Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: приобщение дошкольников к традициям родной культуры в условиях малокомплектного сада с помощью интеграции. Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к национальной культуре. Предмет исследования – педагогические условия воспитания в национальных традициях детей в условиях малокомплектного сада.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Теоритические аспекты ознакомления дошкольников
национальной культурой……………………………………………………...5
Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре………………………………..5
Средства национальной культуры для воспитания детей………………8
Многообразие форм и методов и условий ознакомления детей национальной культурой………………………………………………….15
Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада…………………………………………………...19
Особенности работы малокомплектного детского сада……………….19
Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе………………………………………………….20
Опытно-экспериментальные работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях…………………………..27
Процедура и методика исследования……………………………………27
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

Приобщение к традициям  народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в  дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного  формирования знаний, чувств, оценок, интересов.[5]

Дети отличаются высокой  восприимчивостью, легкой обучаемостью. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления.

К шести-семи годам при  условии целенаправленного воспитания могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к  окружающему соответственно усвоенным  моральным нормам и правилам.

Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а  его интересы связаны не только с  настоящим, но и с будущим. Дети могут  принимать посильное участие  в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят  это делать.

Необходимость осуществления  работы по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические  исследования.

 

    1.2  Средства национальной культуры для воспитания детей

В последние  годы возросло внимание со стороны  деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования  к духовному богатству культурного  наследия народа. В этом следует  видеть стремление народов к национальному  возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим  принципом воспитания следует считать  воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.[3]

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные  детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: это  устное народное творчество, музыкальное  народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории.

Еще в 20-30-е годы XX века отечественные  этнографы признавали фольклор как  один из важнейших аспектов воспитания детей и доказывали необходимость  комплексного изучения фольклора разных национальностей страны. К этому  времени относится ряд интересных работ Г.С. Виноградова о детском  фольклоре, деятельность О.И. Капицы по собиранию, изучению, популяризации  детского фольклора.

Устное народное творчество или фольклор (от английского слова  «folklore») в буквальном переводе означает «народная мудрость», «народное знание». Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представления детей о прошлом и настоящем Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает те его черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни. Во многих произведениях устного народного творчества воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью.[3]

Фольклор  любого народа необычайно богат и  разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, сговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, пословицы и поговорки, загадки).

Особый  интерес представляют сказки. Их педагогическая ценность чрезвычайно велика. К. Д. Ушинский определяет их как первые блестящие попытки народной педагогики.

Помимо всех тех достоинств, которые вообще отличают сказки произведения этого жанра, вносят большой вклад  в дело национального и межнационального воспитания. В. Г. Белинский высоко ценил  в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказках  за фантастикой и вымыслом стоит  реальная жизнь, социальные отношения. Сказки знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями, природой и  т. д.

Жизненная мудрость как результат  отраженного в сказках многовекового  народного опыта в сочетании  с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений, делают сказку благодатным педагогическим материалом.

Совершенствуя средства воспитания, народная педагогика сформировала в  своем арсенале так называемые малые  формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки и др.

Пословицы и поговорки – один из основных и наиболее популярных видов творчества каждого народа. К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. По справедливому утверждению Г.Н. Волкова «пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. В ней народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Пословицы сопровождают человека с раннего детства. Точность мысли и лаконичность изложения позволяет быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не «как пожелания», а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным победителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

Пословицы и поговорки украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому  включение ребенка в их мир  является эффективным средством  обогащения его речи.

О пословице хорошо сказал Я.А. Коменский: "Пословица или  поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором  одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором  внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое". В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

    Следующей широко распространенной малой формой фольклора является загадка. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, образного мышления, быстроты умственных реакций, ведь загадываются они всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки, то есть «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. Загадки полны познавательного смысла, они всегда поучительны, базируются на наблюдательности ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше ориентируется в секретах сочинения загадок, тем быстрее создает свои.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая  функция загадки: она позволяет  воспитателю, без каких либо специальных  тестов и анкет выявить степень  наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также  уровень творческого мышления ребенка.

Конкретные развивающие  и обучающие функции выполняют скороговорки, чистоговорки. Они используются для выработки правильной фонетически чистой речи.

Считалки (элемент игры) используются для выбора ведущего игры или ведомого, либо партнера по игре.

Небылички применяются для воспитания находчивости, внимательности, сообразительности и критичности ума ребенка, потому что в них обычно даются не существующие в мире связи, характеристики отдельных предметов и явлений.

Итак, мы можем подчеркнуть, что произведения устного народного  фольклора являются уникальным по своей  всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается  естественное взращивание в нем  лучших черт: нравственного, чуткого  отношения к людям, любви к  своему народу; эстетических вкусов и  разнообразных творческих способностей; мировоззрения, радости и оптимизма.

Большие потенциальные возможности  заключаются и в народной музыке. Именно в бытовой музыке как нельзя ярче проявляются свойства музыки как эмоционального языка, как средства передачи чувств. Народная бытовая музыка не столько проста или сложна, сколько привычна, общедоступна, так как она непосредственно доходит до чувств, как обыденная речь.

Народная песня – живой подлинный свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песни отражают душевный строй и мир эмоций, горе, радость, печаль, веселье, раздумье, юмор. Песня раскрывает душу народа, рассказывает о его чаяниях, думах и мыслях.

Трудно переоценить и  воспитательное значение народных игр. Еще в ХIХ веке Е.А. Покровский, врач-гигиенист, педагог и этнограф, составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887), в котором, прежде всего, раскрывается психологическое воздействие игр на развитие восприятия, памяти, воображения ребенка, его находчивости, остроумия, догадливости, мышления. Испокон веков в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Частью культурного национального  наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Народные игрушки, по словам И.И. Алпацкого, синкретическое явление, в котором соединилось материальное и духовное, труд и ремесло, искусство и игра. Исследователи народного творчества Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, А.А. Грибовская и другие неоднократно отмечали особое эстетическое воздействие народной игрушки на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и переживаний, на становление личности в целом.

Своеобразным, соединяющим  в себе несколько различных жанров народного творчества средством  приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д.

Вот почему приобщение детей  к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и  организовать непосредственное их участие  в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события  в жизни детей дошкольного  возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они  объединяются общими переживаниями, у  них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и  стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях  разных национальностей. Это расширяет  их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному  развитию.

Особой  силой воспитательного воздействия  в системе народной педагогики обладают традиции и обычаи.

Традиции – явление  более широкое, чем обычаи, представляют собой часть социокультурного наследия, которое длительное время передается людьми от поколения к поколению  в силу привычки, и входят в систему  ценностей и норм общества. Традиции могут проявляться в сферах общественной жизни, религии, искусства и других. Обычай понимается как стереотип  поведения, привычный в данном обществе, стереотип, который постоянно воспроизводился  и воспроизводится.

При изучении народных традиций, обычаев, у ребенка появляется возможность  сравнивать культуру, историю других народов, воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что поможет заботливо  относиться к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе. То есть обычаи и традиции играют большую роль в трансляции национальной психологии, этнического самосознания.[3]

 

 

1.3 Многообразие форм, методов и условий ознакомления детей национальной культурой

Нравственное воспитание- воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит ребенка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющих осознать разумность, обьективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным.[13]

Успех приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Н. Непомнящая к базовым  ценностям относит реально-бытовые  ценности, ценность игры, ценность отношения  к другим, ценность познания и ценность деятельности в широком плане. Именно в этом процессе ребенок наиболее эффективно усваивает нравственные понятия, осознает необходимость совершения нравственного поступка. Такому осмыслению помогают воспитательные методы воздействия, опирающиеся на интеллект ребенка (например, вопросы в процессе беседы, направленные на установление зависимостей между характером и поступком, поступком и его следствием, целью и результатом совместной деятельности), а также обучающие методы воздействия, приводящие, например, к формированию преемственности представлений и личностных смыслов между поколениями в семье [10].

Информация о работе Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада