  
    и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения)[13].

Важно иметь  в виду, что два последних подхода  являются сегодня наиболее распространёнными. Они позволяют учесть познавательные  
и личностные особенности одаренных детей. Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Таким образом, подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия, содержание, формы и методы —  должна обеспечивать становление и  развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов  следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых  для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований:

1) формирование  профессионально-личностной позиции  педагогов (см. выше). С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.

Именно  дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать  своим поведением нестандартные  ситуации, для решения которых  сформировавшиеся ранее «учительские»  стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и  для самого учителя.

Информация о работе Особенности работы учителя с одаренными детьми