Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа
Описание работы
Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики. Все воспитательные системы — продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, — харак¬теризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. Т. ШАЦКОГО 5 1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ 5 1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Т. ШАЦКОГО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ 10 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. Т. ШАЦКОГО 17 2.1 ИДЕИ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ» 17 2.2. ИДЕИ ПЕДАГОГА О РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 22 2.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С.Т. ШАЦКОГО 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Станция работала в двух основных
направлениях: изучалась окружающая среда
и в соответствии с крестьянским менталитетом
адаптировались образовательные программы.
Но и окружающая среда преобразовывалась
на новых основах. Шаг за шагом, медленно,
но неуклонно продвигалось трудное дело
«улучшения жизни» детей (от приучения
к соблюдению правил личной гигиены до
украшения крестьянских дворов цветниками).
Крестьяне всячески вовлекались в жизнь
школ - для них читали лекции, им раздавали
элитные семена, помогали в ведении хозяйства.
Руководимая Шацким опытная
станция использовала также и краеведческие
материалы в преподавании, привлекала
к краеведческой работе учащихся. Каждый
год обучения всё более расширял умственные
горизонты школьников, погружая их в родную
историю, вызывая подлинную любовь к родному
краю. В школьную программу входило наряду
с познанием и трудом искусство: слушание
народной и классической музыки, хоровое
пение, игра на музыкальных инструментах,
подготовка спектаклей-импровизаций (В.Н.
Шацкая была прекрасной пианисткой). Большое
хозяйство колонии (учебные кабинеты,
мастерские, учебно-опытное хозяйство,
школьная электростанция и др.), вся организация
жизни школы были делом школьного самоуправления.
Постепенно в комплексе появились
тесные связи с окружающей жизнью, что
благотворно сказалось на осуществлении
целостности в непрерывности воспитательной
работы. Благодаря этому удавалось реализовать
главную сверхзадачу коллектива - «организацию
всей жизнедеятельности ребёнка». Школа
будущего, по мнению Шацкого, должна
была вырастать из самой окружающей жизни,
работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь.
Под руководством Шацкого в
экспериментальных учреждениях разрабатывались
и на практике проверялись организация,
содержание и методы учебно-воспитательной
и общественной работы школы и вопросы
подготовки учителей в процессе их педагогической
деятельности. Вот основные теоретические
выводы по педагогике конца 20-х годов XX
века, полученные в ходе работы станции:
учебно-воспитательный процесс
должен быть направлен на всестороннее
развитие личности, а не на её приспособление
к узким социальным рамкам жизни;
приоритетной задачей образования
является развитие способности ученика
самостоятельно приобретать знания;
школа может и должна участвовать
в преобразовании среды;
весь учебный процесс должен
строиться только в соответствии с
закономерностями развития ребёнка и
с учётом детского мироощущения, т.е. быть основан
на принципе самоценности детства;
в процессе обучения необходимо
применять такие методы, которые
бы давали возможность опереться на реальный
опыт ребёнка, иными словами, введение
ученика в школьную науку должно происходить
в процессе реорганизации уже имеющихся
у него знаний, чтобы сделать их живыми,
работающими, прочными;
соединение обучения с трудом
придаёт всему обучению жизненный характер,
делает процесс учения более осмысленным,
а знания — сознательными и действенными;
труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники
осознают его необходимость для
детского коллектива и как частицу общего
труда;
игра и искусство неотделимы
от детской жизни и являются обязательным
условием социализации и развития личности
ребёнка;
полноценное развитие ребёнка
возможно в том случае, если педагог
выступает в роли равного друга, товарища.
Шацкий внёс значительный вклад
в разработку вопросов содержания образования
в школе и повышения роли урока как основной
формы учебной работы. Под руководством
педагога были разработаны методы педагогического
исследования - социально- педагогический
эксперимент, наблюдение, опрос.
Педагог организовал научную
школу, которую представляли В.Н. Шацкая,
А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.H. Скаткин
и другие. В основу их концепции легла
идея «открытой» школы, центра воспитания
детей в социальной среде. Организующим
ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое
воспитание, которое охватывает весь мир
прекрасного и в единстве с трудовым воспитанием
выступает катализатором творческих потенций
личности в коллективе.
Развернув теоретическую и
опытно-экспериментальную работу по созданию
школы нового типа, Шацкий стремился сделать
школу лучшей частью жизнедеятельности
ребёнка, несущей каждодневную радость,
увлечение интересным делом и ощущение
собственного роста. Она считалась лучшим
украшением жизни ребёнка уже потому,
что давала ему то, что не могла дать семья:
удовлетворение потребности в разносторонней
деятельности — потребности, которая,
по мнению Шацкого, заложена в каждом из
нас.
Станция стала настоящей кузницей
педагогических кадров, а её деятельность
получила большой резонанс, как в отечественной,
так и в мировой педагогике. Известна высокая
оценка, которую дал Дж. Дьюи, посетивший
Шацкого в конце 20-х годов XX века: «Я не
знаю ничего подобного в мире, что могло
бы сравниться с этой колонией». [2,200]
Педагогическая деятельность
Шацкого, активно поддерживаемая Н.К. Крупской,
в «смутное время» конца 20-х - начала 30-х
годов подверглась серьёзным испытаниям.
Он был обвинён в педагогическом «руссоизме»,
чуждых политических взглядах «аграрного
толстовства», защите «кулацких настроений
деревни». Работа Калужской опытной станции
постепенно свёртывалась, утрачивала
экспериментальный характер. Конечно,
как в любом новом деле, в реализации этой
идеи было допущено немало ошибок, сам
подход подвергался критике как ведущий
к снижению уровня общего образования:
увлёкшись интеграцией различных сторон
развития личности, он порой нарушал дисциплинарную
организацию знаний. Однако исправить
ошибки Шацкий не успел. [1,76-78]
В 1932 году Опытная станция была
расформирована. Шацкого, по его выражению,
«с кровью оторвали от любимого дела».
Станислав Теофилович был назначен ректором
Московской консерватории. Но там ему
было неуютно: масштабность его мышления
требовала гораздо большего, чем проявление
своего одномерного музыкального Я. Однако
и здесь он стремится реализовать свои
педагогические идеи. По его предложению
создаётся музыкальная школа-интернат
для одарённых детей. Её деятельность
во многом определила выдающиеся достижения
советских музыкантов на мировых конкурсах
в 30-50-е годы.
В 1933 году Станислав Теофилович
участвовал в международном конгрессе
в Париже по вопросам образования, где
выступил с докладом. Но неудовлетворённость
работой, систематическая травля в печати,
потеря смысла жизни привели к катастрофе.
30 октября 1934 г. во время подготовки консерватории
к демонстрации Станислав Теофилович
скоропостижно скончался. Разносторонне
одарённая личность - актёр, певец, переводчик,
режиссёр, знаток мировой художественной
литературы и естествознания - он не удовлетворялся
предпочтением одного рода деятельности
и обрёл своё счастье лишь тогда, когда
обнаружил способ синтеза их всех в педагогическом
призвании. И, совершив синтез всех сторон
своего бытия, интеграцию самого себя,
он успел создать уникальный опыт, который
50 лет спустя стал возрождаться в мировой
педагогической теории и практике. [1,78]
Вывод:
Возникновение первых внешкольных
учреждений для детей в России связано
c именами С.Т. Шацкого и А.У. 3еленко. Созданные
в Москве в районе Бутырской слободы и
Марьиной рощи детские клубы и детский
сад носили общее название «Дневной приют
для приходящих детей». K весне 1906 года
приют посещали около 150 детей. При приюте
были открыты мастерские (слесарная, столярная,
швейная). На базе приюта было организовано
культурно-просветительное общество «Сетлемент».
Название общества было подсказано опытом
создания в Америке сетлементов — поселений
культурных интеллигентных людей среди
бедных слоев населения для проведения
просветительской работы. Общество «Сетлемент»,
созданное С.Т. Шацким, А.У. Зеленко и другими
педагогами, ставило главной целью удовлетворение
культурных и социальных потребностей
детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной
части населения, фактически лишённой
возможности получить школьное образование.
Помимо детского сада и детских клубов
общество имело ремесленные курсы и начальную
школу. Общество вело культурно-просветительскую
работу и среди взрослого населения. Практическая
работа c детьми основывалась на педагогической
концепции, которую разрабатывали члены
общества. Эта концепция исходила из необходимости
создания условий, которые помогли бы
детям жить богатой эмоциональной и умственной
жизнью. B обучении упор был сделан на усвоении
практически значимых для жизни детей
знаний. Отношения между педагогами и
детьми понимались как отношения между
старшими и младшими товарищами. Большое
значение придавалось воспитанию y детей
чувства товарищества, солидарности, коллективизма.
Необычным явлением для педагогической
практики того времени была организация
детского самоуправления.
B 1908 году общество было
закрыто по распоряжению правительства,
которое увидело в его деятельности
попытку проведения социализма
среди маленьких детей. B следующем
году С.Т. Шацкий и его сподвижники создают
общество «Детский труд и отдых». Была
продолжена работа детского сада, клуба,
начальной школы. Из-за ограниченности
средств общество было не в состоянии
охватить большое число детей. Руководители
общества искали новые формы организации
детей.
