Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания в нуклеарной семье единственного ребенка.
2. Изучить особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.
4. Провести экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализировать полученные в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.
Введение
3
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье
7
1.1.Нуклеарная семья как фактор воспитания единственного ребенка.
7
1.2. Трудности семейного воспитания в нуклеарной семье.
23
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
33
2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.
33
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
38
Заключение
50
Список использованной литературы
Рисунок 7.
Результаты исследования типа родительского отношения на констатирующем этапе эксперимента
Рисунок 8
Результаты исследования типа родительского отношения на этапе анализа результатов реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
Из представленных данных можно увидеть, что в большинстве семей по-прежнему преобладает тип семейного воспитания как гиперопека. 25% родителей в ходе проведения программы пересмотрели свое отношение к детям – воспитание по типу «ежовые рукавицы» в процентном соотношении уменьшилось вдвое, это позволяет говорить нам о положительной динамике в результате реализации данной программы. Также важно отметить, что 12,5% опрошенных родителей не отмечают позитивного изменения в поведении своих детей. Вероятнее всего это связано с негативным настроем по отношению к реализации данной программы. В то же время, дети из этих семей единодушно оценивают мероприятия и тренинги, проводимые с ними исключительно положительно. Ухудшений же в поведении у детей, принявших участие в апробации этой методики, не наблюдалось.
Как показывают данные проведенного
исследования, основной причиной формирования
неправильного поведения у
Профилактике подобного поведения, по нашему мнению, могут способствовать реализация специальных программ организации совместной деятельности детей, социального педагога, классного руководителя и родителей. Такая программа может включать в себя блоки просвещения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними. Только при выполнении этих условий деятельность социального педагога в образовательном учреждении будет успешной и приведет к положительному результату.
По результатам проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье и, была составлена и предложена родителям памятка для решения наиболее часто встречающихся трудностей в воспитательном процессе, по их мнению, и мнению авторов, занимающихся изучением данной проблемы (см. Приложение IV).
Заключение
Данная работа посвящена изучению особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье.
В данной исследовательской работе были определены и рассмотрены такие понятия, как «семья», «нуклеарная семья», воспитательный потенциал», «воспитание». Кроме того были рассмотрены различные типы семейного воспитания и детско-родительских отношений, а также были представлены основные особенности и трудности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье.
Полученные в ходе изучения теории выводы были подтверждены практическим исследованием. В процессе написания исследовательской работы были решены поставленные задачи, а именно: изучена и проанализирована научная литература по проблеме воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, изучены особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком, было проведено экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализированы полученные в ходе реализации и апробации данной методики результаты и был предложен родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания ребенка.
Таким образом, поставленная цель – изучение и характеристика особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье достигнута.
В ходе исследования нами были подтверждены все положения выдвинутой гипотезы. Этот факт позволяет нам утверждать, что если родители ознакомлены с трудностями, которые могут возникнуть в процессе воспитания единственного ребенка, знают как их преодолеть и создают в семье благоприятный психологический климат для развития и формирования личности ребенка, то реализация воспитательного потенциала данной семьи будет максимально эффективной. Результаты были подтверждены на практике.
В заключение, необходимо подчеркнуть, что эффективность воспитательного процесса в отношении единственного ребенка, должна обеспечиваться высоким уровнем сотрудничества социального педагога, педагогического коллектива и родителей. Только в этом случае проведенная работа окажется успешной.
Список использованной литературы
Приложения
Приложение I
Тест ««Тест – опросник: выявление родительского отношения к детям»»
Здравствуйте, Уважаемый участник опроса!
Я, студентка 3 курса ИМПиСР НГПУ, в рамках написания исследовательской работы, провожу педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье» с целью определения степени заботы, которую родители проявляют по отношению к собственному ребенку и предлагаю Вам выполнить следующий тест. Тестирование проводится анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.
Инструкция
Вам необходимо проанализировать представленные ниже утверждения. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они не относятся к воспитательному процессу. Однако Вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и ответить на утверждения «да» или «нет».
Заранее благодарю Вас за участие в тестировании!
Утверждения теста
Информация о работе Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком