Особенности технологического подхода и его реализация в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – реализация технологического подхода в образовательном процессе.
В ходе исследования применялись методы:
1. анализ научной, учебно-методической и психолого-педагогической литературы по теме;
2. анализ понятийно-терминологического ряда;
3. анализ передового педагогического опыта;
4. систематизация учебно-методического материала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 5
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ 25
3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Технол подход.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Методы и приемы, использующиеся для реализации проблемного обучения в системе высшего образования:

  • Рассуждающий

Цель - показать образец исследования. Включает в себя постановку и решение  целостной проблемы Системы риторических вопросов проблемного характера, информационные вопросы, доказательное изложение преподавателя, решение обратных задач;

  • Диалогический

Привлечение студентов к решению  проблемы с целью активизировать процесс обучения. Используется то же построение материала с дополнительными вопросами, ответы на которые дают студенты На вопросы проблемного характера преподаватель дает ответы сам, на вопросы к элементам известного знания отвечают студенты, изменив тем самым лекционное изложение (рассуждающий метод) на эвристическую беседу;

  • Эвристический

Цель - обучить студентов отдельным  элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и способов действий Доминирующей становится система познавательных задач и  заданий. За постановкой этих задач  следует уже не инструкция к их выполнению, содержащая направляющие вопросы и указания, а система побуждающих вопросов, не содержащих указаний к действию;

  • Исследовательский

Цель - создание условий для формирования представлений об исследовательском  методе познания. В случае использования исследовательского метода, вопросы ставятся в конце этапа, после того, как большинство студентов с решением подпроблемы справились. Для таких студентов повторное решение подпроблемы на уровне эвристического метода является средством самопроверки и самоконтроля, для студентов же с более низким уровнем знаний это будет решение подпроблемы на более доступном для них уровне [Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону: МАРТ, 2008].

Итак, проблемное обучение на третьем, четвёртом уровне, а иногда и на втором связано с исследованием, следовательно, проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности, что очень важно для инженера.

Преимущества проблемного обучения это в первую очередь большие  возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше: «между началом действия и ожидаемым результатом сохраняется актуальная связь, и нас мучит недоделанное, помнится недовведенное до конца» [Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010].

Проблемное обучение связано с  исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно  деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока её не решит. Именно за счёт этой незавершённости и формируются прочные знания, навыки и умения. К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у студента в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение.

Проблемное обучение отвечает требованиям  дня: обучать исследуя, исследовать  обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т.е. выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последнее время при описании научно-исследовательских экспериментов, практической работы учителя стало  популярным использование термина  «технология». К сожалению, этот термин в педагогике постигла та же участь, что и большинство других неологизмов в разных сферах деятельности человека, а именно: широта распространения термина опередила глубину раскрытия и научного описания обозначенного им понятия, это приводит к серьезным искажениям, неоправданным упрощениям толкования новых понятий. Хотя «педагогическая технология» относится к наименее разработанным понятиям в педагогике, однако сам термин «технология» достаточно распространен и означает систему методов работы, описание условий по изменению состояния объекта с целью получения заданных параметров этого объекта.

Развитие образовательных процессов  в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Наиболее общая, метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход в производственной сфере - представление производственных процессов как технологий - стал неотъемлемой частью современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.

Применение технологического подхода  и термина технология к социальным процессам, к области духовного производства — образованию, культуре - это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Понятия «образовательная» и «педагогическая» технологии в значительной степени перекрываются. С одной стороны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических, ещё разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека.

Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и  достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Технологический подход открывает  новые возможности для концептуального  и проектировочного освоения различных  областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет: 

- с большей определённостью  предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

- анализировать и систематизировать  на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

- комплексно решать образовательные  и социально-воспитательные проблемы;

-  обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

- выбирать наиболее эффективные  и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

Однако следует заметить, что  технологический подход к образовательным  и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики.

Всякая технология представляет собой  систему, но не всякая педагогическая система является технологией. Понятие  системы чаще применяется для описания статической, структурной картины, в то время как технология акцентирует прежде всего функционирование, процессы изменения во времени, происходящие с субъектами и объектами деятельности, предполагает достижение планируемых результатов.

Технология работы опосредуется свойствами личности педагога, но только опосредуется, а не определяется. Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

    • социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
    • наука — педагогическая, психологическая, общественные, а также технические науки;
    • передовой педагогический опыт;
    • достижения технического прогресса;
    • опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
    • народная педагогика (этнопедагогика).

Педагогическая технология - явление многомерное: в теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что у каждого автора имеется своя конкретная технология.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. -М.: Касталь, 1993.-С.385
  2. Беспалько В.П., Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, Изд.ВорГУ, 1977.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ЗНАНИЕ, 1989.-314 с.
  4. Блауберг Н.В., Юдин Э.Г., Блауберг Н.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.- 304 с.
  5. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты.- М.: ПЕДАГОГИКА, 2008.- 421 с.
  6. Ван Поведская Е., Досиль Масейра А. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.
  7. Васильев В.К. Психология и педагогика, составитель и отв. редактор А.А. Радугин, научный редактор Е.А.Кротков. М.: Центр, 2004
  8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - С.290
  9. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
  10. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. М., 2006.
  11. Ильина Т.А. Педагогическая технология // Буржуазная педагогика на современном этапе. /Под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона -М, 1984.
  12. Зорина Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла /Современная дидактика: теория - практике /Под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 312 с.
  13. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989. -80 с.
  14. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М.-Рига, 1998.-180с.
  15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: Питер,  2008.
  16. Колин К.К. Философские проблемы информатики. – М.: БИНОМ, 2010. – 270 с.
  17. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону, 2008.
  18. Кукушин В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону: МАРТ, 2008.- 215 с.
  19. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса, 2-е изд. М.: Политиздат, 1980.
  20. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. – наука, М., 2003
  21. Лобанов Ю.И. и др. Эффективность образовательных технологий: Проблемы и задачи. М., 1999.
  22. Лупанов В.Н. Управление системой открытого и регионального образования: социально-технологический подход: Автореф. дис. д-ра соц. наук. - Санкт-Петербург, 2009. – 43 с.
  23. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М.: Просвещение, 1985.
  24. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышление и обучении. М., 1972.
  25. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.,1975.
  26. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
  27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под.ред.Е.С.Полат. - М.: Академия, 2009.-272с.
  28. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Педагогика, 2009
  29. Панкова И.Н. Инновационная деятельность учителя как стратегия формирования успешного ученика.- М.: Просвещение, 2011
  30. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога /Под.ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. -  М.: Академия, 2006.-368с.
  31. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
  32. Роберт И.В. Концепция «Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования». - М.: ИИО РАО, 2008. - 36 с.
  33. Рунов А.В. Социальная информатика: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009. - 428 с.
  34. Садовский В.Н. Основание общей теории систем. -М.: Наука, 1974.
  35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  37. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
  38. Титова С.В. Информационно-телекоммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Квинто-Консалтинг, 2009. - 240 с.
  39. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 282 с.
  40. Гузеев В.В. Технологические парадигмы в мировом образовании: системные основания образовательной технологии // Химия в школе. - 2003. - №6. - С. 12-20.
  41. Бабинцев В.П., Лебедев С.Д. Курс на новые технологии // Социологические исследования. - 2010. - № 6. - С. 142-144
  42. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении современным университетом // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 47-54.
  43. Дятченко Л.Я. Социально-технологическая культура как универсальное основание эффективной общественной практики в XXI столетии // Научные ведомости. - 2007. - № 2(33). - С. 3-9.
  44. Сигов А.С., Мордвинов В.А. Мобильные информационные технологии в учебном процессе школы и вуза / 2001. - Магистр, № 5-6
  45. Соколова И.В. Управление экспериментальной работой в системе среднего образования: инновационно-информационный аспект // Человеческий капитал. – 2010. - № 7 (19). – С. 116-120.
  46. Стрелова О.Ю. Модульная технология обучения // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 7. - С. 51.
  47. IT для будущих управленцев  // Логинфо.- 2001.- № 5-6
  48. Кечиев Л.Н., Путилов Г. П., Тумковский С.Р. Информационно-образовательная среда технического вуза. Режим доступа: CNews.ru

Информация о работе Особенности технологического подхода и его реализация в сфере образования