Особенности работы учителя с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5
1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7
1.3.Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных возможностей для одаренных детей…………..21
2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсач36.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

Содержание  образования.

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1. Ускорение.  Этот подход позволяет учесть  потребности и возможности определенной  категории детей, отличающихся  ускоренным темпом развития. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и/или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может «свести на нет» все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный подход эффективен по  отношению к детям, которые  обнаруживают особый интерес  по отношению к той или иной  конкретной области знания или  области деятельности. При этом  предполагается более глубокое  изучение ими тем, дисциплин  или областей знания. В нашей  стране широко распространены  школы с углубленным изучением  математики, физики и иностранных  языков, где обучение ведется  по углубленным программам соответствующих  предметов. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Важно иметь  в виду, что два последних подхода  являются наиболее перспективными. Они  позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей[10]. 

Содержание  учебного плана и программ учебных  дисциплин могут оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины[11]. 

Методы  и средства обучения.

Методы  обучения, как способы организации  учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоений знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально  одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого  характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные  — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов  одаренных учащихся[1]. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное  использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, DVD и т. п.).

В целом, в обучении одаренных эффективность  использования средств обучения определяется главным образом содержанием  и методами обучения, которые реализуются  с их помощью.

2.2. Создание благоприятных возможностей  для одаренных детей

Обучение  одаренных детей в условиях общеобразовательной  школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп  учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального  учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.)[1]. К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников.

Работа  по индивидуальному плану и составление  индивидуальных программ обучения предполагает использование современных информационных технологий), в рамках которых одаренный  ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости  от своих потребностей. [18].

Существенную  роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. [3]. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.

Занятия по свободному выбору — факультативные и в особенности организация  малых групп — в большей  степени, чем работа в классе, позволяют  реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов  работы. Это помогает учесть различные  потребности и способности одаренных  детей.

Большие возможности содержатся в такой  форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских  секций или объединений, предоставляющих  учащимся возможность выбора не только направления исследовательской  работы, но и индивидуального темпа  и способа продвижения в предмете. Дальнейшее развитие возможностей ученика  должно проходить в рамках его  вовлечения в исследовательскую  работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через  включение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень  системности знания, что исключает  его формализм. Перефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».

Сеть  творческих объединений позволяет  реализовать совместную исследовательскую  деятельность педагогов и учащихся. Межклассные объединения-секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь тем не менее в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей[19].

Однако  привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений  предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков  исследовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших  школьников и подростков, может осуществляться как в рамках специального обучения в шестой (развивающий) день, так  и во время факультативных занятий[4].

Распространенной  формой включения в исследовательскую  деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней  дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение  практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой  своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая  учиться вместе со сверстниками и  оставаясь включенным в привычные  социальные взаимоотношения, качественно  углублять свои знания и выявить  свои ресурсы в области, соответствующей  содержанию его одаренности. Проекты  могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма  работы и социальнозначимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей[19].

Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных  детей в условиях массовых общеобразовательных  школ может оказать применение различных  форм организации обучения, которые  основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы  зависит от особенностей школы —  ее размера, традиций, наличия квалифицированных  кадров, помещений, финансовых возможностей, количества одаренных детей в  школе и т. д.

         Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей предоставляют следующие формы обучения.

Дифференциация  параллелей. В школе предусматривается  несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. Эта форма обучения является перспективной, начиная со старшего подросткового  возраста (с 9-го класса) и особенно актуальна  для тех одаренных детей, у  которых к концу подросткового  возраста сформировался устойчивый интерес к определенной области  знания.

Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому  учебному предмету в группы, учитывающие  их сходные возможности. Один и тот  же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой  и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого  предмета ученики группируются по-новому. Эта форма обучения оказывается  полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство. Так, у одаренных детей  возрастают академические успехи, улучшается отношение к школьным дисциплинам, повышается самооценка. Включенность детей в разные коллективы, как  однородные, так и разнородные, обеспечивает максимально широкий круг общения, что сказывается благоприятным  образом на ходе процесса социализации как одаренных детей, так и всех других учащихся школы.

Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предполагается объединение в группу 5—8 наиболее успевающих в каждой параллели  школьников, которая помещается в  один из классов, где кроме них  находятся еще около 20 учеников. С этим классом обычно работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обучение основной части класса и группы одаренных ведется параллельно, что предусматривает различные задания. Эта форма обучения оказывает положительное влияние в первую очередь на академические результаты группы одаренных детей.

Попеременное  обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а  только на его часть, что дает одаренным  детям возможность для общения  со сверстниками и позволяет им находить равных себе в академическом отношении  детей и соответствующее содержание образования. Наиболее естественный вариант  заключается в том, что одаренные  дети имеют возможность заниматься со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со своими сверстниками. В последний  год или несколько лет одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне[1].

Данная  форма обучения оказывает положительное  влияние на академическую успеваемость, а также социальные навыки и самооценку одаренных детей, поскольку она  учитывает такую особенность  развития одаренных детей, как диссинхрония (неравномерность развития). Соответственно, дифференциация обучения осуществляется не глобально, а лишь в некоторой избранной предметной области. Сложность проблемы заключается в реализации этой формы обучения в условиях школы. Если речь идет о занятиях одного-двух учеников по одному-двум предметам, специальных организационных вопросов не возникает. Если же эта форма применяется систематически, то возникает необходимость координации индивидуальных расписаний учеников. Эта форма обучения может быть рекомендована для небольших частных школ, специализирующихся на работе с одаренными детьми.

Обогащенное обучение для отдельных групп  учащихся за счет сокращения времени  на прохождение обязательной программы. В этом случае для одаренных детей  осуществляется замена части обычных  занятий на занятия, соответствующие их познавательным запроса. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения.

Информация о работе Особенности работы учителя с одаренными детьми