Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания в нуклеарной семье единственного ребенка.
2. Изучить особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.
4. Провести экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализировать полученные в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.
Введение
3
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье
7
1.1.Нуклеарная семья как фактор воспитания единственного ребенка.
7
1.2. Трудности семейного воспитания в нуклеарной семье.
23
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
33
2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.
33
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
38
Заключение
50
Список использованной литературы
Разрушен мир, вращавшийся вокруг него. Теперь рядом с ним стало одним родителем меньше, чтобы разрешать его проблемы. Так как живущая с ним мама теперь больше занята и менее доступна, она откладывает или вообще отказывается выполнять просьбы, которые раньше удовлетворялись автоматически. Единственный ребенок вынужден приспосабливаться к реакциям матери, которые кажутся новыми и малоприятными. Часто у единственного ребенка в семье развод отбирает немало из того, к чему он привык.
Единственному ребенку может быть больно видеть родителей поодиночке, потому что, находясь с одним из них, он скучает по второму. Ребенок тоскует по старому уютному триединству, которое они некогда составляли вместе. Эта боль становится неизмеримо больше, если разведенные родители не могут избавиться от обид друг на друга. Их продолжающееся противостояние разрывает верное детское сердце и порождает глубокий внутренний конфликт. Величайшую радость разведенные родители могут доставить своему единственному ребенку, примирившись друг с другом, и чем скорее, тем лучше. Необходимо помнить о том, что единственные дети особенно тяжело переносят развод.
Помимо воздействия развода, есть общие особенности, свойственные большинству единственных детей, которые порой могут стать причиной для беспокойства. В первую очередь это само чувство «единственности», влекущее за собой трудности эмансипации, социализации, принятия общественных норм.
Большинство единственных детей четко себя осознают (это относится и к первым детям, которые некоторое время тоже были единственными). Их самовыражение и саморазвитие поощряются, их интересы и возможности принимаются близко к сердцу. Их усилия поощряются, успехи вознаграждаются15.
Пользуясь повышенным вниманием и поддержкой родителей, они могут быстро проникнуться преувеличенным чувством собственной значимости, их самооценка, как правило, завышена. В отношениях с людьми единственные дети часто считаются со своим мнением в гораздо большей степени, чем с чужим. В таком случае их приходится учить уважать обоснованные нужды других.
Именно поэтому, семья, являясь своеобразным коллективом, должна сформировать у ребенка коллективистскую направленность, не допустить развития эгоистических черт, позаботиться о реализации этой задачи в практике семейного воспитания.
Если ребенок выступает как активный субъект этих взаимоотношений, у него формируется позиция члена семейного коллектива.
В большинстве семей
взаимоотношения детей и
Исследование социально-
В России, как уже было отмечено нами ранее, на протяжении уже нескольких столетий, в особенности в крупных городах, преобладают однодетные семьи. В подобных семьях дети могут рассчитывать на большее внимание и заботу, обожание, уступчивость и любовь в связи с тем, что родители ближе к ребенку, активно занимаются развитием его способностей и творческих задатков. Но велика вероятность возникновения гиперопеки как неправильного типа семейного воспитания.
Согласно исследованиям многих специалистов в сфере семейной психологии, в нуклеарной семье наблюдается так называемый «культ ребенка», когда вся жизнь родителей сосредоточена на интересах и желаниях своего чада.
В связи с тем, что в семьях с единственными детьми ошибки и недочеты родителей оставляют более яркий след в личности ребенка необходимо выделить основные трудности семейного воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье.
Несамостоятельность ребенка. Зачастую родители единственных детей не дают им принимать решения и воплощать свои намерения в жизнь абсолютно во всем, начиная от выбора одежды и игрушек и, заканчивая, самостоятельным решением регулярно возникающих мелких проблем в отношениях со сверстниками, в процессе трудовой деятельности. В результате такого отношения у ребенка возникают проблемы в коммуникации со сверстниками, в самостоятельном принятии выбора решения какой-либо определенной проблемы.
Ограничение развития творческого начала связано с тем, что родители как правило, загружая своего единственного ребенка до предела различными кружками и секциями, пытаются сделать из него гения. Но в данном случае гиперопека не позволяет в полной мере развить творческий потенциал ребенка, а наоборот может повлечь за собой устоявшееся мнение у него, что истинным является лишь то, о чем догадался и на чем настоял другой. Как результат такого типа воспитательного воздействия - социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.
Низкий потенциал социальной адаптации в обществе сверстников. Будучи с момента рождения окруженный чрезмерным вниманием и заботой родителей, единственный ребенок при контактах со сверстниками ждет них такого же отношения как со стороны самых близких для него людей. Но зачастую его ожидания не оправдываются, и он испытывает разочарование от такого взаимодействия. Подобный неудачный опыт коммуникации со сверстниками может наложить серьезный отпечаток на дальнейшем развитии личности.
Подмена ролей в семейных отношениях. Взаимоотношения с родителями, связанные в первую очередь с тем, что зачастую родители называют своих единственных детей «мой лучший друг» или даже «моя младшая сестренка», а дети вторят: «Моя лучшая подружка – это мама». Но возникает вопрос: те ли это отношения, которые в действительности нужны ребенку? Дети, как правило, принимают тот стиль поведения, который им предлагают родители. И если в жизни единственного ребенка родители играют роль друзей, то выполнять роль родителей оказывается некому. Ребенку очень важно видеть в родителях образец взрослого поведения и отношения к жизни. Это не означает, что не надо дружить со своим ребенком: важно найти равновесие.
Единственный ребенок – как способ реализации неосуществленных родительских желаний. Это связано, в первую очередь, с тем, что часто родители возлагают на ребенка большие надежды. Это, разумеется, накладывает отпечаток на психику ребенка, и не в состоянии оправдать надежды родителей он становиться подавленным и неуверенным в себе, что влечет за собой возникновение психологических проблем
Подводя итог нельзя однозначно сказать, что быть единственным ребенком это хорошо или плохо – главное цель для родителей - воспитать ребенка «правильно», способствовать его общению с другими детьми и сверстниками. Иногда бывает тяжелей воспитать одного ребенка, чем двоих или троих детей. Если родители понимают своего ребенка, он растет не хуже других детей и может быть более развитым, ответственным и внимательным к родителям.
Единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми. Те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.
Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.
Далеко не последняя причина подростковой инфантильности, воспитание единственного ребенка в семьях, когда гиперопека взрослых не дает ему нормально повзрослеть.
В связи с этим родители должны задуматься о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка, а именно цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
2.1 Констатирующая
диагностика исследования: характерный
тип воспитания в нуклеарной
семье, воспитывающей
В первой главе курсовой работы, мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье. Исходя из этого, нами было проведено исследование, и на его основе была осуществлена диагностика и анализ полученных результатов.
Экспериментальное исследование было проведено в МБОУ СОШ №52, расположенной по адресу: г. Новосибирск, Октябрьский район, ул. Воинская 3, в 3 - их классах начальной школы.
На констатирующем этапе проведения экспериментального педагогического исследования в данной школе был проведен систематизированный отбор участников исследования, а именно родителей, которые воспитывают единственного ребенка в нуклеарной семье.
В исследовании приняли участие 32 человека. В их числе: женщины – 21 человек, мужчины – 11 человек. Это родители, детей, учащихся 8 – 9 лет.
Полученные в ходе констатирующей диагностики результаты были проанализированы. Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье младшего школьного возраста мною были использованы две методики.
Методика 1. «Тест – опросник: выявление родительского отношения к детям». Данный опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков17 (см. Приложение I).
Рисунок 1.
|
Рисунок 2.
Данные полученные в результате проведенного исследования позволяют утверждать тот факт, что в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка, преобладает такой тип семейного воспитания, как гиперопека – 28 % опрошенных родителей склонны придерживаться такого стиля воспитания. Это может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, у родителей имеется стремление инфатилизировать ребенка, они склонны приписывать ребенку личную и социальную несостоятельность. Во-вторых, родитель видит своего ребенка младшим по сравнению с реальным его возрастом, и в таком случае ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурного влияния. В связи с этим, на мой взгляд, такие родители стремятся оградить ребенка от возможных трудностей жизни и выполняют за него все функции и обязанности.
Наиболее близким по результатам исследования и по смысловому содержанию семейного воспитания к гиперопеке такой тип воспитательного воздействия, как «повышенная моральная ответственность» (25 %). Родители стараются выполнять любые просьбы ребенка. В данном случае, родители испытывают высокий уровень ответственности за воспитание ребенка, не перед ним самим, а перед обществом и близким окружением. Считая, что ребенок должен полностью соответствовать всем нормам, принятым в круге общения родителей. Чаще всего такой тип семейного воспитания встречается в семьях с высоким социальным статусом. У ребенка просто не остается выбора жить иначе.
Нельзя не обратить внимание на процент полученных результатов от общего числа опрошенных респондентов, которые в качестве характерного для себя типа семейного воспитания выбрали такой, как «ежовые рукавицы» (9 %). Родители не видят в нем явных недостатков, а наоборот выделяют целый ряд преимуществ относительно других типов воспитания. Во-первых, по их мнению, строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. Во-вторых, они считают, что ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. Еще одним весомым аргументом такие родители определяют и то, что за строгое воспитание дети будут им благодарны в будущем. Но как любое явление является противоречивым, так и типы воспитания не стоит оценивать однозначно, так как в любом из них можно выделить и достоинства и недостатки.
Методика 2. Тест «Мера заботы о ребенке». Вопросы данного теста предназначены для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку 18(см.. Приложение II).
Анализ полученных данных в ходе проведенного исследования показал, что большинство родителей – 75 % от общего числа опрошенных респондентов, направляют все свои усилия на то, чтобы интересы их ребенка были надежно защищены, данная характеристика присуща такому типу семейного воспитания как гиперопека.
|
Рисунок 3.
Вскоре подобный «детоцентризм» может вызвать протест ребенка. В такой ситуации ребенок личностно зависит от родителей, что не способствует формированию у него собственных интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
Но вместе с тем 19 % участников опроса заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. При таком воспитании он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Информация о работе Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком