Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа
Описание работы
Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики. Все воспитательные системы — продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, — харак¬теризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. Т. ШАЦКОГО 5 1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ 5 1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Т. ШАЦКОГО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ 10 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. Т. ШАЦКОГО 17 2.1 ИДЕИ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ» 17 2.2. ИДЕИ ПЕДАГОГА О РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 22 2.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С.Т. ШАЦКОГО 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
«Белорусский государственный
педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет дошкольного образования
Кафедра общей и дошкольной
педагогики
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ВЗГЛЯДЫ С. Т. ШАЦКОГО
КУРСОВАЯ РАБОТА
Минск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Станислав Теофилович Шацкий
(1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский
советский педагог. Всю силу своего таланта,
весь огромный педагогический опыт он
целиком отдал делу создания новой школы
и педагогики.
Все воспитательные системы
— продукт и порождение времени, взлет
педагогического творчества, уважение
к личности ребенка, понимание того, что
дети зеркально отражают положительные
и отрицательные стороны окружающей действительности,
— характеризуют теоретическую направленность
воспитательных систем 20-х годов.
Несомненный интерес представляет
воспитательная система, созданная выдающимся
русским и советским педагогом Станиславом
Теофиловичем Шацким. Его Первая опытная
станция по народному образованию, представлявшая
научно-производственное и учебно-воспитательное
объединение, успешно функционировала
в течение четырнадцати лет.
Его социально-педагогические
идеи об изучении социальной и природной
среды, компоненты среды, поставленные
им эксперименты, вопросы трудовой школы
и сейчас являются весьма актуальными
и важными для современников.
Станислав Теофилович Шацкий
принадлежал к педагогам, для которых
теория и практика были неразрывно связаны
между собой и дополняли друг друга. Нельзя
пропагандировать идею, предварительно
не проверив на практике ее ценности, жизненной
эффективности, утверждал С.Т.Шацкий. Поэтому
на всей деятельности С.Т.Шацкого лежит
печать глубокого единства его идей и
их практического воплощения.
С.Т.Шацкий, человек высокой
культуры, владевший несколькими иностранными
языками, был чужд национальной и классовой
ограниченности. Он всегда был в курсе
отечественной и зарубежной педагогики,
часто бывал заграницей и охотно использовал
лучшие ее образцы в практике работы Первой
опытной станции. После него остались
педагогические произведения: «Бодрая
жизнь», «Годы исканий», статьи, «Трудовая
школа» и др. Но эти сочинения не дают полного
представления о том большом влиянии,
каким пользовался С.Т.Шацкий среди учительства,
о том, как он создавал из своих соратников
и последователей педагогов-энтузиастов
и какое влияние оказал он на строительство
советской школы.
После смерти С. Т. Шацкого был
издан сборник его избранных педагогических
произведений (1958), а в 1962—1965 гг. ближайшие
сотрудники Шацкого — В. Н. Шацкая, Л. Н.
Скаткин, М. Н. Скаткин при содействии И.
А. Каирова подготовили к изданию Педагогические
сочинения С. Т. Шацкого в четырех томах,
куда вошли не только опубликованные труды,
но и сохранившиеся стенограммы его докладов
и выступлений, рукописи неопубликованных
статей.
Деятельность С.Т.Шацкого высоко
ценили В.И.Ленин, Н.К.Крупская, А.В. Луначарский.
Выдающиеся педагоги и общественные деятели
оставили восторженные отзывы о работе
станции. Она была гордостью советской
педагогики 20-х годов.
Цель исследования: выявление
педагогической деятельности и педагогического
наследия С. Т. Шацкого.
Задачи исследования:
Изучить педагогическую деятельность
С. Т. Шацкого в дореволюционное и советское
время;
Проанализировать педагогические
идеи о трудовой школе, социальной и природной
среде как факторах воспитания;
Охарактеризовать воспитательную
систему педагога;
Объект исследования: внешкольная
деятельность и педагогические идеи С.
Т. Шацкого.
Предмет исследования: процесс
организации внешкольной деятельности
и становление С. Т. Шацкого как педагога.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. Т. ШАЦКОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДО РЕВОЛЮЦИИ
С. Т. Шацкий окончил естественный
факультет Московского университета,
потом учился в консерватории, затем поступил
в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую
академию и стал студентом Климента Аркадьевича
Тимирязева. Все эти годы Шацкий много
читал. Его любимыми писателями были Виктор
Гюго, Чарльз Диккенс, Эмиль Золя, один
из романов которого Шацкий перевёл на
русский язык для издательства, и Лев Толстой.
Особенно близкими душе Шацкого оказались
книги Толстого, а в частности его раздумья
о смысле жизни и важности правильно выбранного
пути в жизни каждого человека. Взгляды
Толстого накладывались как исцеляющий
бальзам на сознание Шацкого, не находящего
себе покоя в постоянной смене одной деятельности
другой: он был ненасытен во всём, что казалось
заурядному человеку несовместимым: физика
и музыка, зарубежная и русская литература,
и аграрные науки, переводы с иностранного
языка и актёрское мастерство.
Вскоре список потенциальных
призваний пополнился деятельностью,
которая, не претендуя на большее, чем
безобидный заработок, определила сферу
профессиональной деятельности Шацкого.
Всё началось с репетиторства. Вынужденный
давать частные уроки абитуриентам, чтобы
как-то поднять студенческие доходы, Шацкий
увлекается чтением педагогической литературы.
Неизгладимое впечатление на него произвели
труды Иоганна Песталоцци и Льва Николаевича
Толстого - его описания школы в Ясной
Поляне. Проблемы, поставленные русским
мыслителем, разбудили в памяти юноши
образ его гимназии. И когда он обратил
ретроспективный взгляд на свою школьную
жизнь, картины которой хорошо сохранились
в его воображении благодаря природной
наблюдательности и привычке обобщать
увиденное в мысленные группы, она стала
им переосмысливаться в свете педагогических
категорий и научных проблем, почерпнутых
из первоисточников. Так появился новый
способ творческого времяпрепровождения
— размышления о том, какой должна быть
модель воспитательного пространства
школы, чтобы учение стало радостью. И
уже тогда, в студенческие годы, стал вырисовываться
пока ещё смутный образ школы, сообразный
природе ребёнка, где приоритетом развития
становится разносторонность способностей
и интересов, многогранность талантов
и душевных сил — целостность личности,
та самая, которая была дарована Шацкому,
принося ему постоянную гностическую
радость и в то же время являясь источником
страданий при выборе единственного профессионального
пути.
Первые попытки его теоретического
анализа в педагогике подкреплялись экспериментированием
в репетиторстве: Шацкий использовал разные
приёмы, стимулирующие познавательную
активность ученика. Калейдоскоп опытов
по физике, химии и физиологии на одном
и том же занятии было трудно назвать уроком
в прямом смысле слова, признаётся Шацкий
в автобиографии, это скорее были совместный
поиск истины, сотрудничество, когда ученик
и учитель общались на одном и том же языке,
игнорируя правила межстатусной дистанции.
«Я делал основную ставку на развитие
самостоятельности мышления учеников»,
— пишет Шацкий. Удивительным было то,
что при всей одержимости педагогическими
экспериментами по развитию воспитанников
Шацкий никогда не думал стать учителем
средней школы, так как не верил, что у
него это получится.
Зарекомендовав себя в молодые
годы актёром, режиссёром, агрономом, переводчиком,
замечательным певцом с огромным репертуаром
(300 романсов и песен, 10 оперных партий),
драматический тенор Шацкий ездил с концертами
по стране. Он пользовался большим успехом,
и ему предложили дебют в Большом театре,
открывавший путь во все оперные театры
страны. Судьбоносная встреча с архитектором
и педагогом А.У. Зеленко заставила его
от всего отказаться, ознаменовав завершение
мучительных поисков себя. [1,74-75]
Александр Устинович Зеленко
предложил организовать по примеру американцев
«Сетлемент» — своеобразный центр (посёлок)
культурных людей, селившихся среди бедного
населения для организации просветительской
работы. Вот как вспоминает об этом Шацкий
в книге «Дети — работники будущего»:
«Он (Зеленко) предложил прожить с кучкой
ребят всё лето на даче и начать создавать
с ними нечто вроде республики». Летом
1905 года, собрав среди знакомых небольшую
сумму денег и необходимые предметы хозяйственного
обихода, Шацкий и Зеленко вывезли на летнюю
дачу под Москвой 14 мальчиков-подростков,
главным образом воспитанников приюта
Сущевского попечительства о бедных. Так
возникла Щёлковская колония с трудовым
и художественным воспитанием и детским
самоуправлением.
По воспоминаниям современников
и очевидцев деятельности колонии, она
в то бурное, насыщенное политическими
событиями лето 1905 года действительно
напоминала маленькую демократическую
республику, все вопросы жизни которой
решало общее собрание детей и взрослых.
Дружно и слаженно прошло лето в колонии.
Это окрылило её организаторов. На средства,
собранные среди владельцев крупных предприятий
— братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой,
по проекту Зеленко осенью 1905 года строится
клубное здание для детей. Так на пустыре
в Тихвинском переулке Москвы, в небольшом
помещении заброшенной бани был основан
первый в стране клуб для детей и подростков.
К весне 1906 года в клуб приходили около
120 детей из семей рабочих, ремесленников,
городской бедноты.
Ежедневно с 9 ч утра до 12 ч дня
в клубе проводились обязательные для
всех общественные работы, которыми руководила
детская рабочая комиссия, обычно избравшаяся
на неделю — своего рода продолжение и
развитие идеи «сходки» как руководящего
органа клуба. Начали создаваться и различные
кружки и мастерские, как бы мы сказали
теперь — «клубы по интересам». А интересы
были самые разные — химия и физика, иностранные
языки и рисование, пение и рукоделие.
Дети вместе с воспитателями посещали
картинные галереи, театры, музеи.
Неудивительно, что летом 1906
года в Щёлковскую колонию выехали уже
80 ребят. Среди педагогов «Сетлемента»
видное место заняла Валентина Демьянова
(далее - Шацкая). Она стала женой Шацкого
и самым верным его сподвижником во все
«годы исканий».
В основе воспитательной системы
«Сетлемента» лежала идея «детского царства»,
где каждый воспитанник получал возможность
для всестороннего развития сил. Дети
ходили в различные кружки: столярный,
сапожный, пения, астрономический, театральный,
биологический и др. Каждый кружок имел
своё название и разработанные детьми
правила регулирования взаимоотношений,
которым строго следовали и взрослые,
их руководители. Решения, принятые на
их собраниях, как и на общем собрании,
считались обязательными.
Несмотря на то что «Сетлемент»
вызвал огромный интерес радикальной
интеллигенции и детворы и получил серебряную
медаль за детские поделки на Промышленной
выставке в Петербурге, уже 1 мая 1908 г. он
был закрыт по подозрению пропаганды социализма
среди детей. Впрочем, благодаря настойчивости
Шацкого и его друзей в том же 1908 году создаётся
новое общество — «Детский труд и отдых»,
фактически продолжающее и развивающее
традиции «Сетлемента».[1,75-76]
В 1911 году член общества «Детский
труд и отдых» Морозова разрешила Шацкому
и его сотрудникам организовать на пустующем
участке ее имения в Калужской губернии
детскую колонию. Колония получила название
«Бодрая жизнь». Целью ее было организовать
летний отдых членов Марьинского клуба,
продолжить работу над организацией дружного
детского коллектива, приобщить ребят
к труду, самоуправлению, всемерно развивать
их творческие способности
Здесь Станислав Теофилович
вместе со своими сотрудниками в опытной
работе проверял идеи связи трудовой,
эстетической и умственной деятельности,
взаимоотношения воспитателей и воспитанников,
динамики развития детского сообщества.[1,76]
Это было детское учреждение,
ставшее затем образцом подражания для
школ-коммун, которые организовывались
в последующее десятилетие, но особенно
массово в период гражданской войны. Оно
и понятно, ведь Шацким была предложена
модель по сути самоокупаемого воспитательного
заведения, где благодаря непрерывному
сельскохозяйственному труду детей и
взрослых удавалось получить средства
для существования.
Впрочем, хотя труд и занимал
в колонии важное место, ему придавалась,
прежде всего, воспитательная направленность.
Питомцам был ясен практический смысл
их деятельности: они налаживали хозяйство,
стремились сделать жизнь в колонии более
приятной, уютной и красивой. Так приходило
ощущение радости в труде.
Основой всей жизни колонии
являлось сообщество детей и взрослых,
и строилось оно на принципах самоуправления.
Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами
«Бодрой жизни». И конечно, как и во всех
учреждениях, которые создавал Шацкий,
в колонии царило и правило бал Его Величество
Творчество. Взрослые и дети издавали
журналы, ставили спектакли, организовывали
концерты, много слушали музыку и исполняли
музыкальные произведения. Оркестры, хор,
театр органично соединялись с трудом
на полях, занятиями в кружках с различными
играми.
В 1928 г. "Бодрую жизнь" посетил
Д. Дьюи. Он был в восторге: "То, что я
увидел в колонии Шацкого, не имеет аналога
в мире. Учащиеся вовлечены в настоящую
деятельность по совершенствованию окружающей
социальной среды: они улучшают санитарные
условия, участвуют в ликвидации неграмотности,
учат крестьян, как повышать урожай и т.д.
Русские школьники организованы более
демократично, чем наши" [2,199-200].
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Т.
ШАЦКОГО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
После Великой Октябрьской
революции Шацкий долго отвергал предложение
участвовать в работе революционного
Наркомпроса. Однако ответственность
за судьбы детей и стремление заниматься
педагогической деятельностью на благо
общества побудили его принять через два
года предложение новых властей о сотрудничестве.
В 1919 году он создаёт в Калужской губернии
Первую опытную станцию по народному образованию,
которой руководил вплоть до её закрытия
в 1932 году. В ней Станислав Теофилович
продолжил исследование проблем, которые
интересовали его в дореволюционные годы:
воспитание как создание наиболее благоприятных
условий для естественного свободного
развития личности ребёнка, культивирование
его потребностей; разносторонняя трудовая
деятельность как педагогическое средство
организации нормального детства; самоуправление
в его естественном саморазвитии и саморегуляции.
В Первой опытной станции было
два отделения - городское в Москве и деревенское
в Калужской губернии. В состав деревенского
отделения входили 4 детских сада, 15 школ
первой ступени, школа второй ступени
и школа-колония «Бодрая жизнь», бюро по
изучению края, педагогические курсы,
педагогический центр, обобщающий педагогический
опыт школ. В составе московского отделения
были детский сад, школа и выставка, отражавшая
опыт детских садов и школ. Опытная станция,
руководимая Шацким, успешно решала проблемы
трудового воспитания, формирования детского
коллектива, самоуправления учащихся,
физического воспитания школьников. Задуманная
в качестве полигона для подготовки сельского
варианта школьных программ, станция далеко
вышла за рамки этих задач. Шацкий и его
сподвижники создали педагогический комплекс,
уникальный по замыслу и масштабу. Главной
задачей, вокруг которой строилась деятельность
комплекса, было взаимодействие школы
с окружающей средой.