Педагогическая деятельность и взгляды С. Шацкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.
Все воспитательные системы — продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, — харак¬теризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. Т. ШАЦКОГО 5
1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ 5
1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Т. ШАЦКОГО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ 10
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. Т. ШАЦКОГО 17
2.1 ИДЕИ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ» 17
2.2. ИДЕИ ПЕДАГОГА О РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 22
2.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С.Т. ШАЦКОГО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ С. Т. ШАЦКОГО.docx

— 98.97 Кб (Скачать файл)

Вывод:

B мае 1919 года С. Т. Шацкий устраивает на основе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936года.

  Известно, что С.Т.Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета.

 С. Т. Шацкий организовал  научную школу, которую представляли  А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком АПН СССР М.Н.Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основоной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С. Т. Шацкого и профессора А. Б. Гольденвейзера было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз - будущая центральная музыкальная школа. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Полвека — достаточный срок для оценки воспитательной системы. Признание опыта С.Т.Шацкого, которое проявляется в постоянно растущем интересе педагогической общественности к его творчеству, активном использовании идей С.Т.Шацкого в практике современной школы, говорит о большом творческом потенциале созданной им воспитательной системы. Ученый доказал высокую эффективность синтеза научных и учебно-воспитательных структур, которые отмечают, с одной стороны, ориентацию исследователей на решение прикладных педагогических задач, а с другой стороны, ставят перед практиками проблемы, которые невозможно решить без теоретически обоснованных решений. Научно-производственное объединение, впервые в истории педагогики, созданное С.Т.Шацким и доказавшее свою жизнеспособность на современном этапе, должно стать, по мнению известных советских педагогов (В.А.Караковского, М.Н.Скаткина, А.Н.Тубельского), распространенным типом педагогического учреждения. Культивирование воспитательной системы типа Первой опытной станции в современных условиях позволит решить одну из самых сложных проблем — установить эффективную связь педагогической науки и педагогической практики, связать школу и педагогику с жизнью. Проведенный анализ воспитательной системы С.Т.Шацкого позволяет выделить ряд факторов, определивших успех талантливого педагога.

Педагогические идеи С.Т. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности Первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества.

В анализе педагогических явлений  у  Шацкого  органически  сочетались глубина подхода, проникновения в суть явлений с постоянным  поиском  нового, что могло продвинуть вперед сложное и тонкое дело, каким  является  обучение и воспитание детей  и  молодежи.

 Всякий,  кто,  так  или  иначе,  связан  с проблемами  педагогики, будь то научный работник,  общественный  деятель  или учитель, читая Шацкого, несомненно, обогатит  свои  представления  о  славном  пути становления и развития  советской педагогической мысли  и  получит  новые возможности   для   лучшего   понимания   современных   вопросов   школы   и педагогической науки.

Педагогические сочинения С. Т. Шацкого отличаются ясностью мысли, простотой изложения и постоянной опорой на живой опыт, идет ли речь о работе новаторского коллектива Первой опытной станции, которым много лет руководил Шацкий, или о практике работы школ страны. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны в работе педагогов.

Шацкий — блестящий педагог-экспериментатор. Весьма значителен вклад С. Т. Шацкого в разработку вопросов советской дидактики. Огромное значение придавал Шацкий работе детских коммунистических организаций, а также вопросам самоуправления воспитанников. С. Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики, и прежде всего педагогики социальной среды.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Титовец, Т. Е. Педагогика целостности: к 130-летию со дня рождения С. Т. Шацкого // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - N 6. - С. 73-79.
  2. Дьюи, Д. Школа и общество. М., 1925.
  3. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И. А. Каирова,  Л. Н. и М. Н. Скаткиных, В. Н. Шацкой. М., 1962. – Т. 2.
  4. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина. М., 1980. – Т. 2
  5. Беляев, В.И.  Крупнейший теоретик и практик трудовой школы: [О С.Т.Шацком (1878-1934)] // Шк. и пр-во. - 1998. - N5. - С.2-6.
  6. Шацкий, С. Т. Школа для детей или дети для школы? // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. -Т. 2.
  7. Шацкий, С. Т. Что такое клуб? // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1.
  8. Мельничук, И.А. С.Т.Шацкий о школе как центре социального воспитания // Сац.-пед. работа. - 2004. - N6. - С. 110-115.
  9. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина. М., 1980.  – Т. 1
  10. Пискун, Т. А. С. Т. Шацкий о природе как факторе развития личности ребенка / Е. А. Стреха // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2006. - С. 140-143.
  11. Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  12. Свободное воспитание и свободная трудовая школа // На путях к трудовой школе. 1918. № 10—12. С. 21
  13. Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. — Москва: Просвещение, 1989.
  14. Этапы новой школы. Сборник статей и докладов / Под ред. С.Т. Шацкого. — Москва: Работник просвещения, 1923.
  15. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И. А. Каирова,  Л. Н. и М. Н. Скаткиных, В. Н. Шацкой. М., 1962. – Т. 1.

 

 


Информация о работе Педагогическая деятельность и взгляды С. Шацкого