Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: приобщение дошкольников к традициям родной культуры в условиях малокомплектного сада с помощью интеграции. Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к национальной культуре. Предмет исследования – педагогические условия воспитания в национальных традициях детей в условиях малокомплектного сада.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Теоритические аспекты ознакомления дошкольников
национальной культурой……………………………………………………...5
Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре………………………………..5
Средства национальной культуры для воспитания детей………………8
Многообразие форм и методов и условий ознакомления детей национальной культурой………………………………………………….15
Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада…………………………………………………...19
Особенности работы малокомплектного детского сада……………….19
Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе………………………………………………….20
Опытно-экспериментальные работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях…………………………..27
Процедура и методика исследования……………………………………27
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

                                  Содержание

 

  Введение…………………………………………………………………………2

  1. Теоритические аспекты ознакомления дошкольников

национальной культурой……………………………………………………...5

    1. Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре………………………………..5
    2. Средства национальной культуры для воспитания детей………………8
    3. Многообразие форм и методов и условий ознакомления детей национальной культурой………………………………………………….15
  1. Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада…………………………………………………...19
    1. Особенности работы малокомплектного детского сада……………….19
    2. Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе………………………………………………….20
  2. Опытно-экспериментальные работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях…………………………..27
    1. Процедура и методика исследования……………………………………27
    2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..32

Заключение………………………………………………………………………35

Список литературы…………………………………………………………….38

Приложения……………………………………………………………………..40

 

 

 

 

                                                  Введение

Современное общество характеризуется  ростом национального самосознания, стремлением понять и познать  историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и  научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо  сохранение и возрождение культурного  наследия начинается со своего края и  играет важную роль в воспитании подрастающего  поколения.

В «Концепции дошкольного  воспитания» (1989г.) говорится о необходимости  приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них  патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.[6]

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей  принадлежности к определенному  этносу, формируется у человека в  первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении  основ характера и выработке  норм поведения, во многом зависящих  от социального окружения.

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного  образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка  дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые  требования к дошкольнику  как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.

В ноябре 2009 г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к струкруре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

В данном документе определены напраления, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Во все времена и  у всех народов основной целью  воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в  освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого  и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов.

Приобщение к традициям  народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению  Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также  особенности развития детей дошкольного  возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Актуальность  исследования: приобщение дошкольников к традициям родной культуры в условиях малокомплектного сада с помощью интеграции.

        Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ.

         Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к национальной культуре.

         Предмет исследования – педагогические условия воспитания в национальных традициях детей в условиях малокомплектного сада.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

1. Определить специфику  культурного воспитания детей  дошкольного возраста.

2. Выявить содержание  традиций народной культуры, доступных  детям дошкольного возраста и  дидактические средства для достижения  цели исследования.

3. Определить критериальную основу доказательства гипотезы и проверить опытным путем эффективность выявленных условий приобщения детей к народным традициям.

         Гипотеза исследования: приобщение дошкольников к национальным традициям в разновозрастной группе ДОУ будет эффективным, если:

        - организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной деятельности, игры;

       -обеспечена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культурной компетентности ребенка;

        - реализовано продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе приобщения детей к национальным традициям;

      - достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

       Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование, наблюдение; педагогический эксперимент; статистическая обработка материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          I. Теоритические аспекты ознакомления дошкольников национальной культурой

1.1 Классики отечественной  педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре.

В словаре категория «воспитание» определяется как «деятельность  по передаче новым поколениям общественно-исторического  опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение  человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия  для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.[13]

Многие мыслители и  педагоги прошлого глубоко раскрывали роль нравственно-патриотического  воспитания в развитии и формировании личности, утверждая, что «…детство  – каждодневное открытие мира и  поэтому надо сделать так, чтобы  оно стало, прежде всего, познанием  человека и Отечества, их красоты и величия» [4].

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских  педагогов (К.Д. Ушинского,  В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Большой вклад в научное  обоснование нравственно-патриотического  воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина.[4]

Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его  прошлому и настоящему, потребности  в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального  достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.

Они показали педагогам неограниченные возможности детской художественной литературы для расширения кругозора  и уточнения представлений дошкольников о родной стране, воспитания у них  начал патриотических чувств и формирования активной жизненной позиции.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через  него Отечества), связаны с изучением  механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).[4]

По мнению автора программы  «Наследие» М.Ю.Новицкой, патриотическое воспитание в детском саду – это  процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно  научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. [11]

       По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Во все времена и  у всех народов основной целью  воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том  числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ  прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в  освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.

Информация о работе Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада