Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания в нуклеарной семье единственного ребенка.
2. Изучить особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.
4. Провести экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализировать полученные в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.
Введение
3
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье
7
1.1.Нуклеарная семья как фактор воспитания единственного ребенка.
7
1.2. Трудности семейного воспитания в нуклеарной семье.
23
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
33
2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.
33
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
38
Заключение
50
Список использованной литературы
Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.
Третье условие — авторитет родителей, взрослых в воспитании ребенка. Анализ современной ситуации показывает, что родители с уважением относятся к потребностям и интересам своего ребенка, их взаимоотношения более демократичны и направлены на сотрудничество. Однако, как известно, семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя считается, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль над поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная неуверенность, а иногда даже и страх.
В социальном плане ребенок лучше всего развивается тогда, когда ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своего ребенка, могут стать для него таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным.
Следующее важное условие, которое необходимо учитывать в семейном воспитании — роль наказаний и поощрений в воспитании детей12 Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.
При этом не следует забывать,
что положительные
Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и поэтому чувство вины, является сильным регулятором его поведения. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.
Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с ребенком все пережитое, его радости и неудачи. Некоторые родители знают многое о своем ребенке, другие же — почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него.
Ребенок, принуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему.
1.2. Трудности семейного воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье.
По вопросу особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, по мнению современных исследователей, существует две наиболее распространенные точки зрения.
Первая заключается в том, что единственный ребенок вследствие отсутствия соперничества братьями и сестрами за внимание и любовь родителей вырастает более устойчивым к эмоциональным воздействиям. Сторонники второй позиции по данному вопросу придерживаются мнения о том, что единственному ребенку, наоборот, приходится преодолевать больше трудностей, что связано с отсутствием братьев и сестер. Но, однако, трудности, возникающие в процессе воспитания, не являются не являются абсолютно неизбежными и встречаются довольно часто.
Содержание семейного воспитания в современной нуклеарной семье охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое. Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.
В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей «потребительство», пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Для того, чтобы лучше понять воспитательный потенциал нуклеарной семьи и выявить основные трудности воспитательного процесса в отношении единственного ребенка, необходимо знать типы семейного воспитания.
Современные педагоги выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.14
Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип семейного воспитания чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания своему ребенку. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний» и др.).
Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими.
Гиперопека. При данном типе воспитания жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у такого ребенка, особенно у подростка, это выливается в бунт против родительского внимания, они могут принципиально нарушать запреты. Родители, которые придерживаются гиперопекающего стиля взаимодействия с детьми, апеллируют к слабости и уязвимости ребенка, несовершенству его умений, отсутствию у него представлений об опасности. И они во многом правы. Конечно, необходимо заботиться о здоровье ребенка. Однако стремление оградить его от всего потенциально опасного часто приобретает характер тотального запрета. Ребенку нельзя дотронуться до вазы – вдруг она разобьется, нельзя помочь маме отнести на кухню посуду - можно упасть и порезать руку, нельзя поднимать с земли камушки и ветки – они грязные и ими можно пораниться, нельзя ступить в лужу – можно промочить ноги и заболеть, нельзя играть с другими детьми – они могут заразить малыша. "Нельзя… нельзя… нельзя", - постоянно слышит ребенок. В итоге он оказывается изолированным от окружающего его мира, от жизни взрослых и других детей, что тормозит его познавательное и социальное развитие.
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а, по сути, - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.
Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.
«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский отмечал, что страх – самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и других.
Синдром опасного обращения
с детьми. Это один из самых недопустимых
типов семейного воспитания, связанный
с физическими наказаниями
На основе вышеприведенных типов семейного воспитания, можно утверждать, что процесс формирования личности единственного ребенка в семье очень трудоемкий процесс, связано это в первую очередь с тем, что он быстро привыкает к своему исключительному положению и родители вследствие этого уделяют ему чрезмерное влияние. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко.
Но также имеются и другие основания, позволяющие говорить о трудностях воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, обнаружить которые бывает весьма затруднительно.
Каждому ребенку, для нормального развития психики, необходимо определенное душевное пространство, внутри которого он мог бы спокойно развиваться согласно своим потребностям и желаниям. Но единственному ребенку часто бывает отказано в наличии подобного душевного пространства. Ему навязывают роль образцового ребенка, и внушается мысль о том что он обязательно должен оправдать многочисленные надежды родителей и с раннего возраста воплощать в жизнь их нереализованные мечты. За каждым шагом ведется внимательное наблюдение.
В результате, такое отношение таит в себе определенные опасности и риски - единственный ребенок может превратиться в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего свои возможности ребенка.
Единственный ребенок,
как правило, опережает
Находясь преимущественно во взрослой компании, ребенок часто слышит серьезные разговоры и учится на равных общаться с взрослыми. Он привыкает, что с его мнением считаются, его самооценка при этом повышается. Но многие взрослые признаются себе: воспитывая одного ребенка, трудно избежать сложностей и перекосов. И то, что в большой семье дети получают естественным путем, в процессе общения, игры, благодаря необходимости выстраивать отношения с самыми разными людьми, в нуклеарной семье единственный ребенок может получить благодаря лишь каким-то специальным усилиям, предпринятым взрослыми.
Когда все ожидания, все надежды переносятся на единственного ребенка, родители его не принимают таким, каков он есть, а формируют идеальный образ и встраивают малыша в искусственную схему. Это может привести к отклонениям в поведении и развитии ребенка.
Единственному ребенку нужно предоставлять те способы взаимоотношений с людьми и с жизнью, которые естественным путем формируются в больших семьях. И хорошо бы еще взрослым знать об основных возрастных периодах детского развития, чтобы не вынуждать ребенка перескакивать через ступеньки этого естественного, природой
Озабоченность родителей и привязанность к ребенку возрастают, если этот ребенок единственный, ведь в этом случае родители и ребенок "настроены" друг на друга. Тесная близость заставляет обе стороны неустанно заботиться о том, как доставить друг другу радость. Часто один ощущает эмоциональный дискомфорт, когда второй попадает в беду или чем-то расстроен.
При таких интенсивных отношениях часто случается, что родители искренне хотят дать своему чаду все самое лучшее, а ребенок чувствует себя обязанным соответствовать ожиданиям родителей.
Живя под сильным родительским вниманием, ребенок относится к ним как к самым важным людям в мире и наслаждается таким же отношением к себе. Союз двух родителей и одного ребенка кажется нерушимым, и, когда развод разбивает такую семью, ребенок переживает сильное потрясение.
Информация о работе Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком