Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: приобщение дошкольников к традициям родной культуры в условиях малокомплектного сада с помощью интеграции. Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к национальной культуре. Предмет исследования – педагогические условия воспитания в национальных традициях детей в условиях малокомплектного сада.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Теоритические аспекты ознакомления дошкольников
национальной культурой……………………………………………………...5
Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре………………………………..5
Средства национальной культуры для воспитания детей………………8
Многообразие форм и методов и условий ознакомления детей национальной культурой………………………………………………….15
Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада…………………………………………………...19
Особенности работы малокомплектного детского сада……………….19
Особенности ознакомления национальной культурой детей в разновозрастной группе………………………………………………….20
Опытно-экспериментальные работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях…………………………..27
Процедура и методика исследования……………………………………27
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

3. Самостоятельная деятельность  детей.

Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:

- создание атмосферы национального быта;

- широкое использование  фольклора;

- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;

- знакомство с народным  искусством;

- знакомство с русскими народными играми;

- знакомство с историей Татарстана.

На формирующем этапе  педагогического эксперимента мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии, когда оно естественно  вплетается в жизнь группы и связывается  с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого  построения занятий по приобщению к  традициям родной культуры.

Особенность методики заключалась  в том, что освоение детьми намеченного  содержания осуществлялось с помощью  различных тем ("Я и моя семья", "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).

Отсюда запланированные  игры и занятия детей способствовали развитию у них представлений  о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.

 

           3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

          В процессе опытно экспериментальной работы проводилась проверка разработанных теоретическим путем условий эффективности приобщения детей к национальным традициям. Основная логика эксперимента соответствовала формуле работы с детьми через формирование представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования детей использовать полученную информацию в свободной деятельности и игре.

В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют  о том, что у детей самостоятельная  игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться  имеющимися представлениями о традициях  народной культуры в собственной  деятельности.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.

Анкетирование родителей  показало, что для большинства  из них (70%) характерно положительное  отношение к традициям, желание  узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей  к традициям народа. Вместе с тем  ответы родителей показали недостаточную  информированность семей о традициях  народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это  свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к  культуре своего народа.

Сравнение результатов в  экспериментальной и контрольной  группах на этапах констатирующего  и формирующего экспериментов показывает расхождение результатов этих групп  на вышеназванных этапах: на этапе  констатирующего эксперимента расхождение  незначительное: высокий уровень  на 3%, средний уровень на 8%, низкий уровень на 10%.

На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах  увеличилось: высокий – на 14%, средний – на 13%, низкий – на 26% .

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют  о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной  группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.

         С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует максимально использовать:

- культурное пространство  города (в том числе экскурсии,  посещение музеев и др.);

- предметно–развивающую  среду;

- расширение представлений  об истоках культурно-этнического  многообразия (национальные праздники;  знаменательные даты в истории  разных стран и народов; расширение  круга общения с детьми и  взрослыми - представителями разных  национальностей;

- знакомство с произведениями  декоративно-прикладного искусства,  живописью, музыкой и предметами  быта;

         -  знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.

Кроме этого в практику работы с детьми следует включать:

-  народные игры, народные  игрушки и национальные куклы;

- организацию выставок  и мини-музеев;

- совместную творческую  деятельность детей и взрослых.

В качестве средства, стимулирующего желание ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества.

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Заключение

Специфика воспитания детей  дошкольного возраста обусловлена  основными приобретениями ребенка  и дидактической направленностью  процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети  5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается  способность предвидеть последствия  своих поступков.

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений  о природе, праздники и развлечения  и др.) просматривается включение  родной культуры и национальных традиций.

В педагогической науке и  дошкольной педагогике повышается интерес  к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей  нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте  данной проблемы входит способность  прогнозировать и реализовывать  потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Механизмом, позволяющим  включить народную педагогику в современный  учебно-воспитательный процесс в  ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными  условиями; она и в настоящее  время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной  к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой в разновозрастной  группе  являются следующие:

- взвешенный подход к  конструированию содержания дошкольного  образования (включение парциальных  программ по приобщению детей  к родной культуре в реализацию  базовой комплексной программы);

- определение базовых  направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка  предметами национального характера,  использование фольклора во всех  его проявлениях (сказки, песенки,  пословицы, поговорки, хороводы  и т.д.), народные праздники и  традиции, ознакомление детей с  народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным  искусством.

- совместная деятельность  родителей и педагогов, реализующая  требования целостного педагогического  процесса, где затрагиваются стороны  развития ребенка, способствующие  гармонизации его личности;

- использование разнообразных  технологий организации деятельности  детей на занятиях, в игре, свободной  деятельности с помощью разнообразных  средств (общение с представителями  разных национальностей; устное  народное творчество; художественную  литературу; игру, народную игрушку  и национальную куклу; декоративно-прикладное  искусство, живопись; музыку; этнические  мини-музеи).

В связи с этим вся система  работы включает в себя поэтапное, постепенное  воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа  заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

Интеграция имеет большое  значение для повышения эффективности  воспитания и образования  детей на всех уровнях обучения в любом возрасте.

Это - взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных  видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;

- взаимосвязь различного материала и содержания  повышает  мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

- интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности.[10]

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

                             

                            Список литературы

  1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти // Ю. Акимова. - Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 21-23.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.//Н.В.Алешина. - М.: ЦГЛ, 2004.
  3. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур// Т.Ф.Бабынина. – Казань, 2004. – с. 4- 22.
  4. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И., Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно – исторического опыта // Т.Ф.Бабынина. – Казань, 2010.- с. 5 – 20.
  5. Батурина Е.Г. Детский сад на селе. // Е.Г. Батурина.
  6. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. – Т.4: Детская психология // Л.С. Выготский. - Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
  7. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. – М.: Права человека, 2002. – 40 с.
  8. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина. -  Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.
  9. Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Комиссарова Л.Н. Работаем в малокомплектном саду.// Т.И. Гридзик. - Издательство: Просвещение, 2006 г.
  10. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников // О.Л.Князева. - Издательство « Детство - пресс»,2004.
  11. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. // С.А.Козлова. - Школьная пресса,2005.
  12. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.// Т.С.Комарова. –М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. // М.Ю.Новицкая. - Линка-Пресс – М. 2003.
  14. Педагогический словарь: учебное пособие/ [ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой.- М.:Издательский  Центр « Академия», 2008.
  15. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет.// Е.К.Ривина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  16. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова (Электронный ресурс) Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680
  17. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. // К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974.  
  18. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования/ М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2012
  19. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. – Элиста, 1999. – 39 с.
  20. Хрипунов Т. М. Освоение русской народной культуры как важный этап воспитания будущего патриота и гражданина // Т. М. Хрипунова. - Модернизация дошкольного образования на селе ; (под общ. ред. Н. С. Моровой). – М., 2004. – С. 147-152.
  21. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Информация о работе Ознакомление дошкольников национальной культурой в условиях малокомплектного сада