B 1911 году общество открыло
детскую летнюю трудовую колонию
«Бодрая жизнь» (на территории
современного города Обнинска). B
создании колонии большую роль сыграла
Валентина Николаевна Шацкая (1882—1978),
жена С.Т. Шацкого, впоследствии ставшая
крупнейшим специалистом по проблемам
музыкального воспитания детей. В этой
колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков
и девочек, занимавшихся в клубах общества
«Детский труд и отдых». Основой жизни
в колонии был физический труд: приготовление
пищи, самообслуживание, благоустройство,
работа на огороде, в саду, в поле, на скотном
дворе. Свободное время отводилось играм,
чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций,
занятиям музыкой, пением. Анализируя
опыт колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод,
что физический труд оказывает организующее
влияние на жизнь детского коллектива.
Трудовые занятия детей имели и образовательное
значение, они были источником знаний
o природе, сельскохозяйственном производстве,
способствовали выработке трудовых навыков.
Первые внешкольные учреждения во многом
выполняли компенсирующую функцию — занятия
в этих учреждениях восполняли отсутствие
y детей школьного образования. Вместе
c тем они помогали устроить досуг детей,
способствовали обогащению их общения.
Инновационный характер первых внешкольных
учреждений был обусловлен благородными
мотивами их основателей, a также новыми
педагогическими взглядами на вопросы
воспитания детей.[3, 55-58]
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ИДЕИ С. Т. ШАЦКОГО
ИДЕИ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ»
С.Т.Шацкий считал, что трудовая
школа есть хорошо организованная детская
жизнь, дающая разностороннее развитие:
"Если бы мы сумели обслуживать детей
всесторонне — и со стороны общественной
и трудовой, и со стороны умственной и
эмоциональной, то мы имели бы наиболее
совершенный образец организации трудовой
школы" [3, 62]. Таким образом, в основу
его проекта трудовой школы был положен
труд, который органично сочетался с интеллектуальной,
физической, эмоциональной и общественной
работой. Это была уникальная модель трудовой
школы: она строилась исходя из интересов
и возможностей ребенка, и была направлена
на его всестороннее развитие. Аналогов
такой школы в мировой теории и практике
не было. Таков был главный итог его дореволюционной
деятельности.
После революции она продолжалась
так же активно и в том же русле. В 1918 г.
С.Т.Шацкий так представлял модель трудовой
школы: "...канву материальную, дисциплинирующую
и опытную дает физический труд, обслуживающий
детей и посильный для них. Организует
жизнь и делает ее более легкой — деловое
самоуправление. Украшает жизнь и питает
эстетическое чувство — искусство. Повторяет
и приспособляет к жизни, повторяет пройденные
этапы человечества — игра, дающая такой
бодрый тон общей жизни. Направляет общую
жизнь и удовлетворяет дух исследования
— работа ума. Соединение всех элементов
усиливает социальные навыки. И скелетом
этого организма служит постоянное упражнение,
появляющееся в должное время и не заслоняющее
основной цели организации детской жизни"
[4, 24].
Трудовая школа строилась для
детей — их разностороннего развития.
Она должна была обеспечить им радостную
и содержательную жизнь, учитывать их
индивидуальные и возрастные различия,
способствовать развитию ребенка, не приносить
его в жертву "социальному заказу общества".
Это сознательное отрицание учета потребностей
общества в воспитании составляло основной
недостаток проекта трудовой школы С.
Т. Шацкого. Главное достоинство было в
том, что педагог рассматривал воспитание
как организацию разнообразной деятельности
ребенка, как сложный и противоречивый
процесс, организуемый педагогом.
Ему было ясно, что школа должна
строиться на научной основе. Главная
ее задача — создание благоприятной для
каждого ребенка среды, т.е. детского сообщества,
развивающегося и непрерывно растущего.
Дается определение этой школы: место
"организованной жизни детей, ставящей
первой задачей своей дать детям жить
сейчас, в данный момент, а не готовить
к будущему". Единственное назначение
школы и учителя — организовывать разнообразную
деятельность детей, все время их изучая.
Она должна "содействовать явлениям
роста, индивидуального и группового,
детей в специально организованных формах"
[4, 36-40].
Впервые С. Т. Шацким была сформулирована
идея о необходимости исследовательской
работы в школе: педагог должен быть организатором
детской жизни, ее наблюдателем и исследователем.
В центре находится ребенок с его интересами
и потребностями. Задача государства состоит
не в том, чтобы "отливать в готовые
формы нужных ему для соответствующих
функций людей, а в том, чтобы создать наиболее
благоприятные условия для организации
детской жизни в каждый данный момент".
Школа, по мнению С.Т.Шацкого, является
определяющим фактором в развитии интеллекта,
воли, эмоций ребенка через активное усвоение
им социального опыта. Определяются основные
принципы трудовой школы: приоритет детских
интересов коллективизм; разносторонняя
деятельность эволюционность; научность;
единство теории и практики [4, 60-65]