Особенности технологического подхода и его реализация в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – реализация технологического подхода в образовательном процессе.
В ходе исследования применялись методы:
1. анализ научной, учебно-методической и психолого-педагогической литературы по теме;
2. анализ понятийно-терминологического ряда;
3. анализ передового педагогического опыта;
4. систематизация учебно-методического материала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 5
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ 25
3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Технол подход.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

- создавать «коммуникативное поле»;

- руководить дискуссией;

- проектировать эффективные стратегии  обучения.

Данная технология предполагает работу в малых группах, что дает возможность  всем ученикам участвовать в работе, практиковать навыки  сотрудничества, межличностного общения.

Для того чтобы деятельность была успешной, учитель:

- продумывает и оптимально организует  учебное пространство, готовит вспомогательный  материал;

- обеспечивает психологическую  готовность учащихся и учителя  к совместному сотрудничеству;

- нацеливает учащихся не только  на освоение учебного материала,  но и на поиск практических  знаний;

- вовлекает всех учащихся в  диалоговую деятельность.

Изучив основы интерактивной технологии, Панкова И.Н., выделила качественные характеристики. Ей соответствуют:

- вариативность,

- научность,

- диагностичность,

- прогнозируемость,

- оптимальность,

- эффективность.

Педагогическая цель ученического любого проекта – создание условий  для самообразования, развития творческих способностей школьников. Различают  следующие виды проектов:

- исследовательские, которые требуют  хорошо продуманных целей и  структуры деятельности, обоснования  актуальности темы исследования, выбора адекватных методов и  приемов, получения конкретных  результатов. Ученический проект  имеет ту же логику, что и научное исследование;

- игровые, участники которых  принимают на себя определенные  роли, обусловленные характером  и содержанием проекта, особенностью  решаемой проблемы;

- информационные, направленные на  сбор информации о каком-либо  объекте или процессе;

- практико-ориентированные, отличающиеся  четкой направленностью на достижение  конкретного результата;

Проектная деятельность позволяет  индивидуализировать образовательный  процесс, создает благоприятные  условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся.

В теории и практике работы школ сегодня  существует множество вариантов  учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит  в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное в связи с чем, говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного  обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

- массовая (традиционная) школьная  технология, рассчитанная на усредненного  ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки,  выравнивания и т.п.);

- различные виктимологические  технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми  в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и  модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются  очень редко. Обычно учебный процесс  строится так, что конструируется некоторая  полидидактическая технология, которая  объединяет, интегрирует ряд элементов  различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий [Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.162 ].

Говоря о сочетании традиционного  и инновационного необходимо отметить такую особенность, как взаимопревращение  инновации и традиции. Сосуществование  нормы и инновации, которые динамично  взаимодействуют, развиваются, является существенным для педагогической инноватики. Норма сохраняет то, что существует, а инновационная деятельность его изменяет.

Варианты взаимодействия инновации  и нормы, могут находиться в рамках восприятия нового, как патологии до превращения нормы в безрезультатность. Новое может означать как отхождение от нормы, нарушения ее, так и необычное использование. Часто происходит выведение инновации из нормы.

Передовое часто сохраняет в  себе много элементов традиционного, что ярко проявляется в педагогике. Это свидетельствует о необходимости бережного отношения к традиции, в которой зарождается и формируется, функционирует новое.

Познание особенностей зарождения, развития, функционирования, а также  существенных признаков таких феноменов как норма, новое, новизна, усовершенствование, занимается инноватика, призванная обеспечивать эффективное развитие общества зависимо от нужд практики. Ее поисковый потенциал может быть использован в слабой сфере человеческой деятельности, в частности и педагогической [Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - С.290 ].

Говоря о сочетании традиционного  и инновационного, необходимо упомянуть  и инновационные образовательные процессы, которые и есть процессы создания, освоения и использовании педагогических технологий.

И инновационные процессы отличаются от стабильных или традиционных.

Основу и содержание инновационных  процессов составляет инновационная  деятельность, сущность которой состоит в обновлении педагогического процесса, внесение новосозданий в традиционную систему, это предусматривает высшую ступень педагогического творчества и, прежде всего педагогов новаторов.

В широком смысле понимания к  педагогам-новаторам принадлежат все педагоги, которые работают творчески, стремятся к обновлению своих педагогических и воспитательных способ. В узком смысле педагоги-новаторы считают автора новой педагогической системы.

О сочетании инновационнонового и  традиционного способов можно сказать, что они очень тесно сосуществуют, происходит взаимопревращение инновации в традицию и из традиции зарождается новая инновация. Часто сочетание этих форм выражается в небольшой модификации традиционного инновационным.

Таким образом, мы рассмотрели современные педагогические технологии, их основные качества и классификацию. Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, при меняемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические  технологии), технологии развития (развивающие  технологии). Здесь педагогическая технология выступает как синоним педагогической системы, включающей в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, воспитания и развития, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Выделяются следующие характерные признаки таких технологий:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе его лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
  • технологическая цепочка педагогических действий операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
  • элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижения планируемых результатов (государственного стандарта всеми школьниками);
  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Педагогические технологии можно  рассматривать и на частно-методическом, т.е. предметом уровне как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения, воспитания и развития в рамках одного предмета, класса, учителя. Педагогическая технология отличается от методики преподавания и воспитательной работы тем, что в ней больше представлены процессуальный, количественный и расчётный компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная сторона.

Названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ

 

Образовательные технологии, являющиеся по своей сути социальными, представляются необходимым инструментарием современного педагога. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой образования – подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости, ориентированных на гуманистические ценности в решении любых проблем, способных к критической оценке и презентации своих достижений.

При этом в  условиях обновления профессионального образования актуальными в педагогической деятельности становятся знания тенденций инновационных изменений, вносимых в образовательную систему как на уровне образовательных технологий и концепций, целей и результатов, содержания и технологии, структуры, нормативно-правовой базы, так и в процессы использования новых способов овладения знаниями. Отражение проблематики инновационного характера развития системы профессионального образования в практике педагога обеспечит его ориентацию на получение нового или усовершенствованного продукта, внедренного на образовательном рынке, нового или усовершенствованного процесса, использованного в практической деятельности, либо нового подхода к образовательным услугам.

В настоящее  время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:

– обеспечение  выхода в сеть Интернет каждого участника  учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;

– развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и  присутствие в нем в различное  время и независимо друг от друга  всех участников образовательного и  творческого процесса;

– создание, развитие и эффективное использование  управляемых информационных образовательных  ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного  доступа для работы с ними.

Исходя  из сложившихся темпов компьютеризации  отрасли непрерывного образования, а также учитывая неравномерность  технологического компьютерно-сетевого обеспечения населения на дому, можно  ожидать, что в самое ближайшее  время указанные задачи в полном объеме и комплексно решены не будут [А.С. Сигов, В.А. Мордвинов. Мобильные информационные технологии в учебном процессе школы и вуза. Магистр, № 5-6, 2001.].

Вместе  с тем, возрастает понимание того, что традиционная схема получения  образования в первой половине жизни морально устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни. Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Должны быть разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, образование, ориентированное на студента, обучение без временных и пространственных границ. Для повышения качества образования предполагается также интенсивно использовать новые образовательные технологии.

Различные подходы к определению образовательной технологии можно суммировать как совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей. Различие образовательных технологий специалисты обычно выводят из различия применяемых средств обучения. Информационные образовательные технологии возникают при использованием средств информационно-вычислительной техники. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:

– техническая (вид используемых компьютерной техники и средств связи);

– программно-техническая (программные средства поддержки  реализуемой технологии обучения);

– организационно-методическая (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса).

Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы. Формируется прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

Сверхзадача понимания и реализации проблемы информатизации высшего образования состоит в том, что в результате должна быть достигнута глобальная рационализация интеллектуальной деятельности в обществе за счет использования новых ИТ с целью повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня информационной культуры, достигнутого в развитых странах. Должна быть обеспечена подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества [Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. , 2009. С.21].

Информация о работе Особенности технологического подхода и его реализация в сфере образования