Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания в нуклеарной семье единственного ребенка.
2. Изучить особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком.
4. Провести экспериментальное педагогическое исследование особенностей воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье, проанализировать полученные в ходе исследования результаты и предложить родителям комплекс рекомендаций по вопросам воспитания единственного ребенка.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье
7
1.1.Нуклеарная семья как фактор воспитания единственного ребенка.
7
1.2. Трудности семейного воспитания в нуклеарной семье.
23
Глава II Экспериментальное педагогическое исследование на тему: «Особенности воспитания единственного ребенка в нуклеарной семье».
33
2.1. Констатирующая диагностика исследования: характерный тип воспитания в нуклеарной семье, воспитывающей единственного ребенка.
33
2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.
38
Заключение
50
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Зачиняева К. А. Курсовая. Педагогика. Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком..doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

Лишь 6 % от числа опрошенных родителей, согласно результатам исследования уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания своего ребенка. Таких родителей больше волнуют личные проблемы на работе и супружеские взаимоотношения. Процесс формирования личности ребенка выходит на второй план. Главная цель – реализация себя и своего потенциала, без учета интересов и способностей ребенка. Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в большинстве семей в исследуемых классах преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (75%). Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них.

На основе выделенных причин нами была разработана и реализована  программа по социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка.

 

 

 

2.2. Опыт реализации программы социально-педагогической помощи нуклеарным семьям, воспитывающим единственного ребенка

 

В МБОУ СОШ № 52, которая  явилась экспериментальной базой исследования, не проводится целенаправленная работа по оказанию помощи и содействия в коррекции поведения у детей, являющихся единственным  ребенком в семье.

В связи с этим, на констатирующем этапе эксперимента нами была разработана программа социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим единственного ребенка, целью которой является: максимальная помощь детям в коррекции своего поведения в отношении сверстников и взрослых.

К задачам программы социально педагогической помощи мы отнесли следующее:

- формирование умений  и навыков у родителей определять  основные трудности в воспитании  единственного ребенка и практического  применения знаний и рекомендаций  по решению возникающих проблем;

-воспитание у детей необходимых для жизни в современном обществе качеств, помогающих выстраивать правильную линию поведения в общении со сверстниками и взрослыми;

- приобретение детьми  навыка самостоятельного решения  проблем, возникающих перед ним  на его жизненном пути;

- формирование умений  и навыков эффективного самообслуживания без участия взрослых родителей у детей;

- объединение усилий социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя по работе с семьями, воспитывающими единственного ребенка.

Настоящая программа  предназначена для работы социального педагога с семьями, воспитывающими единственного ребенка. Значимость программы заключается в том, чтобы обучить детей навыкам поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать с наибольшей результативностью встающие перед ними каждый день задачи. Программа предполагает возрастной период детей 7 – 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным для осуществления подобной работы. Это связано с одной стороны, с возрастанием интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью детей к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Таблица 1. Основные мероприятия программы.

№ п/п

Мероприятия

Цель

Участники

Время проведения занятий

1.

Беседы с родителями

  • Способствовать формированию навыков воспитания единственного ребенка, а также обеспечить родителей знаниями, о возможных трудностях в процессе воспитания.
  • Информировать родителей о возрастных особенностях детей.

Социальный педагог, классный руководитель,

родители

4 раза в месяц по 40 минут 

2.

Внеклассное мероприятие  «Я сам»

  • Познакомить детей с возможными вариантами решения возникающих в быту проблем посредством общения со сверстниками и взрослыми.

Классный руководитель,

Социальный педагог,

Учащиеся.

2 раза в месяц

3.

Проведение командной  эстафеты

  • Сформировать у детей чувство сплоченности и коллектива.
  • Привить детям навыки взаимодействия со сверстниками.

Классные руководители, учащиеся,

учитель физкультуры

2 раза в месяц

4.

Тренинг «Работаем вместе»

  • Направлен на формирование у детей правильной оценки своих возможностей.
  • Способствует приобретению навыков быстрой адаптации ребенка в новом коллективе.
  • Основная цель – преодоление детского эгоцентризма.

Социальный педагог, классный руководитель, учащиеся.

2 раза в месяц (на  начальном и завершающем этапе  эксперимента).


 

Программа была осуществлена с помощью форм и методов, направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального  педагога при реализации данной программы были различны и зависели от целей и задач каждого конкретного мероприятия, проводимого в рамках данной программы. К числу форм работы относятся: родительские собрания, диагностика, индивидуальные и групповые консультации. Методы работы: анкетирование, тестирование, наблюдение , опрос, беседа, рефлексия, психолого-педагогические упражнения.

Данная программа рассчитана на 1 месяц. Мероприятия проводились  раз в 2 недели по 40 – 60 минут с  учетом возрастных особенностей детей.

К реализации программы были приглашены нуклеарные семьи, воспитывающие одного ребенка.

В ходе реализации программы  было проведено четыре беседы с родителями, воспитывающими единственного ребенка.

Беседа № 1. Цель: знакомство с семьями, проведение диагностического исследования особенностей семейного воспитания, знакомство родителей с основными целями и задачами реализации данной программы.

В результате проведенной  беседы был налажен контакт с  родителями, воспитывающими единственного  ребенка. Первоначальная реакция большинства  семей на проведение данной программы была отрицательная (54, 7 %). Они сошлись во мнении, что у их детей нет проблем в процессе взаимоотношения со сверстниками, и они могут самостоятельно справиться с возникающими трудностями. Но в ходе проведения беседы, организованной совместно с классными руководителями и социальным педагогом МБОУ СОШ № 52 Шулаковой Светланой Васильевной, эти семьи дали согласие на участие в экспериментальном педагогическом исследовании, аргументировав это тем, что лишь объединение усилий социального педагога, классного руководителя данного учебного заведения и родителей, поможет максимально эффективно скорректировать поведение единственных детей, воспитывающихся в нуклеарных семьях в отношении взрослых и сверстников.

Беседа № 2. Цель: информирование родителей о возможных трудностях в процессе воспитания единственного ребенка, а также о возрастных особенностях детей данной возрастной группы.

Вопросы беседы №2.

  1. Как Вы считаете, в Вашей семье существуют трудности, возникающие в процессе воспитания Вашего ребенка?

Ответы респондентов на данный вопрос распределились следующим  образом.

 

          

Рисунок 4.

Как мы видим из представленной диаграммы, большинство семей, участвующих  в реализации данной программы сталкиваются в процессе воспитания с определенными трудностями.

2. Если Вы ответили «да» на предыдущий вопрос, то с какими трудностями Вы чаще всего сталкиваетесь в процессе воспитания?

Родителям был предложен  перечень из 6 трудностей, которые наиболее часто встречаются в воспитании единственного ребенка согласно мнению современных исследователей. Необходимо было выбрать те, с которыми сталкивается именно эта семья.

Наиболее часто  встречающиеся трудности семейного  воспитания, по Вашему мнению,  это:

  1. Прикрепление к ребенку ярлыка «образцового ребенка».
  2. Несамостоятельность ребенка в решении определенных жизненных проблем.
  3. Культ ребенка.
  4. Пристальное наблюдение за жизнью ребенка.
  5. Низкий уровень адаптации в обществе сверстников.
  6. Избалованность ребенка.

 

          


Рисунок 5.

Согласно данным представленной диаграммы в большинстве опрошенных семей наиболее часто встречающиеся  трудности это – пристальное  наблюдение за жизнью ребенка (57,6 %) и  низкий уровень адаптации в обществе сверстников (21, 3%). Что примечательно  ни один из родителей не считает своего ребенка избалованным.

3. Какие, по Вашему  мнению,  имеет особенности воспитание  единственного ребенка? 

В качестве основных особенностей в ходе проведенной беседы были определены следующие:

  • Из-за отсутствия соперничества между братьями и сестрами, ребенок вырастает более устойчивым к эмоциональным воздействиям.
  • Поскольку все внимание родителей сконцентрировано на одном ребенке, то он вырастает более способным к освоению учебных дисциплин, так как родители активно занимаются его образованием и воспитанием.
  • Ребенок в нуклеарной семье находится в постоянном и тесном контакте со взрослыми, поэтому ему легко общаться с людьми старше его возраста.
  • У единственного ребенка в нуклеарной семье более высокая самооценка, нежели у детей, имеющих братьев и сестер.

Предложенная родителями классификация подтверждает второе положение выдвинутой нами гипотезы и позволяет утверждать, что родители ознакомлены с особенностями  воспитания единственного ребенка  в семье и ими определена специфика  воспитательного процесса.

4. Какие факторы, на  Ваш взгляд, способствуют наиболее  эффективному развитию воспитательного  потенциала семьи, воспитывающей  единственного ребенка?

 

                 

Рисунок 6.

Создание благоприятного психологического климата в семье, по мнению родителей, способствует эффективной реализации воспитательного потенциала нуклеарной семьи. Что подтверждает третье положение гипотезы представленной в данной курсовой работе.

Беседа 3. Цель: обсуждение с родителями особенностей изменения поведения детей в отношении со сверстниками и взрослыми после реализации таких мероприятий программы, как внеклассное мероприятие «Я сам» и  тренинг «Работаем вместе».

Следует отметить, что  вышеперечисленные мероприятия  проводились дважды в месяц – на начальном этапе эксперимента и на завершающем. При реализации данного этапа исследования нами были использованы игры, направленные на формирование у детей чувства сплоченности и коллектива, на приобретение навыков взаимодействия со сверстниками (см. Приложение III). Также как и в предшествующих беседах, родителям были заданы определенные вопросы:

  1. Изменилось ли поведение Вашего ребенка в отношениях со сверстниками и взрослыми после проведенного мероприятия и тренинга?
  2. Как изменилось поведение Вашего ребенка? В чем это проявилось в первую очередь?
  3. Считаете ли Вы данные мероприятия необходимым условием в воспитании ребенка? Почему?
  4. Как Вы оцениваете изменения: положительно/отрицательно?
  5. Как Ваш ребенок оценивает данное мероприятие и тренинг?
  6. Есть ли у Вас замечания по поводу проведения мероприятий?

7. Довольны ли Вы  поведением Вашего ребенка сейчас? Почему?

8. Хотели ли бы Вы  в дальнейшем участвовать в  таких мероприятиях?

Беседа № 4. Цель: проанализировать в ходе беседы с родителями особенности изменения поведения их ребенка в результате проведения командной эстафеты, а также совместно с родителями, социальным педагогом и классными руководителями оценить эффективность реализации программы в целом.

В ходе проведения двух последних  бесед было установлено, что 78 % (26 человек) определяют реализацию программы как положительную. Родители, принявшие участие в данном исследовании, отметили, что в поведении их детей произошли серьезные позитивные изменения – 52,3% (17 человек). Ребята, благодаря, организованным тренингам на сплочение и формирование чувства коллективности, а также, благодаря, командной эстафете организованной совместно с учителем физической культуры, приобрели новых друзей, новый круг общения и интересы. В качестве результата реализации данной программы для нас в первую очередь играла важную роль обратная связь от самих учащихся – и результат таков – 87, 5 % (14 человек) оценивают проведение данной программы социально-педагогической помощи положительно.

Также, свою оценку реализованной программе, дала социальный педагог МБОУ СОШ № 52 Шулакова С. В.: « Работа с родителями учащихся нашей школы является важным направлением деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Ведь только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, информируя о трудностях воспитания единственного ребенка в семье и его особенностях, можно добиться положительных результатов в подготовке таких детей к самостоятельной жизни, успешному взаимодействию со сверстниками и взрослыми».

После реализации вышеупомянутой программы, которая, по нашему мнению, позволила максимально скорректировать свое поведение по отношению к сверстникам и взрослым у детей, был проведен повторный срез результатов анализа с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Сравнительные результаты проведенных анализов представлены на диаграмме ниже.

Информация о работе Особенности воспитательного процесса в нуклеарной семье с единственным ребенком