Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания в нуклеарной семье единственного ребенка.
2. Изучить особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.
4. Провести экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализировать полученные в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье
7
1.1.Нуклеарная семья как фактор воспитания единственного ребенка.
7
1.2. Трудности семейного воспитания в нуклеарной семье.
23
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
33
2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.
33
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
38
Заключение
50
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Зачиняева К. А. Курсовая. Педагогика. Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком..doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, современная  нуклеарная семья представляет собой  достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Это тоже характеризует нуклеарную семью как фактор воспитания.

Нуклеарная семья выступает  организатором разнообразных видов  деятельности своего ребенка. Ведь от рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. В нуклеарной семье его взаимодействие с миром организуют родители. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен, или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, предоставляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную с взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда - подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации, и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни  настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии - взрослого человека.. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства, если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности - потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом, обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля.

Следует помнить, что  мера усилий ребенка должна соответствовать  мере его возможностей. Деятельность будет благоприятной для развития ребенка, если он переживает радость  от ее процесса, результата, полученного продукта. Поэтому одинаково пагубно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегрузка. Так, слишком трудное задание, превышающее границы возможностей ребенка, может остаться невыполненным, что принесет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий. Практика показывает, что ребенок с меньшей охотой и прилежанием выполняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы, предметы).

Организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться, учиться, играть.

Современными исследователями, занимающимися изучением вопросов семейного воспитания и воспитательного  потенциала нуклеарной семьи, принимаются  во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Так, например, в молодых нуклеарных семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от матриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения.

Однако необходимо иметь  в виду, что ни один из факторов сам  по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в нуклеарной семье. Их следует рассматривать только в совокупности.

А. В. Мудрик, условно подразделяет  факторы, характеризующие жизнедеятельность  нуклеарной семьи по разным параметрам, на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический факторы.8 Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется отношением родителей к этой деятельности: равнодушное, ответственное, легкомысленное. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей, тем насколько они осознают ответственность за воспитание детей, как важнейшей социальной обязанности члена общества.

А.С.Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о  том, что «воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом». Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа беспризорных детей, детей, не желающих учиться, с противоправным поведением, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих «плохо воспитанных» граждан, их перевоспитания, лечения. А все, что связано с исправлением, реабилитацией, перевоспитанием, компенсацией человека, всегда сложнее в педагогическом и дороже в материальном отношении, чем обеспечение условий для нормального развития детей.9

В совокупности эти отношения  составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого ребенок воспринимает окружающий мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру10. Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Научные исследования выявили  прямо пропорциональную зависимость  качества домашнего воспитания детей от уровня образования (профессиональной квалификации) родителей11. Образование влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональная деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности.

Чем выше уровень культурных потребностей родителей, тем выше и  их требования к организации быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.

В то же время повышение  образования и профессиональной активности родителей сопровождается стремлением к более насыщенному  проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, созидательной  творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность родителей за воспитание своего единственного ребенка, за лучшую организацию семейной и всей общественной жизни. Ответственность за будущее ребенка побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способствуют повышению педагогической культуры родителей.

Культура нуклеарной семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.) - одна из важнейших  предпосылок полноценного воспитания ребенка. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что ребенок значительно «выиграет» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие ему люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всех членов семьи: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Родители, озабоченные  судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их ребенок.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.

В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта. Для значительной массы семей с низкими и средними доходами осложнились проблемы отдыха, культурного и спортивного досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспитания подрастающего поколения. Между тем специалисты считают, что зарплата работника наемного труда должна учитывать не только материальные и духовные потребности самого работника, но и соответствующие потребности его детей.

Технико-гигиенический  фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места  и условий проживания, степени  оборудования жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда  обитания - это не дополнительное украшение  в жизни, она оказывает большое  влияние на развитие ребенка. Так, психологи  выявили, что люди, выросшие в новых  микрорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, ее отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и стереотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробуждению фантазии, образного мышления уют улицы, где каждый дом имеет свое лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культурной традицией, которая витает в старых кварталах города.

Конечно, далеко не у каждой российской семьи есть квартира, отвечающая стандартам развитых стран, но любое  жилье необходимо сделать максимально  удобным, чистым, уютным, функционально  оправданным, имеющим свою индивидуальность. 

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная  и т.д.) диктуют свои особенности  воспитания детей. Социологи выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные и т.д. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса.

В памяти любого человека, как правило, на протяжении всей жизни остаются особые воспоминания об особой семейной атмосфере, которая связана с многочисленными событиями, происходящими в жизни. Или же таким отпечатком в сознании и памяти уже взрослого человека, может служить страх, пережитый в раннем возрасте. Именно семейная атмосфера, будь она тихая и счастливая или же наоборот полная опасений и страха больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

В связи с этим, одним  из ведущих условий благоприятного воспитания и формирования личности единственного ребенка в нуклеарной семье можно выделить — благоприятный  психологический климат. Как известно, одним из важных условий является семейная атмосфера, которая определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом, тем социально-психологическим климатом, характерным для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Следующим условием успешного  процесса воспитания являются методы и приемы воспитательного процесса, при помощи которых родители целенаправленно  и организованно воздействуют на личность ребенка. В каждой семье  родители с разных позиций, которые можно охарактеризовать следующим образом: различная степень эмоционального участия, авторитетности и степень контроля над воспитанием ребенка, а также  степень участия родителей в переживаниях ребенка.

Информация о работе Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком