Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа
Актуальность исследования: приобщение дошкольников к традициям родной культуры в условиях малокомплектного сада с помощью интеграции. Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к национальной культуре. Предмет исследования – педагогические условия воспитания в национальных традициях детей в условиях малокомплектного сада.
Введение…………………………………………………………………………2
Теоритические аспекты ознакомления дошкольников
национальной культурой……………………………………………………...5
Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре………………………………..5
Средства национальной культуры для воспитания детей………………8
Многообразие форм и методов и условий ознакомления детей национальной культурой………………………………………………….15
Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада…………………………………………………...19
Особенности работы малокомплектного детского сада……………….19
Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе………………………………………………….20
Опытно-экспериментальные работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях…………………………..27
Процедура и методика исследования……………………………………27
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………….38
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим
Вас ответить на следующие вопросы
анкеты и оценить интерес своего
ребенка к историческому
№№ |
Вопросы |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Примечание |
1 1 |
Поддерживается ли интерес в семье к историческому прошлому своей Родины? |
||||
2
2 |
Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков? |
||||
3
3 |
Совершаются ли совместные прогулки по памятным местам города? |
||||
44 4 |
Читают ли родители своим детям книги об историческом прошлом русского народа? |
||||
5 5 |
Просматриваются ли вместе с детьми по телевидению передачи об историческом прошлом русского народа? |
Приложение 2
Схема наблюдения за поведением ребенка
№ |
Параметры наблюдения |
Поведенческие проявления |
Оценка |
Примечания |
11 |
Интерес к судьбе своего народа и страны |
|||
22 |
Неравнодушие к событиям, происходящим в стране |
|||
33 |
Стремление в будущем к труду на благо своего Отечества |
|||
44 |
Интерес к истории страны и ее традициям |
|||
55 |
Использование усвоенных
представлений в |
Приложение 3
Дидактические материалы по приобщению детей к народным традициям
Тема: Илья Муромец и Соловей Разбойник.
1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций "Былины - кладезь народной мудрости".
Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.
Материал: Иллюстрации.
Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.
Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.
Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.
2. Рассказ воспитателя
с использованием иллюстраций
и реальных предметов "
Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.
Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.
Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.
Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.
Без печи хата - не хата.
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.
На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.
Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.
Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.
Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:
Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.
Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:
Торопясь, и лаптей не сплетёшь.
Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.
В дорогу идти - пять пар плести.
3. Чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей.
Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.
Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.
Храбрый побеждает - трус погибает.
Смелость города берёт.
Кто смел, тот и цел.
4. Разучивание русской народной подвижной игры "Петушиные бои"
Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.
Материал: Мелок.
Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.
5. Чтение пословиц и поговорок о добре и зле.
Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о добре и зле. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.
Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму - худое на ум не пойдёт.
Добру расти, а худу ползком ползти.
Добро наживай, а худо изживай.
Добро на худо не меняют.
Доброго чти, а злого не жалей.
За добро плати добром.
Добро помни твёрдо.
Добро творить - себя веселить.
Добра желаешь - добро и делай.
Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрый человек придёт, словно свету принесёт.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Доброе дело два века живёт.