Методы и приемы,
использующиеся для реализации проблемного
обучения в системе высшего образования:
Цель - показать образец исследования.
Включает в себя постановку и решение
целостной проблемы Системы риторических
вопросов проблемного характера, информационные
вопросы, доказательное изложение преподавателя,
решение обратных задач;
Привлечение студентов к решению
проблемы с целью активизировать
процесс обучения. Используется то
же построение материала с дополнительными
вопросами, ответы на которые дают студенты
На вопросы проблемного характера преподаватель
дает ответы сам, на вопросы к элементам
известного знания отвечают студенты,
изменив тем самым лекционное изложение
(рассуждающий метод) на эвристическую
беседу;
Цель - обучить студентов отдельным
элементам решения проблемы, организовать
частичный поиск новых знаний
и способов действий Доминирующей становится
система познавательных задач и
заданий. За постановкой этих задач
следует уже не инструкция к их выполнению,
содержащая направляющие вопросы и указания,
а система побуждающих вопросов, не содержащих
указаний к действию;
Цель - создание условий для формирования
представлений об исследовательском
методе познания. В случае использования
исследовательского метода, вопросы ставятся
в конце этапа, после того, как большинство
студентов с решением подпроблемы справились.
Для таких студентов повторное решение
подпроблемы на уровне эвристического
метода является средством самопроверки
и самоконтроля, для студентов же с более
низким уровнем знаний это будет решение
подпроблемы на более доступном для них
уровне [Кукушина В.С. Педагогические технологии.-
Ростов на Дону: МАРТ, 2008].
Итак, проблемное обучение на третьем,
четвёртом уровне, а иногда и на втором
связано с исследованием, следовательно,
проблемное обучение – это обучение решению
нестандартных задач, в ходе которого
студенты усваивают новые знания и приобретают
навыки и умения творческой деятельности,
что очень важно для инженера.
Преимущества проблемного обучения
это в первую очередь большие
возможности для развития внимания,
наблюдательности, активизации мышления,
активизации познавательной деятельности
студентов; оно развивает самостоятельность,
ответственность, критичность и самокритичность,
инициативность, нестандартность мышления,
осторожность и решительность и т.п. Кроме
того проблемное обучение обеспечивает
прочность приобретаемых знаний, это во-первых,
и, во-вторых, здесь срабатывает «эффект
неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник.
Его суть в том, что действия, которые были
начаты, но не закончены, запоминаются
лучше: «между началом действия и ожидаемым
результатом сохраняется актуальная связь,
и нас мучит недоделанное, помнится недовведенное
до конца» [Современные образовательные
технологии: учебное пособие / под ред.
Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010].
Проблемное обучение связано с
исследованием и поэтому предполагает
растянутое во времени решение задачи.
Человек попадает в ситуацию подобно
деятелю, решающему творческую задачу
или проблему. Он постоянно думает над
ней и не выходит из этого состояния, пока
её не решит. Именно за счёт этой незавершённости
и формируются прочные знания, навыки
и умения. К недостаткам проблемного обучения
можно отнести то, что оно всегда вызывает
затруднение у студента в учебном процессе,
поэтому на его осмысление и поиски путей
решения уходит значительно больше времени,
чем при традиционном обучении. Кроме
того, разработка технологии проблемного
обучения требует от преподавателя большого
педагогического мастерства и много времени.
Видимо, именно эти обстоятельства не
позволяют широко применять проблемное
обучение.
Проблемное обучение отвечает требованиям
дня: обучать исследуя, исследовать
обучая. Только так и можно формировать
творческую личность, т.е. выполнять сверхзадачу
нашего педагогического труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время при описании
научно-исследовательских экспериментов,
практической работы учителя стало
популярным использование термина
«технология». К сожалению, этот термин
в педагогике постигла та же участь, что
и большинство других неологизмов в разных
сферах деятельности человека, а именно:
широта распространения термина опередила
глубину раскрытия и научного описания
обозначенного им понятия, это приводит
к серьезным искажениям, неоправданным
упрощениям толкования новых понятий.
Хотя «педагогическая технология» относится
к наименее разработанным понятиям в педагогике,
однако сам термин «технология» достаточно
распространен и означает систему методов
работы, описание условий по изменению
состояния объекта с целью получения заданных
параметров этого объекта.
Развитие образовательных процессов
в современном обществе, огромный
опыт педагогических инноваций, авторских
школ и учителей-новаторов, результаты
психолого-педагогических исследований
постоянно требуют обобщения и систематизации.
Одним из средств решения этой проблемы
является технологический подход, применение
понятия «технология» к сфере образования,
к педагогическим процессам.
Наиболее общая, метапредметная
трактовка этого понятия состоит в том,
что технология представляет научно и/или
практически обоснованную систему деятельности,
применяемую человеком в целях преобразования
окружающей среды, производства материальных
или духовных ценностей.
Технологический подход в производственной
сфере - представление производственных
процессов как технологий - стал неотъемлемой
частью современного материального производства.
Он выступает как концентрированное выражение
достигнутого уровня развития, внедрения
научных достижений в практику, важнейший
показатель высокого профессионализма
деятельности.
Технологическая революция обусловила
проникновение технологизации
и в сферу социальных процессов и явлений,
породила надежду на возможность управлять
сложными социальными, в частности педагогическими,
процессами и системами.
Применение технологического подхода
и термина технология к социальным
процессам, к области духовного производства
— образованию, культуре - это явление
новое для социальной действительности
в нашей стране.
Педагогическая (образовательная) технология
- это система функционирования всех компонентов
педагогического процесса, построенная
на научной основе, запрограммированная
во времени и в пространстве и приводящая
к намеченным результатам.
Понятия «образовательная» и «педагогическая»
технологии в значительной степени перекрываются.
С одной стороны, понятие «образовательная
технология» (технология в сфере образования)
представляется несколько шире, чем понятие
«педагогическая технология» (относящаяся
к сфере педагогики), ибо образование включает,
кроме педагогических, ещё разнообразные
социальные, социально-политические, управленческие,
культурологические, психолого-педагогические,
медико-педагогические, экономические
и другие смежные аспекты. С другой стороны,
педагогика традиционно охватывает и
обучение, и воспитание, и развитие, составляющие
образование человека.
Технологический подход к обучению
предусматривает точное инструментальное
управление учебным процессом и
достаточно гарантированное достижение
поставленных учебных целей.
Технологический подход открывает
новые возможности для концептуального
и проектировочного освоения различных
областей и аспектов образовательной,
педагогической, социальной действительности;
он позволяет:
- с большей определённостью
предсказывать результаты и управлять
педагогическими процессами;
- анализировать и систематизировать
на научной основе имеющийся практический
опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные
и социально-воспитательные проблемы;
- обеспечивать благоприятные условия
для развития личности;
- уменьшать эффект влияния неблагоприятных
обстоятельств на человека;
- оптимально использовать имеющиеся
в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные
и разрабатывать новые технологии
и модели для решения возникающих социально-педагогических
проблем.
Однако следует заметить, что
технологический подход к образовательным
и педагогическим процессам нельзя
считать универсальным, он лишь дополняет
научные подходы педагогики, психологии,
социологии, социальной педагогики, политологии
и других направлений науки и практики.
Всякая технология представляет собой
систему, но не всякая педагогическая
система является технологией. Понятие
системы чаще применяется для
описания статической, структурной картины,
в то время как технология акцентирует
прежде всего функционирование, процессы
изменения во времени, происходящие с
субъектами и объектами деятельности,
предполагает достижение планируемых
результатов.
Технология работы опосредуется
свойствами личности педагога, но только
опосредуется, а не определяется. Иногда
педагог-мастер использует в своей работе
элементы нескольких технологий, применяет
оригинальные методические приемы. В этом
случае следует говорить об «авторской»
технологии данного педагога.
Любая современная педагогическая
технология представляет собой синтез
достижений педагогической науки и практики,
сочетание традиционных элементов прошлого
опыта и того, что рождено общественным
прогрессом, гуманизацией и демократизацией
общества. Ее источниками и составными
элементами являются:
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука — педагогическая, психологическая, общественные, а также технические науки;
- передовой педагогический опыт;
- достижения технического прогресса;
- опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
- народная педагогика (этнопедагогика).
Педагогическая технология - явление
многомерное: в теории и практике работы
образовательных учреждений сегодня существует
множество вариантов учебно-воспитательного
процесса. Каждый автор и исполнитель
привносит в педагогический процесс что-то
свое, индивидуальное, в связи с чем говорят,
что у каждого автора имеется своя конкретная
технология.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев Н. Г. Формирование осознанного
решения учебной задачи //Педагогика и
логика. -М.: Касталь, 1993.-С.385
- Беспалько В.П., Беспалько В.П. Основы теории педагогических
систем. - Воронеж, Изд.ВорГУ, 1977.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ЗНАНИЕ, 1989.-314 с.
