Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа
Описание работы
Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики. Все воспитательные системы — продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, — харак¬теризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. Т. ШАЦКОГО 5 1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ 5 1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Т. ШАЦКОГО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ 10 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. Т. ШАЦКОГО 17 2.1 ИДЕИ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ» 17 2.2. ИДЕИ ПЕДАГОГА О РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 22 2.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С.Т. ШАЦКОГО 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Если вначале он мечтал, используя
его метафору, как бы раствориться в детях,
подобно хорошему режиссеру, который «умирает»
в актере, то теперь он приходит к пониманию
того, что разнообразная деятельность
воспитанников должна быть организована
воспитателем на основе изучения и учета
их интересов и устремлений. Следует согласиться
с мнением одного из первых исследователей
творчества С.Т.Шацкого Д.С.Бершадской,
которая писала, что «свободу воспитания»
он понимал как хорошо налаженную самодеятельность,
когда открыт простор для самореализации
каждого и обеспечено выполнение требований
детского сообщества, коллектива, когда
«каждый знал, что делать и как делать
для себя и для обшей пользы».[11]
В свете сказанного представляется
в высшей степени знаменательным следующее
заявление педагога: «Дети не могут помочь
себе сами. Их воля слаба, их средства недостаточны.
Познание и свобода детской индивидуальности
будут реальны только в условиях свободного
воспитания». [12] Это принципиально новый
взгляд на проблему определения целей
воспитания, качественно новое представление
о содержании ключевого термина «свободное
воспитание». Каковы движущие силы этой
эволюции? Представляется, что первоначальное
отрицание возможности и целесообразности
подготовки детей к реальной жизни можно
объяснить следующим образом. Видя безрадостность
перспективы для детей рабочих, а именно
с ними он начинал свои педагогические
опыты, С.Т.Шацкий хотел максимально «расцветить»,
пусть хоть и небольшой, отрезок этой их
жизни. Лозунг «Вернуть детям детство!»
имел по сути дела глубоко гуманистическое
содержание и общедемократическую направленность.
Вместе с тем он был выражением социальной
конфронтации с господствующим самодержавным
режимом, демонстрирующим свое пренебрежительное,
враждебное отношение к пролетарским
детям. Это был своеобразный вызов педагога-демократа
существующей сословно-классовой системе
образования.
С.Т.Шацкий полагал, что ему
удастся сделать «Сетлемент» «аполитичным
и беспартийным по самому существу своей
организации». Однако государство и школа,
педагогика и политика в самодержавной
России тесно связаны, и «Сетлемент» был,
как и следовало ожидать, запрещен «за
пропаганду идей социализма среди детей».
Это обстоятельство оказало
сильное влияние на подход С.Т. Шацкого
к организации всей его педагогической
деятельности. Теперь он стремился к тому,
чтобы изолировать своих воспитанников
от враждебных влияний социальной среды,
приблизив их к природе. Он видит организационно-педагогическое
решение этой задачей в создании учебно-воспитательного
учреждения интернатного (закрытого) типа.
Не требуя помощи от государственных структур
и уповая на поддержку благотворителей-спонсоров,
он мечтает, чтобы ему только не мешали,
позволили находиться, как теперь говорят,
в «автономном плавании». Поэтому, когда
известная московская благотворительница
А.Н.Морозова предложила ему освоить участок
пустоши в «медвежьем углу» Калужской
губернии, он с радостью принял это предложение,
где и создал знаменитую потом на весь
мир школу-колонию «Бодрая жизнь».
В принципе подобная практика
организации воспитательной работы тормозит
общее развитие ребенка, поскольку резко
сужает его сферу общения. Однако в тех
конкретно-исторических обстоятельствах
выбор С.Т.Шацким именно такой формы организации
детской жизни представляется педагогически
обоснованным, а главное — исторически
перспективным. Он исходил из того положения,
что «правильно организованная школа
всегда должна идти впереди жизни». Его
крылатая фраза-метафора «Дети — работники
будущего» исторически точно выражала
общедемократическую направленность
экспериментального поиска и на самом
деле, фактически стала девизом революционно-пролетарской
стратегии, направленной на то, чтобы разрушить
старую царскую школу и на ее обломках
построить нечто принципиально новое.
Такова наша, может быть, несколько
противоречивая оценка взглядов С.Т. Шацкого
в начальный период его деятельности.
Включившись в общедемократическое движение
«за свободное воспитание», в целом весьма
своеобразно, как мы показали, понятое,
он воспринял самое главное, действительно
ценное: любовь к детям, обостренное внимание
к их интересам и запросам, веру в их творческие
силы и возможности. Это и определяло основное
направление организации педагогического
процесса, выраженное метафорой «учиться
жизни у детей».
В итоге собственных исканий,
основательного знакомства с зарубежным
опытом он формулирует цель и методы, строит
описательную модель трудовой школы следующим
несколько парадоксальным образом: «Идти
надо от кухни, а не от Канта. Все здоровое,
живое и глубокое можно основать на этих
привычках к деятельности. Когда я посещаю
класс и вижу умственные потуги, то засыпаю
и прихожу в угнетенное состояние. Когда
же вертят, строгают, жужжат, то воспаряю
вновь. Это фундамент, а остальное здание
интеллекта может быть превосходно достроено».
[13,121]
Надо сказать, что свое представление
о трудовой школе С.Т. Шацкий вынашивал
давно. В первом своем приближении это
было реализовано в «Сетлементе». В обществе
«Детский труд и отдых», которое согласно
утвержденному уставу «имеет своей целью
доставлять детям всевозможные разумные
занятия и развлечения, укреплять их здоровье
и оказывать им медицинскую помощь», главная
целевая установка оставалась прежней:
воспитание сознательного отношения к
общественно полезному труду, готовности
к активной социальной работе, к творческой
деятельности в сфере искусства.
Объединяя, таким образом, в
едином учебно-воспитательном процессе
учение, труд, искусство, С.Т.Шацкий уже
в дореволюционный период сознательно
и последовательно ориентируется на идею
всестороннего, гармоничного развития
как доминанту всех воспитывающих воздействий.
Но как человек реалистически мыслящий
он видит наиболее естественный и педагогически
эффективный вариант ее воплощения в устройстве
определенным образом обособленной колонии-сообщества,
где дети вместе с наставниками-сотрудниками
входят в близкое соприкосновение с природой
и развивают свои силы и способности, основываясь
«на разумном, серьезном труде». «Я считал,
— писал он, — что трудовая школа есть
по существу хорошо организованная детская
жизнь, что если бы мы сумели это сделать,
если бы сумели обслуживать детей всесторонне
— и со стороны общественной и трудовой,
и со стороны умственной и эмоциональной,
то мы имели бы наиболее совершенный образец
организации трудовой школы». [15, 62] Иными
словами, С.Т.Шацкий уже тогда глубоко
осознавал, что наиболее полное решение
проблемы всестороннего развития возможно
лишь в условиях соответствующим образом
организованного учебно-трудового коллектива,
поскольку между основными сторонами
детской жизни — физическим трудом, игрой,
искусством, умственным и социальным развитием
ребенка — существует определенная связь,
обнаруживается постоянное взаимодействие
и в конечном счете те или другие изменения
в одном направлении (это касается форм
детских деятельностей и их организации)
вызывают соответствующие изменения в
другом. [15, 297-298]
По сути дела, здесь выражена
идея комплексного подхода в его современном
полномасштабном понимании. Подводя предварительные
итоги своим поискам до 1917 г., он писал:
«... канву материальную, Дисциплинирующую
и опытную дает физический труд, обслуживающий
детей и посильный для них. Организует
жизнь и делает ее более легкой — деловое
самоуправление. Повторяет и приспосабливает
к жизни, повторяет пройденные этапы человечества
— игра, дающая такой бодрый тон общей
жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет
дух исследования — работа Ума. Соединение
всех элементов усиливает социальные
навыки. И скелетом этого организма служит
постоянное упражнение, появляющееся
в должное время и не заслоняющее основной
цели организации детской жизни». [3,33]
С.Т.Шацкий еще в дореволюционные
годы исходил из того, что смысл жизни
человека заключается в развитии всех
его «сущностных сил» и что условием этого
развития являются воспитание и образование,
которые переходят в самообразование
лишь при реализации в педагогическом
процессе принципа саморазвития. Этот
принцип имеет две стороны: главную, внутреннюю,
обусловленную самой природой ребенка,
и внешнюю, которая выражает эт5 внутреннюю
данность человека в различных формах
самодеятельности в самом широком ее понимании.
Уже «Сетлемент» стал по сути дела первым
в России детским клубом, созданным и функционирующим
как самоуправляющаяся «автономная» общность
При организации детской жизни
он опирался на «реальный опыт» ребенка,
который «известным способом должен быть
выявлен педагогом». На этой базе строятся
соответствующие занятия в школе-лаборатории,
где происходит «соприкосновение с накопленным
человеческим опытом в виде готовых знаний».
При этом, хотя и с помощью наставника,
ученик должен обязательно все «пропустить
через себя». В результате, как надеялся
С.Т.Шацкий, ребенок будет «расти, как на
дрожжах».
Новаторская система педагогического
процесса требовала и особым образом подготовленного
наставника. С.Т.Шацкий начал готовить
их из числа колонистов, которые трудились
вместе с ним летом в Щелкове. Позже многие
его воспитанники становятся энергичными
помощниками е школе-колонии «Бодрая жизнь»,
затем — на Первой опытной станции по
народному образованию. Именно такой способ
подготовки педагогических кадров, полагаем,
объясняется тем, что в дореволюционный
период деятельности С.Т.Шацкого организация
жизни детей представляла собой достаточно
закрытую систему и потому могли существовать
лишь за счет внутренних кадровых ресурсов.
Известно, что С.Т.Шацкий не
принял октябрьский переворот. Многие
исследователи предпочитали не углубляться
в этот вопрос, ограничиваясь тем объяснением,
которое он дал десять лет спустя: ему
помешали «наше культурничество, аполитичность,
обычное отношение интеллигента того
времени к большевикам как разрушителям».
[15, 64]
В действительности все выглядело
иначе. После Февральской революции он
сразу стал видным общественным деятелем
— руководителем школьного отдела Московской
городской думы. Вместе с Н.И. Поповой —
его единомышленником и одним из лидеров
московского учительства — он получил
возможность беспрепятственно реализовать
те проекты, которые вынашивал долгие
годы. И вдруг — Октябрь. Думается,
он просто испугался надвигавшихся перемен.
Как еще иначе объяснить эту загадку С.Т.Шацкого?
Почему он, придя к идее всестороннего
развития личности ребенка путем создания
трудовой школы, враждебно отнесся к той
власти, которая объявила реализацию этой
задачи целью и содержанием всех своих
преобразований в сфере просвещения?
Однако он твердо знал одно:
работу в «Бодрой жизни» надо продолжать,
что он и делал. По воспоминаниям Р.К.Шнейдера,
С.Т. Шацкий изменил свою позицию после
того, как познакомился с текстом «Декларации
о единой трудовой школе» — этим манифестом
революционной педагогики.
Теперь он утверждает, что «школа
не может быть замкнутой, школа «в себе»
— не наша школа, школа, которая только
изучает окружающую жизнь, — также не
наша», «трудовая школа — это та, которая
организует изучение жизни и активно участвует
в ней». [3, 141, 289] Он приходит к признанию
объективной необходимости широкого и
тесного взаимодействия школы с окружающей
средой, что и составит одну из генеральных
идей его новаторской педагогической
системы.
В статье «Система детского
сада» (1921), которую многие исследователи
проблем общеобразовательной школы почему-то
не замечают, на вопрос: «Из каких элементов
состоит детская жизнь?» — он отвечает
так: «Физическое развитие, искусство,
умственная жизнь, социальная жизнь, игра
и физический труд». [3, 55-56] Это демонстрирует
его явное продвижение в осмыслении структуры
и основных направлений всестороннего
воспитания ребенка. При этом он начинает
отчетливо различать «общую» и «ближние»
цели. Первые ставит сама жизнь, то ее направление,
которое характерно для каждой исторической
эпохи. Общая цель воспитания зависит
«от направления экономики эпохи и данной
страны, от ее быта, от ее идеалов». Вторые
— «от тех средств, которыми страна располагает».
[3, 138]
Такое разграничение целей
является, по нашему мнению, существенным
методологическим продвижением в решении
этой важнейшей научно-практической проблемы.
В самом деле, теперь цель воспитания это
не абстрактная общечеловеческая категория-абсолют,
а конкретно-исторический феномен, существующий
во времени и пространстве. Более того,
главным и единственным субъектом в определении
целей выступает «сама жизнь». Но возникает
вопрос: что имел в виду С.Т.Шацкий, употребляя
эту метафору? Может быть, то, что это
прерогатива властных структур? А может
и быть, он, таким образом, попытался, как
бы замаскировать свою прежнюю позицию:
«школа — вне партий»? Или он хотел более
строго определить круг профессиональных
обязанностей и прав педагогики, которая
призвана обеспечивать реализацию «запросов
жизни», требований времени в виде конкретных
технологических процедур?
Если цели воспитания диктует
«дух времени», то, как это должно выглядеть
в России? — задает себе вопрос С.Т.Шацкий.
В эпоху революционных перемен, полагает
он, дать четкое определение целей воспитания
невозможно. Однако есть детерминанты,
векторы, «нечто бесспорное», что позволит
получить о них определенное представление,
а именно: «Каждая страна ныне ставится
в ясную необходимость энергичного участия
во всемирном обмене, границы и стены стран
в сильнейшей степени потрясены, отсюда
вытекает необходимость широкого взгляда
на вещи, расширения горизонтов, т.е. интернациональное
должно занимать важнейшее место в жизни.
<...> Проблемы нового строя входят в
положительные идеалы воспитания. Проблемы
коллективизма приобретают доминирующее
значение. Переоценка ценностей выдвигает
проблемы учета, анализа, экономии сил.
Особое значение приобретает реальная
действительность, жизненность воспитания,
Проблема среды в формировании личности
выдвигается на первый план Истощение
всех материальных ресурсов, колоссальное
развитие массовых потребностей в грядущем
строе заставляют особенно думать об
активном проявлении сил, целесообразности
их расходования и продуктивности. Сильное
влияние техники и связанных с ней научных
знаний — отсюда ясны общие цели современности;
гражданин будущего интернационален,
коллективист, организатор, реалист, мастер
своего дела, отдающийся своему настоящему
призванию. К этому лишь
надо готовить наших детей». [3, 139]
Поразительное проникновение
в сущность своего исторического времени
и видение проблем будущего в глобальном,
как бы мы сказали сегодня, масштабе!
В это время С.Т.Шацкий, вскоре
член партии большевиков, окончательно
порывает с идеологией «свободного воспитания».
Однако интересы ребенка, пути раскрытия
его индивидуальности остаются для него
базисом, на котором строится вся его педагогическая
система. Он далек от идеализации природы
и возможностей ребенка, от желания предоставить
ему полную свободу в учебно-воспитательном
процессе. «Новая школа, — заявляет он,
— это школа чрезвычайно серьезно организованная.
Новая школа не может строиться на беспорядочном
потоке различных интересов детей». [14,
135]
Революция, подчеркивал он,
«совершила переворот и в педагогическом
деле. Переворот этот отразился, прежде
всего, на постановке самой цели воспитания.
Мы думаем, что мы должны, прежде всего,
воспитывать советского гражданина —
гражданина, призванного для строительства
социализма в нашей стране. Эта задача
является одной из важнейших задач, которые
ставит перед собой революция». Здесь
уже очевиден политический «окрас» партийца-большевика.
«Дух времени» властно требовал своего.
Можно сказать, этим завершаются, а точнее,
прерываются попытки С.Т.Шацкого решить
проблему целей воспитания в духе общедемократических,
либеральных традиций и устремлений. Под
влиянием пролетарской партийно-классовой
идеологии траектория его новаторского
поиска деформируется, что и привело в
итоге к трагедии этого новатора, попытавшегося
перешагнуть из одной исторической эпохи
в другую.