Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания в нуклеарной семье единственного ребенка.
2. Изучить особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.
4. Провести экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализировать полученные в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье
7
1.1.Нуклеарная семья как фактор воспитания единственного ребенка.
7
1.2. Трудности семейного воспитания в нуклеарной семье.
23
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
33
2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.
33
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
38
Заключение
50
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Зачиняева К. А. Курсовая. Педагогика. Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком..doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Особенности воспитательного  процесса в нуклеарной семье с  единственным ребенком.

Курсовая работа по дисциплине:

Педагогика

 

 

 

 

Выполнил студент группы СР-32

К. Зачиняева

Специальность: Социальная работа

Специализация: Специалист по социальной работе

Форма обучения: Очная

 

Научный руководитель

ст. преподаватель Кучеревская  М.О.

______________

(подпись)

_____________

(оценка)

«___» ___________ 2013г.

 

 

 

 

Новосибирск 2012

 

Содержание

 

Введение

3

Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье

7

1.1.Нуклеарная семья  как фактор воспитания единственного  ребенка.

7

1.2. Трудности семейного  воспитания в нуклеарной семье.

23

Глава II Экспериментальное  педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».

33

2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.

33

2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.

38

Заключение

50

Список использованной литературы

52

Приложения

54


 

 

Введение

 

Актуальность работы темы исследования заключается в том, что семья  всегда являлась одним из важнейших  механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между личностью и обществом, она для ребенка и среда обитания, и воспитательная среда. Семья, как один из значительных социальных институтов, развивает у человека понятия о жизненных целях, о правилах и нормах поведения принятых в данном обществе. Пример родителей и семейный уклад формируют у детей правила поведения и критерии оценки правильного и неправильного, соответствия этическим нормам. По этой причине, можно в полной мере утверждать, что семья была, есть и будет определяющим субъектом воспитания и становления личности ребенка.

Актуальность и практический аспект данной проблемы связаны также с  тем, что в современном обществе бытует мнение, согласно которому единственный ребенок вырастает эгоистом, поскольку  с первого дня жизни на нем сосредотачиваются внимание и заботы всех членов семьи, вся любовь родителей и близких родственников, что в свою очередь порождает возникновение такого типа семейного воспитания как гиперопека. Для них – он является центром Земли. К сожалению, несмотря на все старания и усердия родителей воспитать свое чадо самым красивым, самым добрым - это не всегда получается.

Объект: воспитательный процесс в нуклеарной семье с единственным ребенком.

Предмет: особенности воспитательного процесса  в нуклеарной семье с единственным ребенком.

Цель работы: изучить и охарактеризовать особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.

 

 

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу  по проблеме воспитания в нуклеарной  семье единственного ребенка.

2. Изучить особенности воспитательного  процесса в нуклеарной семье  с единственным ребенком.

4. Провести экспериментальное педагогическое  исследование особенностей воспитания  единственного ребенка в нуклеарной  семье, проанализировать полученные  в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.

Гипотеза: Реализация воспитательного потенциала нуклеарной семьи, воспитывающей единственного ребенка, будет эффективной в том случае, если:

    1. Родители ознакомлены с теоретическими основами возникновения трудностей в процессе воспитания единственного ребенка.
    2. Родителями определены специфика и особенности воспитательного процесса в отношении единственного ребенка.
    3. В семье создается благоприятный психологический климат, характеризующий семью как систему, открытую к общению.

 

Методы исследования: анализ литературы, сравнение, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что  в работе раскрыты педагогические основы воспитания единственного ребенка в семье. Результаты исследования позволяют углубить, расширить и конкретизировать современные представления о значении и способах реализации педагогического потенциала воспитания единственного ребенка, раскрыты основные факторы и условия по эффективному воспитанию ребенка, а также даны рекомендации, учитывающие отличительные особенности ребенка, которые могут стать основой для исследований по решению проблем совершенствования воспитательного процесса единственного ребенка в семье.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы и рекомендации могут способствовать повышению эффективности исследования проблем воспитания, направленных на разработку актуальных проблем совершенствования процесса воспитания единственного ребенка в современной нуклеарной семье и школе.

 Экспериментальной  базой служила МБОУ СОШ №  52 Октябрьского района города  Новосибирска.

 Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы  и списка приложений к данной работе. 
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье

 

1.1. Нуклеарная  семья как фактор воспитания  единственного ребенка

 

Для того чтобы приступить к подробному изучению темы «Особенности воспитания единственного ребенка  в нуклеарной семье» необходимо выделить основные понятия, используемые при написании данной работы и дать им определение.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности1.

Воспитательная среда  – это совокупность природных  и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности2.

Нуклеарная семья (лат. nucleus - ядро) - семья, состоящая из супружеской  четы с детьми или без детей  или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке3.

Семейное воспитание – это система воспитания и  образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей  и родственников4.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью5.

Согласно многочисленным исследованиям, на сегодняшний день, несмотря на рост рождаемости, достаточно большое количество семей ограничивается рождением одного ребенка. В качестве основных причин, способствующих такому выбору, многие родители выделяют следующие: недостаточный уровень благосостояния, чтобы содержать и воспитывать более одного ребенка, а также – недостаток времени на воспитание.

Родители в таких  семьях убеждены в том, что их единственный ребенок, не будет испытывать нужды абсолютно ни в чем, по сравнению с его сверстниками из многодетных семей. Но нельзя однозначно и категорично утверждать о необходимом количестве детей. Воспитание единственного ребенка имеет ряд своих специфических особенностей, которые как положительно, так и негативно отражаются на процессе формирования личности ребенка.

Общеизвестным является тот факт, что единственный ребенок  опережает своих ровесников в  интеллектуальном развитии. Он намного  раньше начинает не только разговаривать, но и читать, так как родители, будучи единственными воспитателями, стремятся дать своему чаду все самое лучшее, развить его способности, уделяют ему гораздо больше внимания, чем родители, которые имеют двух и более детей и им необходимо разделять свое время на каждого ребенка6.

Как правило, единственный ребенок, воспитывающийся в нуклеарной семье, имеет достаточно высокую  самооценку, может без особых трудностей выражать свое мнение. По причине того, что у ребенка отсутствует  соперничество между братьями и сестрами существующее в многодетных семьях, большинство исследователей считают, что такой ребенок вырастает более устойчивым к эмоциональным воздействиям.

Однако такой ребенок  может испытывать и определенные трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками, и зачастую ему бывает трудно влиться в новый детский коллектив. Связано это может быть с чрезмерным обереганием ребенка от внешнего «несемейного» воздействия на процесс его воспитания. Как следствие, такой ребенок испытывает трудности в решении сложных жизненных задач. Помимо этого, негативным последствием воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье является то, что ребенок, ожидая от окружающих его сверстников и взрослых людей такого же внимательного и уступчивого отношения к которому он привык в семейной среде, может разочароваться в своих представлениях об окружающем мире. Особенно ярко это проявляется в школе, где ребенок ждет от учителя такого же отношения как от родителей,  абсолютно не умеет делить внимание педагога с одноклассниками. Если же в семье интересы ребенка родители выдвигают на первый план, то очень велика вероятность того что такой ребенок вырастет не только эгоистом, но и не будет учитывать интересы других людей.

Часто бывает что родители, возлагая на ребенка большие надежды, видят в нем некий способ реализации своих неосуществленных желаний. Это накладывает отпечаток на психику ребенка, и не в состоянии оправдать надежды родителей он становиться подавленным и неуверенным в себе, что влечет за собой возникновение психологических проблем.

Первая характеристика нуклеарной семьи как фактора  воспитания - это ее воспитательная среда, в которой естественно  организуется жизнь и деятельность ребенка.

Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Ее влияние особенно в  начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Согласно исследованиям, семья в  воспитательной среде находит отражение школы, СМИ, друзей, трудового коллектива для ребенка. Семейная воспитательная среда, будучи для ребенка первой ступенью социальных контактов включает в себя такие характеристики социального окружения, как:

  • предметно – пространственное;
  • социальное;
  • поведенческое;
  • событийное;
  • информационное окружение ребенка.7

От правильной организации воспитательной среды ребенка зависят методы воспитания и эффективность применения их для его развития. Например, доказано, что обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения малыша лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.), родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ребенка, делают его нерешительным.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое.

Таким образом, социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Следующая особенность  воспитательной деятельности нуклеарной семьи как фактора воспитания – в ее естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психологической группы.

Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств  личности ребенка, в современной  нуклеарной семье, воспитывающей единственного  ребенка, занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития.

Содержание семейного  воспитания очень разнообразно. Социальный опыт, приобретенный в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов. Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Информация о работе Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком