Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа
Актуальность исследования: приобщение дошкольников к традициям родной культуры в условиях малокомплектного сада с помощью интеграции. Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к национальной культуре. Предмет исследования – педагогические условия воспитания в национальных традициях детей в условиях малокомплектного сада.
Введение…………………………………………………………………………2
Теоритические аспекты ознакомления дошкольников
национальной культурой……………………………………………………...5
Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре………………………………..5
Средства национальной культуры для воспитания детей………………8
Многообразие форм и методов и условий ознакомления детей национальной культурой………………………………………………….15
Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада…………………………………………………...19
Особенности работы малокомплектного детского сада……………….19
Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе………………………………………………….20
Опытно-экспериментальные работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях…………………………..27
Процедура и методика исследования……………………………………27
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………….38
В связи с этим любая совместная деятельность родителей и педагогов в этом направлении отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Ведь в результате затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.
Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Знакомство с данными материалами (народными праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.
Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).
Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью - он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят - он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
Таким образом, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к
конструированию содержания
- определение базовых
направлений в работе с детьми,
раскрывающих окружение
- совместная деятельность
родителей и педагогов,
- использование разнообразных
технологий организации
II. Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада
2.1 Особенности работы малокомплектного детского сада
Специфика
воспитательно-образовательной
Правильная
организация жизни и
Организация педагогического процесса
в разновозрастных группах
Следует отметить и те преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами: разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях и поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.
Воспитательно-образовательная
2.2 Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе
Занятия с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, являются основной формой организации обучения в смешанных группах. Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы. Намеченная тема занятия обязательно конкретизируется для каждой возрастной подгруппы.
Сразу со всеми детьми начинаются большинство занятий по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки др.).
Целесообразность
Например:
В этом случае речь и действия старших выступают в качестве своеобразного образца.
Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент занятия все дети были активны.
В основу ознакомления национальной культурой детей разновозрастной группы должны быть положены принципы:
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- сочетание научности и доступности исторического материала;
- наглядность;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и компетентность педагога;
- систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно;
- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;
- принцип от близкого к далекому (семья, детский сад, родной город, родная страна).
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Каждое направление включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д.
Наиболее эффективных
результатов можно достичь
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Проанализировав уровни ознакомления детей разновозрастной группы малокомплектного сада с историей и культурой народа, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нужно выбрать следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). Сказки можно читать младшим дошкольникам и дать пересказать более старшим.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них будут участвовать все дети без возрастного ограничения.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей разновозрастной группы к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются поверхностью. Это доказывает необходимость разработки методики по формированию социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры и включая её в целостный процесс воспитания и обучения детей. Полной вовлеченности к культурным традициям можно достичь с помощью интегрированных занятий.[17]
Но нельзя нарушить целостность образовательного процесса в ДОУ: последовательности и комплексности (одновременности и взаимосвязанности) изучения детьми разных разделов базовой программы воспитания и обучения, принятой в ДОУ. Необходимо снять проблему дублирования учебного материала в организованных формах обучения, возникающей при использовании разнообразных комплексных и парциальных программ социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.