Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа
Описание работы
Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики. Все воспитательные системы — продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, — харак¬теризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. Т. ШАЦКОГО 5 1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ 5 1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Т. ШАЦКОГО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ 10 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. Т. ШАЦКОГО 17 2.1 ИДЕИ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ» 17 2.2. ИДЕИ ПЕДАГОГА О РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 22 2.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С.Т. ШАЦКОГО 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Со временем С. Т. Шацкий уделяет
все большее внимание организации социального
опыта ребенка, подготовке его к трудовой
и общественной деятельности, связи школы
с жизнью. «Мы хотим от школы крепкой спайки
с жизнью, а, следовательно, и познания
ее». Он уточняет и развивает характеристику
учителя нового типа: педагог — общественный
работник с широким горизонтом; педагог-организатор
своего дела и детской жизни; педагог —
умелый наблюдатель и исследователь. Принципиально
новым в этой профессиограмме является
постановка педагогической работы как
социальной функции, возведение в ранг
ведущей его организаторской деятельности.
Социальный фактор начинает все более
выходить на авансцену педагогической
проблематики. Эта тенденция получила
развитие в докладе "Советская школа,
ее теория и практика", с которым С.Т.Шацкий
выступал в апреле 1928 г. в Лейпциге на Международной
педагогической неделе. Следует иметь
в виду, что доклад С.Т.Шацкого — коллективное
творчество, что он был отредактирован
Наркомпросом в русле официально политики
Советского государства. Отмечая влияние
революции на сферу образования С.Т.Шацкий
подчеркнул, что это нашло свое выражение
прежде всего в постановке цели — воспитание
гражданина-строителя социализма. Впервые
он говорил о том, что трудовая школа должна
изучать и оценивать трудовую
деятельность советских людей и вводить
детей в посильное участие в социалистическом
строительстве. Это школа, которая возможна
при участии в ее работе «огромной массы
трудового населения". Это школа политехническая,
что создает возможность дать общее образование
как основу будущего профессионального.
Она, безусловно, светская, опирающаяся
на краеведческий принцип районирования
[4, 179].
Цели и принципы трудовой школы,
указывалось в докладе, реализуются в
программах, предусматривающих комплексное
учение природы, труда, общества. Установление
связей между ними должно создавать основу
деятельности трудовой школы, обеспечивать
единство теории и практики, расширять
возможности участия школы и каждого Ученика
в строительстве нового общества. Каждая
школьная тема, так или иначе, должна была
иметь отражение в окружающей жизни. Здесь
С.Т.Шацкий уже соглашается с тем, что нужно
готовить будущих строителей социализма
и достаточно прямолинейно выстраивает
логику этого воспитания: чем более регулярно
учащийся привлекается по мере сил и возможностей
к социалистическому строительству, тем
более он воспитывается как советский
гражданин. Мы видим серьезные изменения
его педагогической логики: он идет от
потребностей революционной практики,
интересы ребенка отодвигаются на второй
план.
Дальнейшее развитие идея трудовой
школы получила в статье "Методика и
качество работы школы" (1931). В ней С.Т.Шацкий
предпринимает одну из последних попыток
вернуться к своим принципам: он видит
слабость работы школы по комплексным
программам. Одним из выходов, по его мнению,
было бы соединение обучения с производительным
трудом, что является главным условием
формирования всесторонне развитой личности.
И тем не менее можно констатировать: в
конце 20-х — начале 30-х гг. под давлением
обстоятельств он начинает отходить от
своих педагогических постулатов. Вместе
с тем и в публикациях, и в его практической
деятельности остается много ценного
и поучительного.
Педагогический процесс, по
мнению С.Т.Шацкого, должен иметь для ребенка
смысл, он его должен вдохновлять и стимулировать
в следующей логике: "Я учусь — и вот
мне лучше, интереснее стало жить; я учусь
— и отношение взрослых, занятых своими
делами, с которыми я познакомлюсь, когда
"буду большой", меняется: меня признают,
со мной считаются, я кое-что значу; я Учусь
и приобретаю товарищей, вместе с которыми
строятся новые формы ЖИЗНИ; я Учусь —
и присоединяюсь к великому потоку жизни,
в которой начинаю разбираться, которую
начинаю понимать; я учусь — и чем больше
учусь, тем больше дело спорится у меня
в руках, - вот те настроения, которые должны…охватить
нашу молодежь в связи с школой..." [4,
161]. Без связи школы жизнью этого достичь
невозможно. Таким образом, этот принцип
по-прежнему является одним из основополагающих
в концепции педагога, так как он обращен
к детям, их интересам и возможностям;
он наиболее способствует организации
«бодрой жизни», в которой происходит
всестороннее развитие ребенка. Именно
здесь находится главная точка опоры трудовой
школы: отражая возможности и потребности
общества, она должна способствовать личностному
росту ребенка, осознанию им ее полезности
и необходимости, что и включает механизм
мотивации и т.д. Принцип связи школы с
жизнью коренным образом изменял и преобразовывал
организацию, содержание, управление школой.
Активное участие трудящихся в ее строительстве
также радикально изменяло содержание,
формы и методы учебно-воспитательного
процесса. С.Т.Шацкий выходил на высший
уровень причинно-следственной обусловленности
педагогического процесса: вопросы педагогические
— в то же время вопросы экономические
и бытовые, и политические [4, 147-148].
Таким образом, идея трудовой
школы несет в себе различные педагогические
аспекты и смысл: личностный, общественный,
экономический, политический и др. Исходя
из значения и возможностей трудовой школы
для развития личности ребенка. С.Т.Шацкий
утверждал и поддерживал эту идею как
лучшую и наиболее эффективную форму организации
детской жизни. Он видел необходимость
соотнесения ее целей и задач с потребностями
общества, но основные проблемы ее организации
и развития рассматривал, прежде всего,
с позиций их полезности и значимости
для детей. Трудовая школа С.Т.Шацкого
имела принципиальные отличия от всех
зарубежных проектов: она носила общеобразовательный
характер, строилась на основе ведущих
элементов жизнедеятельности ребенка,
удовлетворяла его потребности и интересы,
организовывала разнообразную трудовую
деятельность не только в школе, а и во
вне. Наконец, она всесторонне развивала
ребенка. [5]
ИДЕИ ПЕДАГОГА О РОЛИ
СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Одним из первых С. Т. Шацкий
изучал проблемы социальной педагогики.
Он утверждал, что основным в теории воспитания
является вопрос о влиянии среды на детей
(роль факторов воспитания); но педагогам-практикам
важно определить "содержание, формы
и методы совместной работы со средой
взрослых и средой детской. В этой постановке
теория тесно связана с практикой, образуя
основание социальной педагогики".
Ведущей в концепции С. Т Шацкого
была идея организации "открытой"
школы как центра воспитания детей в социальной
среде. "Социальная сторона школьной
жизни всегда реальна, всегда действенна.
Улица как явление социального порядка
имеет свои закономерности, нормы, периодичность,
регулирующие ее жизнь. Школа же создает
свою специальную среду, детскую культуру.
Она организует жизнь детей, развивая
в них такие потребности, которые обычная
жизнь не дает" [6, 47].
Ученый утверждал, что источником
развития ребенка являются не генетические
задатки, а социально-экономическая среда,
в которой происходит его воспитание.
Главный детерминирующий фактор поведения
— "социальная наследственность",
под которой С. Т. Шацкий понимал нормы,
традиции, обычаи, передаваемые из поколения
в поколение. В его новаторском подходе
опровергались идеи Д. Дьюи, Э. Торндайка
о первичности биологических источников
развития личности.
Особое внимание С. Т Шацкий
уделял изучению природы ребенка. Ученый
считал, что детей необходимо воспитывать,
опираясь на их опыт, знания, интересы
и потребности. Основу эффективной воспитательной
системы составляет диагностика анатомо-физиологических,
психологических особенностей ребенка,
изучение и учет влияний социума. С. Т.
Шацкий практически реализовал диалектику
природного и социального в формировании
личности. Он считал, что изучать следует
не только отдельного ребёнка и его окружение,
но и группу детей ("детское сообщество"),
он разработал подробную программу исследования
фактов детской жизни. По убеждению ученого
сущность педагогической работы определяется
именно результатом социально-педагогических
исследований микро-средовых условий
жизни детей. Он отмечал, что образовательная
задача школы в ее широком понимании заключается
в тщательном исследовании позитивного
и негативного начал детской субкультуры.
Использование ценного в субкультуре
детей способствует совершенствованию
обучения и воспитания. Согласно концепции
ученого, цель воспитания всегда соотносится
с целями социального окружения, в котором
происходит педагогический процесс. Источник
развития педагогики как науки ученый
видел в анализе организованного воспитательного
процесса и внешних обстоятельств, например
влияния улицы, семьи и т.д.
С. Т. Шацкий создал модель школы,
ключевую идею которой сформулировал
в названии одной из статей: "Изучение
жизни и участие в ней". Ф. А. Фрадкин
— исследователь научного наследия и
деятельности С. Т. Шацкого — выделяет
три этапа педагогической технологии.
Первый этап предполагает анализ жизненного
опыта ребенка, приобретенного в социуме.
На следующем этапе осуществляется систематизация
его жизненного опыта, погружение в систему
культурных ценностей и ориентации. На
заключительном этапе технологии происходит
трансформация полученных учеником знаний
в практике. Так, в Первой опытной станции
дети выращивали ценные сорта овощей,
учились организовывать свою деятельность.
По убеждению С. Т. Шацкого, воспитание
призвано не изолировать детей от острых
вопросов действительности, а учить решать
проблемы в соответствии с общечеловеческими
ценностями. Школа, по Шацкому, в своей
теоретической и практической направленности
обращена к жизни. В проектировании и реализации
педагогического процесса необходимо
учитывать все социализирующие факторы,
особенно важно использовать и усиливать
позитивные.
Школа как центр воспитания
в социальной среде должна реализовывать
краеведческий материал в качестве дидактического
средства. Учителя Первой опытной станции
использовали в работе карту местности,
сведения справочного характера. На занятиях
дети изучали особенности экономического
развития региона. С. Т. Шацкий подчеркивал,
что работа школы в центре города и работа
школы на окраине должна различаться,
потому что они находятся в различных
условиях и работают с разными социальными
группами.
Школа, созданная С. Т. Шацким,
была ориентирована на творчество детей,
на самостоятельный поиск решения проблемы.
Учащимся предоставлялась свобода выбора
творческого дела, направленного на решение
прикладной задачи, важного для окружающих.
Шацкий всегда стремился создать
в школе атмосферу творческой активности,
которая строилась совместными усилиями
учителей и учеников. Он считал, что школа
призвана научить детей координировать
свои усилия для достижения совместно
поставленной цели. Особое внимание педагог
уделял проблемам детского самоуправления,
рассматривал его как условия для самоактуализации,
саморегулирования жизнедеятельности
детей. Так, на общих собраниях обсуждались
насущные проблемы: поведение детей, дежурства,
организация коллективных дел и т. д. Сотрудничество
взрослых и детей, их доверие друг к другу,
открытость сообщества инновациям создавали
в коллективе благоприятный морально-психологический
климат.
В современных условиях усиливается
инновационность концепции С. Т. Шацкого
о социальной среде как факторе воспитания.
Реалии жизни подтверждают необходимость
учитывать возрастающее значение среды
в воспитании детей. Неорганизованная
в воспитательном плане среда минимизирует
усилия педагогов. Проблема опосредованного
(через среду) управления процессом развития
ребенка исследуется В. А. Караковским,
Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой и другими
учеными. Подход к ребенку со стороны среды,
то есть средовой подход, определяется
как система действий со средой, обеспечивающих
ее превращение в средство диагностики,
проектирования и продуцирования воспитательного
результата. Средовой подход предполагает
моделирование и конструирование воспитательного
пространства — педагогически целесообразно
организованной среды, окружающей детей.
Воспитательные пространства
могут иметь различные радиусы действия
— от школьного класса до области и региона.
При моделировании воспитательного пространства
особое значение имеют диагностика среды,
учет ее позитивного и негативного потенциалов,
изучение потребностей и мотивов участников
— как коллективных (школы, различные
центры социальной, психологической помощи
и т.д.), так и индивидуальных (дети, родители,
педагоги и т.д.). Бесспорно, интегрирующая
функция моделирования воспитательного
пространства принадлежит школе. Субъектами
воспитательного пространства, по А. В.
Мудрику, могут быть индивидуальные лица
(воспитуемые, родители, соседи, педагоги,
работающие в различных воспитательных
учреждениях, сотрудники организаций,
расположенных в данном микросоциуме,
и т.д.), групповые объединения (семьи, сверстники,
дошкольные, школьные и внешкольные учреждения,
детские и юношеские объединения, организации
и т.д.).
Существенную роль в современном
воспитательном пространстве выполняют
детские общественные объединения. Эффективной
формой организации детского сообщества
является клуб. Шацкий обосновал основную
идею детского клуба — "создание центра,
где организуется детская жизнь на основании
требований, исходящих из детской природы"
[7, 258]. Как считал ученый, "в детском
клубе должны быть предоставлены все возможности
учиться жизни и все главные элементы,
которые участвуют в созидании жизни.
Но в то же время подлинно детскому должно
быть отведено настоящее место" [7,
259]. В качестве составляющих клубной работы
Шацкий определял физический труд, игру,
искусство, интеллектуальные занятия.
Так, подчеркивая значение игры в детской
жизни, ученый утверждал, что игра ребенка
— это жизненная лаборатория. Необходимо
стремиться создать в клубе игровую обстановку.
"Если игру не вводить в клуб, то дети
будут играть на улице, что указывает на
неправильную постановку работы клуба"
[7, 263]. Руководить работой клуба может
тот, кто умеет исследовать, достигать,
изучать. С. Т. Шацкий утверждал, что работа
будет иметь "успех лишь тогда, если
будет вечное искание, неудовлетворение
в работе ... Детское учреждение должно
непрерывно расти, а с ним должен расти
руководитель"[7, 266].
С. Т. Шацкий внес значительный
вклад в развитие идей социального воспитания,
создание экспериментальных учебно-воспитательных
учреждений, в которых реализовывались
идеи воспитания как организации жизнедеятельности
детей, самоуправления учащихся, лидерства
в детском сообществе и др.
Ученый создал новаторскую
концепцию школы — центра воспитания
в социальной среде. По его убеждению,
школа, выполняя основную роль в воспитательной
работе с детьми, является центром и координатором
воспитательного воздействия среды. Продуктивны
идеи Шацкого о необходимости педагогизации
среды, об открытости воспитательной системы.
Ученый разработал оригинальные подходы
к решению таких фундаментальных педагогических
проблем, как социализация личности, методы
педагогического исследования среды и
ребенка, функционирования школы как комплекса
учреждений, реализующих целостность
воспитания.