Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: приобщение дошкольников к традициям родной культуры в условиях малокомплектного сада с помощью интеграции. Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к национальной культуре. Предмет исследования – педагогические условия воспитания в национальных традициях детей в условиях малокомплектного сада.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Теоритические аспекты ознакомления дошкольников
национальной культурой……………………………………………………...5
Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре………………………………..5
Средства национальной культуры для воспитания детей………………8
Многообразие форм и методов и условий ознакомления детей национальной культурой………………………………………………….15
Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада…………………………………………………...19
Особенности работы малокомплектного детского сада……………….19
Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе………………………………………………….20
Опытно-экспериментальные работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях…………………………..27
Процедура и методика исследования……………………………………27
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

                            Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы  анкеты и оценить интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны. Просим Вас помнить  о том, что самым желательным  для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!

№№

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Примечание

1

1

Поддерживается ли интерес  в семье к историческому прошлому своей Родины?

       

2

 

2

Рассказывается ли детям  о традициях своей семьи и  предков?

       

3

 

3

Совершаются ли совместные прогулки по памятным местам города?

       

44  4

Читают ли родители своим  детям книги об историческом прошлом  русского народа?

       

5

5

Просматриваются ли вместе с детьми по телевидению передачи об историческом прошлом русского народа?

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

                 Схема наблюдения за поведением ребенка

 

Параметры наблюдения

Поведенческие проявления

Оценка

Примечания

11

 Интерес к судьбе  своего народа и страны

     

22

Неравнодушие к событиям, происходящим в стране

     

33

Стремление в будущем  к труду на благо своего Отечества

     

44

Интерес к истории страны и ее традициям

     

55

Использование усвоенных  представлений в самостоятельной  деятельности и игре

     

 

 

Приложение 3

 

Дидактические материалы по приобщению детей к народным традициям

Тема: Илья Муромец и Соловей  Разбойник.

1. Рассказ воспитателя  с показом иллюстраций "Былины - кладезь народной мудрости".

Цель: Дать детям представление  о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес  к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня  мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми  людьми, но герои, с которыми вы встретитесь  в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие  по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так, кто же придумал эти  удивительные истории? У них нет  одного автора. Их сочинял русский  народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда  ещё не было письменности, люди не могли  записать то, что они сочинили или  увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались  передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через  многие-многие времена почти без  изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

 

2. Рассказ воспитателя  с использованием иллюстраций  и реальных предметов "Путешествие  по Русской избе".

Цель: Формировать представления  о предметах быта в Русской  избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас  детей. Воспитывать устойчивый интерес  и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с  изображением предметов быта, а также  реальные предметы быта, характерные  для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской  избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться  хозяевам, а то и шишку на лбу  можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя в избу, на печь сразу  обратишь внимание: она занимает почти  пол-избы.

Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда  и варко.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная  лежанка.

На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как  зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно  в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое  держали за донышко.

Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским  угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Воспитатель: Почти всё  в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром  говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства  небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления  лаптей внутрь стелили солому, а  подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали  и не замерзали. Плелись лапти  без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.

В дорогу идти - пять пар плести.

 

3. Чтение загадок,  пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей.

Цель: Познакомить детей  с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что  в каждой пословице, поговорке заключена  народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки  и поразмышлять над их содержанием.

Храбрый побеждает - трус погибает.

Смелость города берёт.

Кто смел, тот и цел.

 

4. Разучивание русской народной подвижной игры "Петушиные бои"

Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать  правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

Материал: Мелок.

Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед  другом на одной ноге (другую ногу сгибают  в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга  плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.

 

          5. Чтение пословиц и поговорок о добре и зле.

Цель: Познакомить детей  с пословицами, поговорками русского народа о добре и зле. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена  народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки  и поразмышлять над их содержанием.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму - худое на ум не пойдёт.

Добру расти, а худу ползком  ползти.

Добро наживай, а худо изживай.

Добро на худо не меняют.

Доброго чти, а злого не жалей.

За добро плати добром.

Добро помни твёрдо.

Добро творить - себя веселить.

Добра желаешь - добро и  делай.

Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь.

Не ищи красоты, ищи  доброты.

Не хвались серебром, а  хвались добром.

Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Доброе дело два века живёт.

 


Информация о работе Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада