Особенности технологического подхода и его реализация в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – реализация технологического подхода в образовательном процессе.
В ходе исследования применялись методы:
1. анализ научной, учебно-методической и психолого-педагогической литературы по теме;
2. анализ понятийно-терминологического ряда;
3. анализ передового педагогического опыта;
4. систематизация учебно-методического материала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 5
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ 25
3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Технол подход.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Этот аспект практики образования  комментируют так. По словам доцента  Института управления в машиностроительной промышленности А. В. Фель (Россия), использование  информационной системы в процессе обучения “позволяет не только дать студентам информацию об объекте управления, но и помогает им осознать все многообразие и сложность связей, характерных для реальных предприятий, проследить динамику этих связей при изменении внешних и внутренних факторов, а также разрушить сформировавшиеся у студентов междисциплинарные барьеры, обусловленные временной последовательностью изложения учебных предметов. Такой инструментарий дает возможность построить современные учебные технологии, которые предусматривают формирование у студентов неординарного мышления, творческого подхода к управлению. В конечном итоге их деятельность становится не набором стандартных приемов, а основывается на понимании причинно-следственных связей явлений и процессов, что существенно повышает ее мотивированность и результативность» [IT для будущих управленцев // Логинфо. 2001. № 5-6].

Однако, сейчас многие менеджеры и  теоретики высшего образования  считают, что термин «образовательные технологии» сегодня не совсем адекватен. Чаще, как правило, говорят об информационных технологиях, о компьютерных технологиях, чуть реже - о коммуникационных технологиях, и совсем редко - это уже предмет специальных обсуждений - об аудиовизуальных технологиях. Мы рассматриваем информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совокупности, как подчиненные решению более важной задачи - созданию новой образовательной среды, где информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии органично включаются в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.

Одно из определений информационной образовательной среды формулирует  ее понимание как информационную систему, объединяющую посредством  сетевых технологий, программные  и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов [Кечиев Л.Н., Путилов Г. П., Тумковский С.Р. Информационно-образовательная среда технического вуза. CNews.ru ].

Информатизация профессионального  образования, представляющая собой  социально-технологический процесс  внедрения информационных и коммуникационных технологий во все виды и формы  деятельности структур образования, трансформацию на этой основе существующих или формирование новых образовательных моделей управления.актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных и коммуникационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска как учебных, так и практических задач. Педагогические системы века информатизации и компьютеризации не позволяют строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний. Цель системы подготовки будущих специалистов в современном обществе состоит в интеллектуальном и нравственном развитии подрастающих поколений. Современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

В связи с этим разворачивающийся  сегодня процесс совершенствования  программно-технологического обеспечения  системы профессионального образования основывается на переосмыслении всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные возможности и широкий культурный контекст, а также внедрение социальных и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), определяющих развитие современного общества.

ИКТ в образовательном процессе выступают, главным образом, в качестве функциональных компонентов других видов технологий (организационных, социальных и др.) и выполняют  роль интеллектуального ядра последних. По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, рассматриваемые технологии являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере подготовки будущих специалистов. Возможности, открываемые ИКТ перед педагогами, как нельзя лучше соответствуют целям реформирования современной системы профессионального образования. ИКТ являются наиболее эффективным средством достижения этих целей, именно благодаря данным технологиям появилась возможность создания единого информационно-образовательного пространства, возможность непрерывного образования.

Востребованность новых информационных технологий в образовательном процессе в качестве средства обучения определяется их дидактическими функциями, которые, подразделяются на первичные и вторичные.

Первичными дидактическими функциями новых технологий считаются такие, которые придаются им непосредственно и тесно связаны с образовательным воздействием. Среди них можно выделить:

- мотивационную функцию: техническое  средство является мотивирующим  элементом благодаря собственным характеристикам, несмотря на то, что не гарантирует само по себе образовательной ценности;

- информационную функцию: новые  технологии являются важным источником  информации, даже если они не  содержат в себе образовательной ценности;

- методическую функцию: новые средства могут являться методическим руководством при обучении;

- функцию направления самовыражения  учащегося: с одной стороны,  учащийся использует различные  каналы и способы выражения  (устный, зрительный, письменный и  т.д.), а с другой стороны - может выбирать ту форму выражения, которая наилучшим образом соответствует его личным качествам.

Ко вторичным дидактическим  функциям новых технологий, которые  также должны учитываться, особенно в целях недопущения неадекватного  их использования, можно отнести:

- новаторскую функцию: введение  изменений отражается на улучшении обучения;

- структурирующую функцию: новые  средства обладают способностью  структурирования знаний (например, обучение с помощью гипертекста);

- познавательно-структурирующую функцию: в связи с формой, в которой представлена информация, отмечается влияние технологических средств на познавательные процессы учеников, на формы сбора информации, ее хранения и т.д.;

- определяющую функцию: коммуникативные  процессы при включении новых технологий могут видоизменяться;

- интегрирующую функцию: эта  функция осуществляется, если новые  технологии применяются с точки  зрения учебной программы на  протяжении всего образовательного процесса.

Реализация перечисленных функций  ИКТ в профессиональном образовании обеспечивает феномен синергизма педагогического воздействия, который обычно трактуется как результат комбинированного действия составляющих его факторов, причем суммарный эффект превосходит действие, оказываемое каждым из этих факторов в отдельности. Результатом этого феномена является оказываемое на обучающегося педагогическое воздействие, которое ориентировано на:

- развитие определенных видов  мышления - наглядно образного, наглядно-действенного, творческого, интуитивного, теоретического и др.;

- формирование «пространственного»  видения, умения осуществлять  анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

- обучение принятию оптимального решения;

- обучение самостоятельному представлению  и извлечению знаний; 

- формирование умений и навыков  осуществления экспериментально-исследовательской деятельности [Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: Питер,  2008].

Ценность же социально-технологического подхода в данном случае заключается  в определении наиболее оптимальных  способов и форм включения обучающихся в различные процессы, являющиеся одновременно способами самоорганизации, саморазвития личности, которая овладевает навыками индивидуальной и групповой деятельности, общительности, адаптивными механизмами, стратегией и тактикой поведения.

Очевидно, включение новых технологий в образовательный процесс, реализуемый  в рамках подготовки будущих специалистов, является социальной необходимостью. И, по мнению большинства исследователей, в ближайшем будущем использование  технологических средств в профессиональном образовании будет только возрастать. Однако, общеизвестно, что образовательный процесс, как никакой другой, для своего эффективного прохождения требует реализации научности, доступности, систематичности, определенной структуризации представления учебной информации. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы каждый студент мог участвовать в организации собственного обучения.

Для достижения перечисленных условий  новая культура обучения должна ориентироваться  на строительство знания, в связи с чем некоторое преимущество получают конструктивистские теории и направления, в результате реализации которых обучающиеся перестают быть пассивными потребителями знаний, предъявляемых преподавателем, а педагог – простым передатчиком знания.Используя новые технологии в качестве педагогических инструментов, преподаватель направляет студента, развивает его способности и представления о ценностях. В данном случае его роль не только не уменьшается, а, наоборот, возрастает: из реформатора он превращается в организатора учебно-воспитательного процесса. При этом педагоги-новаторы, как правило, не заимствуют методы других преподавателей, а создают свои, нередко преобразуя уже известные или доводя их до степени совершенства, что особенно актуально в условиях творческого поиска педагогическим сообществом надежных и логических оснований повышения эффективности своего труда. Ответственность и профессионализм в этом деле гарантируют преподавателям большую результативность учебного процесса, тогда как неравномерная структура и непродуманная содержательная часть образовательного цикла способны свести на нет потенциальный эффект любых инноваций.

Поэтому новые технологии должны являться составной частью регулируемой образовательной  системы, включаться в образовательные программы и педагогические планы. Для включения новых технологий в образовательный процесс необходимо соблюдение ряда принципов, которые могут служить ориентиром при разработке ситуаций обучения. Среди них можно выделить:

- опору на участие и прямую ответственность ученика за свое обучение;

- предпочтение независимых и автономных форм работы;

- предоставление информации в  соответствии с нуждами и характеристиками каждого адресата;

- способствование взаимодействию  между пользователями наряду с взаимодействием технологических средств;

- принятие как значимой ценности  самого процесса, а не только  его результата, придание большего  значения атмосфере и обстановке, в которой проходит процесс  обучения [Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Педагогика,  2009].

Любая технология, применяемая в  образовательной практике на основе привлечения возможностей ИКТ, как  проект действий субъектов образовательной  среды (теоретическая информация о  способе достижения образовательной цели) строится на определенной теоретической основе (подходе, концепции, методе), а при описании такой системы раскрываются принципы ее построения. Потенциал социально-технологического подхода в данном случае раскрывается в возможности придать организации всей деятельности педагога осознанный, научно обоснованный характер. Это значит, что рассматриваемый подход в рамках профессионального образования связан с разработкой прикладной области теоретического знания, описывающего закономерности и правила построения процедур преобразующего взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса, а также объектами различной природы (учебной и научной информацией, учебными программами и учебниками, наглядными и техническими средствами, экспериментальным оборудованием и пр.). Предметной стороной этого преобразующего взаимодействия могут выступать содержание образования, методы обучения и формы организации образовательного процесса и сам человек (студент, преподаватель).

При отборе, разработке и применении технологий педагоги должны опираться на закономерности возрастного, психического и личностного развития своих подопечных; в процессе профессиональной подготовки должны знать закономерности и особенности актуальных процессов профессионально-личностного развития студентов и профессионального становления специалиста. Кроме того, привлечение ИКТ также предполагает обязательное научное обоснование теоретических вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с учетом психолого-дидактических особенностей использования ИКТ в образовательном процессе. Благодаря социально-технологической составляющей профессиональной культуры педагога применение новых технологий будет ориентировано на преодоление современных антицивилизационных и антикультурных тенденций, среди которых выделяются «информационно-технологическое поглощение личности» и отчуждение человека от общества и других людей.

Своеобразие социально-технологического подхода проявляется также и  в том, что он дает не только описательную или теоретическую, но и конструктивную, предписывающую схему организационного процесса. При этом чем более совершенны, научно выверены методы, способы, процедуры, характеризующие деятельность педагога, тем в большей степени учебные проекты, программы сориентированы на включение обучающегося в социальную деятельность, удовлетворение его потребностей, развертывание его сущностного потенциала, воспроизводство жизненных сил.

Оптимально организовать данный процесс  способен лишь педагог, имеющий высокий  уровень социально-технологической культуры как важной составляющей культуры любого современного специалиста, способствующей воспроизводству форм жизнедеятельности, направленных на гармонизацию отношений между человеком и экосоциальной средой. Это культура системного мышления и системного педагогического действия, характеризующаяся способностью действовать рационально, технологично, конструктивно, инновационно, гуманно [Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты.- М.: ПЕДАГОГИКА, 2008].

Наличие развитой социально-технологической культуры позволяет преподавателю решать педагогические задачи или проблемы, актуализировать и вычленять из присущей ему системы знаний способы оптимальных действий в определенной образовательной ситуации, выявлять и использовать скрытые резервы, а также генерировать на этой основе инновационные механизмы операционализации своей профессиональной деятельности.

В связи с тем, что важнейшим  компонентом социально-технологической  культуры педагога является когнитивный  компонент, ее можно рассматривать как систему средств и методов социальной диагностики, необходимой для принятия профессиональных решений. Кроме того, это и система знаний о наиболее эффективных процедурах преобразования образовательной реальности или адаптации к ней .В силу данных обстоятельств преподаватель, владеющий современными образовательными технологиями и обладающий социально-технологической культурой, способен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Информация о работе Особенности технологического подхода и его реализация в сфере образования