- Блауберг Н.В., Юдин Э.Г., Блауберг Н.В., Юдин Э.Г. Становление
и сущность системного подхода. - М.: Наука,
1973.- 304 с.
- Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты.- М.: ПЕДАГОГИКА, 2008.- 421 с.
- Ван Поведская Е., Досиль Масейра А. Человек и новые информационные
технологии: завтра начинается сегодня.
- СПб.: Речь, 2007. - 320 с.
- Васильев В.К. Психология и педагогика, составитель и отв. редактор А.А. Радугин, научный редактор Е.А.Кротков. М.: Центр, 2004
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика
преподавания истории: Учеб. для студ.
высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2007. -
С.290
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. М.,
2006.
- Ильина Т.А. Педагогическая технология // Буржуазная педагогика на современном этапе. /Под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона -М, 1984.
- Зорина Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла /Современная дидактика: теория - практике /Под научной
редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва.
- М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 312 с.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989. -80 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М.-Рига, 1998.-180с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: Питер, 2008.
- Колин К.К. Философские проблемы информатики. – М.: БИНОМ, 2010. – 270 с.
- Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону, 2008.
- Кукушин В.С. Педагогические технологии.- Ростов
на Дону: МАРТ, 2008.- 215 с.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и
методологии К.Маркса, 2-е изд. М.: Политиздат,
1980.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. – наука, М., 2003
- Лобанов Ю.И. и др. Эффективность образовательных
технологий: Проблемы и задачи. М., 1999.
- Лупанов В.Н. Управление системой открытого и регионального образования: социально-технологический подход: Автореф. дис. д-ра соц. наук. - Санкт-Петербург, 2009. – 43 с.
- Львова Ю. Л. Творческая лаборатория
учителя. - М.: Просвещение, 1985.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышление и обучении. М., 1972.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.,1975.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического
процесов в школе: использование интерактивных
форм и методов в процессе обучения учащихся
и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград:
Учитель, 2008. - 91 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под.ред.Е.С.Полат. - М.: Академия,
2009.-272с.
- Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные
технологии. - М.: Педагогика, 2009
- Панкова И.Н. Инновационная деятельность
учителя как стратегия формирования успешного
ученика.- М.: Просвещение, 2011
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога /Под.ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. - М.: Академия, 2006.-368с.
- Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
- Роберт И.В. Концепция «Философско-методологические,
социально-психологические, педагогические
и технико-технологические предпосылки
развития информатизации отечественного
образования». - М.: ИИО РАО, 2008. - 36 с.
- Рунов А.В. Социальная информатика: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009. - 428 с.
- Садовский В.Н. Основание общей теории систем.
-М.: Наука, 1974.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
- Титова С.В. Информационно-телекоммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов
и вузов – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Квинто-Консалтинг,
2009. - 240 с.
- Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К», 2007. - 282 с.
- Гузеев В.В. Технологические парадигмы в мировом образовании: системные основания образовательной технологии // Химия в школе. - 2003. - №6. - С. 12-20.
- Бабинцев В.П., Лебедев С.Д. Курс на новые технологии // Социологические исследования.
- 2010. - № 6. - С. 142-144
- Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении современным университетом // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 47-54.
- Дятченко Л.Я. Социально-технологическая культура как универсальное основание эффективной общественной
практики в XXI столетии // Научные ведомости.
- 2007. - № 2(33). - С. 3-9.
- Сигов А.С., Мордвинов В.А. Мобильные информационные технологии
в учебном процессе школы и вуза / 2001. -
Магистр, № 5-6
- Соколова И.В. Управление экспериментальной работой
в системе среднего образования: инновационно-информационный
аспект // Человеческий капитал. – 2010. -
№ 7 (19). – С. 116-120.
- Стрелова О.Ю. Модульная технология обучения
// Преподавание истории в школе. - 2003. -
№ 7. - С. 51.
- IT для будущих управленцев // Логинфо.- 2001.- № 5-6
- Кечиев Л.Н., Путилов Г. П., Тумковский
С.Р. Информационно-образовательная
среда технического вуза. Режим доступа: CNews.ru