Отчёт, отражающий обоснованность и методику использования модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 00:08, доклад

Описание работы

Информационные коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни, человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Модуль «Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании и обучении» можно использовать для обучения любого предмета, на любом этапе урока.

Файлы: 1 файл

В1.docx

— 619.59 Кб (Скачать файл)

Балабанова Светлана Владимировна                          Портфолио учителя                      Отчёт В1                                                                       Группа №2                                                                     3-го уровня

г.Костанай                                                                      12.05.2014г.

 

 

Отчёт, отражающий  обоснованность  и методику использования

модуля «Использование ИКТ  в преподавании и обучении»

 

Информационные коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни, человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.  Является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Модуль «Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании и обучении» можно использовать для обучения любого предмета, на любом этапе урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.

ИКТ позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации.  Увеличение умственной нагрузки на моих уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. 

Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”. 

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для меня новые возможности в преподавании.

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, флипчарты, компьютер, интернет, интерактивная доска. 

В обучении детей младшего школьного возраста широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности, наглядности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим. 

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много средств. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий. 

На моих уроках целью презентации может быть:

    • актуализация знаний; 
    • сопровождение объяснения учителем нового материала; 
    • первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний. 

При проведении серии последовательных уроков я использовала ИКТ и увидела интерес у учащихся к работе на компьютере, интерактивной доске и повышенный интерес к решению различных задач.

Как показывает практика, создавая оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты, я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint, а также AktivStudio является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этих технических средств обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения познанию мира. На всех уроках объяснение новой темы, сопровождалось  презентациями   PowerPoint, флипчартов разработанных мною. Презентации применила при работе с устными упражнениями, при повторении пройденного материала, демонстрации условия разноуровневых дифференцированных заданий, решения ребусов, кроссвордов и домашних заданий, при иллюстрации практического применения знаний в жизни, направленной  мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. ИКТ применила на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

На уроке «Птицы» этап вызова начался с просмотра небольшого видеофильма, который способствовал активизации интереса, развитию общего кругозора учащихся. Ребята с легкостью определили тему и цели данного урока.

Прослушивание аудиозаписей в игре «Угадай, чей голос» способствовало развитию наблюдательности, положительной мотивации учащихся, а слайды с изображением птиц (ответами) после каждого прослушивания осуществляли принцип наглядности и доступности. Дети с увлечением разгадывали, голос какой птицы они услышали, одновременно закрепляли к какому виду птиц она относится. Прослушивание аудиозаписи на уроке  сделало урок  более ярким и динамичным, запоминающимся и увлекательным.

Учащаяся Дарья со старшей сестрой подготовила презентация «Памятник воробью», которая носила воспитательный характер, способствовала связи нового материала с жизнью, развитию кругозора учащихся. Ребята с удивлением смотрели данную презентацию и сделали вывод, что иногда люди относятся равнодушно к птицам, а они приносят очень большую пользу. Поэтому птиц нужно беречь,  помогать им в тяжелые для них времена.

При проверке полученных  знаний я воспользовалась флипчартом. Учащиеся активно участвовали в работе,  с интересом соотносили признаки соответствующие птицам и убирали не нужные фразы в корзину. В результате чего, я сделала вывод, что материал был хорошо усвоен учащимися.

Урок «Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся» я начала с прослушивания аудио записи «Звуки природы», что способствовало организации внимания, и психологическому настрою учащихся.

Используя флипчарт в игре «Что лишнее?», я подвела детей к определению новой темы. По оставшимся животным ребята определили тему и цель урока.

С целью выявления уровня полученных знаний мною было проведено тестирование.  С помощью взаимооценивания  ученики работали над ошибками. Выведенные на экран ответы, способствовали  осуществлению проверки, делали выводы. Ученики не стали   бояться ошибок, наглядно на слайдах все стало  ясно.

Для расширения кругозора учащихся, развития интереса к предмету я показала презентацию «Лягушкины рекорды». В ходе презентации я попросила предположить, о каких признаках лягушки может идти речь, что же будет написано на слайдах. Ученики замечательно справились с данным заданием. Сразу несколько человек рассуждали по теме, ребят очень радовало, когда они видели, что их предположения полностью совпадали. На данном этапе развивалась умственная активность ребят, речь, общеинтеллектуальные умения и навыки (приёмы анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения). 

С целью глубже понять о земноводных и увидеть взаимосвязь с окружающей средой, на уроке  ученица Юлия вместе с мамой подготовила  презентацию «Памятники лягушкам».  Все исследования, и исторические сведения показала наглядно  в слайдах.   У Юлии появилась уверенность в себе, сформировались творческие способности и познавательная   активность  при выполнении проектных и исследовательских работ. Данные сведения очень заинтересовали ребят. В конце урока я применила слайды для рефлексии урока.

Урок «Насекомые» я начала с просмотра фрагмента мультфильма «Маша и медведь», который способствовал положительному эмоциональному настрою учащихся, созданию коллаборативной среды. Мультфильм носил также и воспитательный характер. Ребята сделали вывод о том, что ловить насекомых ради игры нельзя, а также без труда определили тему и цели урока.

С целью развития логического мышления на этапе вызова, я предложила учащимся разгадывание ребусов. Ребята сосредоточенно с большим интересом разгадывали ребусы. Исходя из полученных ответов, дети распределили насекомых на две группы.

На этапе осмысления учащимся было дано задание по флипчарту на соотнесение строения бабочки с названиями. Это способствовало практическому закреплению знаний по данной теме. Ребята демонстрировали высокую степень вовлеченности в учебный процесс.

Компьютерная графика, видеофильм,  использованные на уроке,  позволили  ученикам незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране. Также использовала  разные презентации с  материалами, наполненными  исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. На каждом  этапе урока  использовала компьютерную графику   с помощью интерактивной доски.

Урок  «Млекопитающиеся» начали с просмотра видеоролика «Все в твоих руках», с целью быстрого включения класса в деловой ритм, организации внимания всех учащихся и привития уверенности. Ученики почувствовали, что познание мира не скучный предмет и с чувством  удовлетворения начали урок.

На данном уроке применила кроссворд, чтобы ученики повторили предыдущие темы и четко и однозначно сформулировали  тему и цель урока. Учащиеся с увлечением его разгадывали и одновременно демонстрировали уровень своих знаний. При этом чувствовалось повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям учеников.

На этапе осмысления я предложила учащимся поработать над строением животных при помощи флипчарта. Им нужно было соотнести  названия с картинкой. Данный вид работы для них был не новым, поэтому они с удовольствием выполняли задание без моей помощи. Такая работа способствовала закреплению знаний учащихся, интересу и повышению  мотивации, работоспособности детей.

Так же применила демонстрацию анимационных  презентации. Эти эффективные методы  обучения   активизировали мысли учеников, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний.

На этапе осмысления провела тест в картинках. Его преимущества в том, что за несколько минут одновременно и продуктивно работает вся группа и учитель получает срез обученности всех учащихся. Системность в применении тестирования вынуждает школьников готовиться к каждому уроку, работать регулярно. Такая проверка помогает увидеть пробелы в знаниях и спланировать их устранение.

На промежутке основной части каждого из уроков я  применяла видеофизминутки. Их цель  – активно изменить деятельность ребят  и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить учащихся  на продолжение занятий. Физминутка способствовала повышению работоспособности, активности учащихся, помогла преодолеть усталость и сонливость.

ИКТ являются значимым инструментом, помогающим мне в преподавании, позволяет облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий.

ИКТ значительно расширили возможности представления информации. Компьютерные программы предоставляют интерес и для ученика с низким уровнем мотивации, и для мотивированного ученика. Слабые ученики, как Лиза и Андрей успели  сделать немного, но получили удовлетворение от своего учебного труда.

Я поняла,  что при работе с интерактивной доской необходимо учитывать возможные трудности: 

- наличие чисто технических  проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной  причине далеко не всегда можно  сразу найти верное решение проблемы;

- временное ограничение работы с интерактивной доской на уроке    из-за необходимости соблюдать санитарные нормы. 

Чтобы эти и другие трудности не мешали мне при дальнейшей работе, буду менять виды деятельности на уроке, слайды желательно стараться не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы или термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, буду выделять ярче, для включения ассоциативной зрительной памяти. 

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимися для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применила новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в серии последовательных уроков позволила проводить уроки:

Информация о работе Отчёт, отражающий обоснованность и методику использования модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении"