Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания в нуклеарной семье единственного ребенка.
2. Изучить особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.
4. Провести экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализировать полученные в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье
7
1.1.Нуклеарная семья как фактор воспитания единственного ребенка.
7
1.2. Трудности семейного воспитания в нуклеарной семье.
23
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
33
2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.
33
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
38
Заключение
50
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Зачиняева К. А. Курсовая. Педагогика. Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком..doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

                  


 

Рисунок 7.

Результаты исследования типа родительского отношения на констатирующем этапе эксперимента


                


             


Рисунок 8

Результаты исследования типа родительского отношения на этапе анализа результатов реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.

 

Из представленных данных можно увидеть, что в большинстве семей по-прежнему преобладает тип семейного воспитания как гиперопека. 25% родителей в ходе проведения программы пересмотрели свое отношение к детям – воспитание по типу «ежовые рукавицы» в процентном соотношении уменьшилось вдвое, это позволяет говорить нам о положительной динамике в результате реализации данной программы. Также важно отметить, что 12,5% опрошенных родителей не отмечают позитивного изменения в поведении своих детей. Вероятнее всего это связано с негативным настроем по отношению к реализации данной программы. В то же время, дети из этих семей единодушно оценивают мероприятия и тренинги, проводимые с ними исключительно положительно. Ухудшений же в поведении у детей, принявших участие в апробации этой методики, не наблюдалось.

Как показывают данные проведенного исследования, основной причиной формирования неправильного поведения у детей  по отношению к сверстникам и  взрослым способствуют трудности воспитания, с которыми ребенок сталкивается в семье, в частности гиперопека.

Профилактике подобного  поведения, по нашему мнению, могут  способствовать реализация специальных  программ организации совместной деятельности детей, социального педагога, классного руководителя и родителей. Такая программа может включать в себя блоки просвещения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними. Только при выполнении этих условий деятельность социального педагога в образовательном учреждении будет успешной и приведет к положительному результату.

 По результатам  проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье и, была составлена и предложена родителям памятка для решения наиболее часто встречающихся трудностей в воспитательном процессе, по их мнению, и мнению авторов, занимающихся изучением данной проблемы (см. Приложение IV).

 

Заключение

Данная работа посвящена  изучению особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье.

В данной исследовательской  работе были определены и рассмотрены  такие понятия, как «семья», «нуклеарная  семья», воспитательный потенциал», «воспитание». Кроме того были рассмотрены различные  типы семейного воспитания и детско-родительских отношений, а также были представлены основные особенности и трудности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье.

Полученные в ходе изучения теории выводы были подтверждены практическим исследованием. В процессе написания исследовательской работы были решены поставленные задачи, а именно: изучена и проанализирована научная литература по проблеме воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, изучены особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком, было проведено экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализированы полученные в ходе реализации и апробации данной методики результаты и был предложен родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания ребенка. 

Таким образом, поставленная цель – изучение и характеристика особенностей воспитания единственного  ребенка в нуклеарной семье достигнута.

В ходе исследования нами были подтверждены все положения  выдвинутой гипотезы. Этот факт позволяет нам утверждать, что если родители ознакомлены с трудностями, которые могут возникнуть в процессе воспитания единственного ребенка, знают как их преодолеть и создают в семье благоприятный психологический климат для развития и формирования личности ребенка, то реализация воспитательного потенциала данной семьи будет максимально эффективной. Результаты были подтверждены на практике.

В заключение, необходимо подчеркнуть, что эффективность  воспитательного процесса в отношении  единственного ребенка, должна обеспечиваться высоким уровнем сотрудничества социального педагога, педагогического коллектива и родителей. Только в этом случае проведенная работа окажется успешной.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. – 394 с.
  2. Большой энциклопедический словарь, М.: Дрофа, 2000. – 456 с.
  3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд.,  перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.
  4. Каменская Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 317 с.
  5. Карл Е. Пикхарт Советы родителям. Руководство для одиноких родителей. 2009. – 297 с.
  6. Макаренко А. С. «Книга для родителей». – М.: Педагогика, 1988. – 304 с.
  7. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М.: Гардарики. – 2005. – 413 с.
  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
  9. Педагогика: учебник// под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
  10. Подласый И. П. Педагогика: Новй курс: Учеб для студ. высш. учебн.  заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 256 с.
  11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: уч. пособие. – М.: Владос, 1996.  – 529 с.
  12. Социальная педагогика //А. В. Мудрик,  - М.: ВАКО, 2007. – 243 с.
  13. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1-2, М.: Просвещение, 1868. – 345 с.
  14. Фурманов И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. – Мн.: НИО. – 1997.  – 198 с.

 

  1. Шмырева Н. А., Губанова М. И., Крецан З. В., Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. – Кемерово, 2002.
  2. Справочник классного руководителя// Сост. В. М. Коротов. – М.: Просвещение,1979.  – 504 с.
  3. Эриксон М., Мой голос останется с вами: Обучающие истории (психолога и гипнотизера) Милтона / [Пер. с англ.]; авт. предисл. Л. Хоффман; изд. и коммент. С. Розена. — СПб.: Петербург-XXI век, 1995.  – 382 с.

 

Приложения

Приложение I

 

Тест  ««Тест – опросник: выявление родительского  отношения к детям»»

 

Здравствуйте, Уважаемый  участник опроса!

 

Я, студентка 3 курса ИМПиСР НГПУ, в рамках написания исследовательской работы, провожу педагогическое  исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье» с целью определения степени заботы, которую  родители проявляют  по отношению к собственному ребенку и предлагаю Вам выполнить следующий тест. Тестирование  проводится анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

 

Инструкция

Вам необходимо проанализировать представленные ниже утверждения. Некоторые  из утверждений оставляют такое  впечатление, что они не относятся к воспитательному процессу. Однако Вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и ответить на утверждения  «да» или «нет».

Заранее благодарю Вас  за участие в тестировании!

Утверждения теста

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего реб<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration: non

Информация о работе Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком