Особенности работы учителя с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности работы учителя с одаренными детьми.
Объект исследования – обучение и воспитание одаренных детей.
Предмет исследования – особенности работы учителя с одаренными детьми.
Задачи исследования:
Определить основные теоретические подходы к проблеме развития одаренности учащихся.
Выявить содержание и сущность понятия «одаренность».
Изучить принципы, содержание и методы обучения одаренных детей.
Проанализировать специальные программы обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1Понятие и определение одаренности у детей………………………………..5
1.2.Виды одаренности………………………………………………………….....7
1.3.Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2.СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ…18
2.1.Принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми…18
2.2.Создание благоприятных возможностей для одаренных детей…………..21
2.3.Специальные программы обучения одаренных детей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсач36.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

      Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т. д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта[10].

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная  одаренность — это психологическая  характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются  в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Потенциальная одаренность — это психологическая  характеристика ребенка, который имеет  лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности  в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной  мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.). Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной одаренности и скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Причины, порождающие феномен скрытой  одаренности, кроются в специфике  культурной среды, в которой формируется  ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его  воспитании и развитии, и т. п. Скрытые  формы одаренности — это сложные  по своей природе психические явления [12].

По критерию «широта проявлений в различных  видах деятельности» можно выделить: общую и специальную одаренность.

Общая одаренность  проявляется по отношению к различным  видам деятельности и выступает  как основа их продуктивности. В  качестве психологического ядра общей  одаренности выступает результат  интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы  ценностей, вокруг которых выстраиваются  эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты  общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

         Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.)[18]. 

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также  те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально — «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д. [6]. 

Существует  определенная зависимость между  возрастом, в котором проявляется  одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются  в сфере искусства, особенно в  музыке. Несколько позднее одаренность  проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создании новых областей и методов  исследования и т. п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это  связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные  открытия. Раньше других при этом проявляются  математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой  индивидуальный случай детской одаренности  может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными.  
Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет.  
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени - сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.  
      Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».  
Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

    1. Сложности, возникающие в ходе психического развития у одаренных детей

         О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

Поэтому при градации одаренности следует  иметь в виду, что ее следует  дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным  и дисгармоничным типами развития.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом  жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с  высоким уровнем интеллектуального  и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое  дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются  не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180)[5].  В основе этого варианта одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Стремление  к творческой деятельности считается  отличительной характеристикой  одаренных детей с гармоничным  типом развития. Они высказывают  собственные идеи и отстаивают их. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его, написал реферат и т. д. Однако самостоятельность одаренных детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи. По мнению специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. Для самообучения необходимо приобретение метакогнитивных навыков, лежащих в основе способности ребенка в той или иной степени управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания[10]. 

Излишнее  вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать  негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить  развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Учитывая  эти особенности одаренных детей  и подростков, при организации  учебного процесса необходимо предусмотреть  возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся  самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы  они хотели бы изучать ускоренно  и/или углубленно, планировать процесс  своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Мотивационными  признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым  делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. [12]. 

Вопреки распространенному мнению о том, что одаренность всегда «глобальна», в силу чего одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, ибо им вообще нравится учиться, это  явление не столь закономерно. Часто  наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных  детей: высокий уровень мотивации  наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный  ребенок может не только не проявлять  интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с  его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями[19]. 

Характерная особенность мотивационной сферы  одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина  вопросов, которые задают одаренные  дети, намного превышают аналогичные  показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Кроме того, многие вопросы могут быть настолько  сложны и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что на них трудно ответить даже специалистам. В этой связи необходимо разрабатывать  педагогические технологии, позволяющие  одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут  использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной  работы с литературой, методам исследовательской  деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т. п.[6]. 

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень.

Одаренный ребенок стремится к новым  познавательным ситуациям, они его  не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Способный  ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок  получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко  признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней  мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и  различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.

Информация о работе Особенности работы учителя с одаренными детьми