Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа
Актуальность исследования: приобщение дошкольников к традициям родной культуры в условиях малокомплектного сада с помощью интеграции. Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к национальной культуре. Предмет исследования – педагогические условия воспитания в национальных традициях детей в условиях малокомплектного сада.
Введение…………………………………………………………………………2
Теоритические аспекты ознакомления дошкольников
национальной культурой……………………………………………………...5
Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре………………………………..5
Средства национальной культуры для воспитания детей………………8
Многообразие форм и методов и условий ознакомления детей национальной культурой………………………………………………….15
Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада…………………………………………………...19
Особенности работы малокомплектного детского сада……………….19
Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе………………………………………………….20
Опытно-экспериментальные работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях…………………………..27
Процедура и методика исследования……………………………………27
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………….38
В каждом разделе образовательной
программы ДОУ при
Очень важное место в ознакомлении народной культурой детей разновозрастной группы занимает предметная среда. Она должна быть устроена так, чтобы быть доступным и понятным ребенку любого возраста.
Важно обеспечить детям «зону ближайшего развития». Поэтому деятельность по обогащению среды средствами народными должна происходить на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовают наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др. В подобных совместных делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Для развития детей любого возраста важен пример родителей. Поэтому совместная деятельность с родителями дает больше результатов по ознакомлению народной культурой. С родителями группы можно провести такие мероприятия:
- вечера встреч, на которые приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки, где они рассказывают о своём детстве, о своих родителях, предках, о защите Родины в Великую Отечественную войну, о службе в Армии (Советской, Российской);
- занятия в кружках народного промысла (вышивка, макраме, вязание и пр.);
- досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа.[13]
Важным моментом в формировании традиций является совместное проведение народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Сабантуй и т. д. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в народном костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т.к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.
На современном этапе
самой большой проблемой
Л. Осипова в своей статье «До десятого колена» рассказывает о детях младшего школьного возраста, которые вместе с родителями составляют своё семейное «родовое дерево». В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.[13]
В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации в разновозрастной группе используются разные приёмы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентрирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приёмов устанавливается взаимосвязь между видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Например, сначала старшие дети лепят дымковскую птицу, затем на рисовании расписывают силуэт-заготовку лошадки. А с детьми помладше можно сделать тарелочки для кормления птиц и так же расписать их.
При обучении детей декоративному рисованию нельзя ставить задачу подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества.
Также в работе с детьми используются народные музыкальные инструменты (погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем надо приучить детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах.
Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.
Поэтому и ныне в детском саду и семье, возможно самое разное использование песни – от её разучивания и исполнения до анализа содержания музыки и настроения.
Применение физкультурно-
3.1 Процедура и методика исследования
Цель: Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе.
Задачи:
1. Разработать диагностику и диагностический инструментарий по изучению уровня освоения культурных традиций.
2. Апробировать авторские материалы (план, конспекты занятий, методические рекомендации по воспитанию детей в народных традициях).
3. Изучить степень освоения
народных традиций по итогам
внедрения авторских
4. Сделать выводы о проделанной работе.
Методы исследования.
В ходе работы были подобраны следующие методики:
I. Анкетирование родителей, целью которого являлось:
а) выявление интереса
всех членов семьи, к
б) развитие родителями интереса ребенка к традициям прошлого нашей Родины.
Образец бланка анкеты содержится в Приложении 1.
II. Опрос детей, целью
которого являлось выявление
уровня преставлений детей о
традициях родной культуры и
ее реалиях. В ходе проведения
опытно-экспериментальной
III. Наблюдение за поведением
детей с целью выявления
В исследовании определены
показатели и уровни усвоения традиций
народа для детей старшего дошкольного
возраста. Основанием для их характеристики
послужили следующие
- правильность и полнота представлений о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры;
- наличие интереса к традициям, предметам культуры; устойчивость интереса и мотивация выбора предмета;
- наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов.
Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения дошкольниками традиций народа: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень усвоения
традиций старшими дошкольниками характеризуется
правильным, обобщенным представлением
об объекте культуры, системным отражением
его закономерностей, выраженным в
развернутом суждении о нем, умением
объединять объекты по существенным
признакам; выраженной или ярко выраженной
избирательностью интереса к предметам
родной культуры, осознанностью выбора;
умением сознательно
Средний уровень усвоения традиций дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
Низкий уровень
Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям: выявление наличия у старших дошкольников интереса, представлений о традициях народа, изучение особенностей проявления традиций в самостоятельной деятельности; изучение отношения родителей к традициям родной народа как средству воспитания дошкольников.
Состояние усвоения дошкольниками народных традиций мы определяли следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций:
- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
Исследование проводилось детском саду «Ромашка» села Старое Маврино Заинского района. В обследовании участвовало 11 детей в возрасте 5-7 лет и родители.
Поставленные задачи решались
с помощью разнообразных
На формирующем этапе
эксперимента комплексная воспитательно-
Педагогическая технология
приобщения дошкольников к народным
традициям строилась на основании
следующих подходов: вовлечение детей
в разнообразные виды деятельности
(специально-организованное общение, учебно-познавательная,
изобразительная, музыкальная при
сохранении приоритета игровой, включающей
сюжетно-ролевую, театрализованную); интеграция
различных видов искусств (музыкального,
танцевального, декоративно-прикладного)
при опоре на фольклор; использование
взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель"
Формы взаимодействия педагога с детьми:
1. Организационные занятия с детьми (1 раз в неделю):
- ознакомление с предметным миром;
- устное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство; народная музыка;
- народные игры и хороводы;
- ознакомление с историей Татарстана.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.