Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания в нуклеарной семье единственного ребенка.
2. Изучить особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.
4. Провести экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализировать полученные в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.
Введение
3
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье
7
1.1.Нуклеарная семья как фактор воспитания единственного ребенка.
7
1.2. Трудности семейного воспитания в нуклеарной семье.
23
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
33
2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.
33
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
38
Заключение
50
Список использованной литературы
Лишь 6 % от числа опрошенных родителей, согласно результатам исследования уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания своего ребенка. Таких родителей больше волнуют личные проблемы на работе и супружеские взаимоотношения. Процесс формирования личности ребенка выходит на второй план. Главная цель – реализация себя и своего потенциала, без учета интересов и способностей ребенка. Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в большинстве семей в исследуемых классах преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (75%). Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них.
На основе выделенных причин нами была разработана и реализована программа по социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка
В МБОУ СОШ № 52, которая явилась экспериментальной базой исследования, не проводится целенаправленная работа по оказанию помощи и содействия в коррекции поведения у детей, являющихся единственным ребенком в семье.
В связи с этим, на констатирующем этапе эксперимента нами была разработана программа социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим единственного ребенка, целью которой является: максимальная помощь детям в коррекции своего поведения в отношении сверстников и взрослых.
К задачам программы социально педагогической помощи мы отнесли следующее:
- формирование умений
и навыков у родителей
-воспитание у детей необходимых для жизни в современном обществе качеств, помогающих выстраивать правильную линию поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
- приобретение детьми
навыка самостоятельного
- формирование умений и навыков эффективного самообслуживания без участия взрослых родителей у детей;
- объединение усилий социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя по работе с семьями, воспитывающими единственного ребенка.
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с семьями, воспитывающими единственного ребенка. Значимость программы заключается в том, чтобы обучить детей навыкам поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать с наибольшей результативностью встающие перед ними каждый день задачи. Программа предполагает возрастной период детей 7 – 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным для осуществления подобной работы. Это связано с одной стороны, с возрастанием интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью детей к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Таблица 1. Основные мероприятия программы.
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Участники |
Время проведения занятий |
1. |
Беседы с родителями |
|
Социальный педагог, классный руководитель, родители |
4 раза в месяц по 40 минут |
2. |
Внеклассное мероприятие «Я сам» |
|
Классный руководитель, Социальный педагог, Учащиеся. |
2 раза в месяц |
3. |
Проведение командной эстафеты |
|
Классные руководители, учащиеся, учитель физкультуры |
2 раза в месяц |
4. |
Тренинг «Работаем вместе» |
|
Социальный педагог, классный руководитель, учащиеся. |
2 раза в месяц (на начальном и завершающем этапе эксперимента). |
Программа была осуществлена с помощью форм и методов, направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального педагога при реализации данной программы были различны и зависели от целей и задач каждого конкретного мероприятия, проводимого в рамках данной программы. К числу форм работы относятся: родительские собрания, диагностика, индивидуальные и групповые консультации. Методы работы: анкетирование, тестирование, наблюдение , опрос, беседа, рефлексия, психолого-педагогические упражнения.
Данная программа рассчитана на 1 месяц. Мероприятия проводились раз в 2 недели по 40 – 60 минут с учетом возрастных особенностей детей.
К реализации программы были приглашены нуклеарные семьи, воспитывающие одного ребенка.
В ходе реализации программы было проведено четыре беседы с родителями, воспитывающими единственного ребенка.
Беседа № 1. Цель: знакомство с семьями, проведение диагностического исследования особенностей семейного воспитания, знакомство родителей с основными целями и задачами реализации данной программы.
В результате проведенной беседы был налажен контакт с родителями, воспитывающими единственного ребенка. Первоначальная реакция большинства семей на проведение данной программы была отрицательная (54, 7 %). Они сошлись во мнении, что у их детей нет проблем в процессе взаимоотношения со сверстниками, и они могут самостоятельно справиться с возникающими трудностями. Но в ходе проведения беседы, организованной совместно с классными руководителями и социальным педагогом МБОУ СОШ № 52 Шулаковой Светланой Васильевной, эти семьи дали согласие на участие в экспериментальном педагогическом исследовании, аргументировав это тем, что лишь объединение усилий социального педагога, классного руководителя данного учебного заведения и родителей, поможет максимально эффективно скорректировать поведение единственных детей, воспитывающихся в нуклеарных семьях в отношении взрослых и сверстников.
Беседа № 2. Цель: информирование родителей о возможных трудностях в процессе воспитания единственного ребенка, а также о возрастных особенностях детей данной возрастной группы.
Вопросы беседы №2.
Ответы респондентов на данный вопрос распределились следующим образом.
Рисунок 4.
Как мы видим из представленной диаграммы, большинство семей, участвующих в реализации данной программы сталкиваются в процессе воспитания с определенными трудностями.
2. Если Вы ответили «да» на предыдущий вопрос, то с какими трудностями Вы чаще всего сталкиваетесь в процессе воспитания?
Родителям был предложен перечень из 6 трудностей, которые наиболее часто встречаются в воспитании единственного ребенка согласно мнению современных исследователей. Необходимо было выбрать те, с которыми сталкивается именно эта семья.
Наиболее часто
встречающиеся трудности
|
Рисунок 5.
Согласно данным представленной
диаграммы в большинстве
3. Какие, по Вашему мнению, имеет особенности воспитание единственного ребенка?
В качестве основных особенностей в ходе проведенной беседы были определены следующие:
Предложенная родителями классификация подтверждает второе положение выдвинутой нами гипотезы и позволяет утверждать, что родители ознакомлены с особенностями воспитания единственного ребенка в семье и ими определена специфика воспитательного процесса.
4. Какие факторы, на
Ваш взгляд, способствуют наиболее
эффективному развитию
Рисунок 6.
Создание благоприятного психологического климата в семье, по мнению родителей, способствует эффективной реализации воспитательного потенциала нуклеарной семьи. Что подтверждает третье положение гипотезы представленной в данной курсовой работе.
Беседа 3. Цель: обсуждение с родителями особенностей изменения поведения детей в отношении со сверстниками и взрослыми после реализации таких мероприятий программы, как внеклассное мероприятие «Я сам» и тренинг «Работаем вместе».
Следует отметить, что вышеперечисленные мероприятия проводились дважды в месяц – на начальном этапе эксперимента и на завершающем. При реализации данного этапа исследования нами были использованы игры, направленные на формирование у детей чувства сплоченности и коллектива, на приобретение навыков взаимодействия со сверстниками (см. Приложение III). Также как и в предшествующих беседах, родителям были заданы определенные вопросы:
7. Довольны ли Вы
поведением Вашего ребенка
8. Хотели ли бы Вы в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях?
Беседа № 4. Цель: проанализировать в ходе беседы с родителями особенности изменения поведения их ребенка в результате проведения командной эстафеты, а также совместно с родителями, социальным педагогом и классными руководителями оценить эффективность реализации программы в целом.
В ходе проведения двух последних бесед было установлено, что 78 % (26 человек) определяют реализацию программы как положительную. Родители, принявшие участие в данном исследовании, отметили, что в поведении их детей произошли серьезные позитивные изменения – 52,3% (17 человек). Ребята, благодаря, организованным тренингам на сплочение и формирование чувства коллективности, а также, благодаря, командной эстафете организованной совместно с учителем физической культуры, приобрели новых друзей, новый круг общения и интересы. В качестве результата реализации данной программы для нас в первую очередь играла важную роль обратная связь от самих учащихся – и результат таков – 87, 5 % (14 человек) оценивают проведение данной программы социально-педагогической помощи положительно.
Также, свою оценку реализованной программе, дала социальный педагог МБОУ СОШ № 52 Шулакова С. В.: « Работа с родителями учащихся нашей школы является важным направлением деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Ведь только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, информируя о трудностях воспитания единственного ребенка в семье и его особенностях, можно добиться положительных результатов в подготовке таких детей к самостоятельной жизни, успешному взаимодействию со сверстниками и взрослыми».
После реализации вышеупомянутой программы, которая, по нашему мнению, позволила максимально скорректировать свое поведение по отношению к сверстникам и взрослым у детей, был проведен повторный срез результатов анализа с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Сравнительные результаты проведенных анализов представлены на диаграмме ниже.
Информация о работе Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком