Педагогическая деятельность и взгляды С. Шацкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.
Все воспитательные системы — продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, — харак¬теризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. Т. ШАЦКОГО 5
1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ 5
1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Т. ШАЦКОГО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ 10
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. Т. ШАЦКОГО 17
2.1 ИДЕИ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ» 17
2.2. ИДЕИ ПЕДАГОГА О РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 22
2.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С.Т. ШАЦКОГО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ С. Т. ШАЦКОГО.docx

— 98.97 Кб (Скачать файл)

Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и в соответствии с крестьянским менталитетом адаптировались образовательные программы. Но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Шаг за шагом, медленно, но неуклонно продвигалось трудное дело «улучшения жизни» детей (от приучения к соблюдению правил личной гигиены до украшения крестьянских дворов цветниками). Крестьяне всячески вовлекались в жизнь школ - для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства.

Руководимая Шацким опытная станция использовала также и краеведческие материалы в преподавании, привлекала к краеведческой работе учащихся. Каждый год обучения всё более расширял умственные горизонты школьников, погружая их в родную историю, вызывая подлинную любовь к родному краю. В школьную программу входило наряду с познанием и трудом искусство: слушание народной и классической музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, подготовка спектаклей-импровизаций (В.Н. Шацкая была прекрасной пианисткой). Большое хозяйство колонии (учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытное хозяйство, школьная электростанция и др.), вся организация жизни школы были делом школьного самоуправления.

Постепенно в комплексе появились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива - «организацию всей жизнедеятельности ребёнка». Школа будущего, по мнению Шацкого, должна была вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь.

Под руководством Шацкого в экспериментальных учреждениях разрабатывались и на практике проверялись организация, содержание и методы учебно-воспитательной и общественной работы школы и вопросы подготовки учителей в процессе их педагогической деятельности. Вот основные теоретические выводы по педагогике конца 20-х годов XX века, полученные в ходе работы станции:

  • учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на её приспособление к узким социальным рамкам жизни;

  • приоритетной задачей образования является развитие способности ученика самостоятельно приобретать знания;

  • школа может и должна участвовать в преобразовании среды;

  • весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребёнка и с учётом детского мироощущения, т.е. быть основан на принципе самоценности детства;

  • в процессе обучения необходимо применять такие методы, которые бы давали возможность опереться на реальный опыт ребёнка, иными словами, введение ученика в школьную науку должно происходить в процессе реорганизации уже имеющихся у него знаний, чтобы сделать их живыми, работающими, прочными;

  • соединение обучения с трудом придаёт всему обучению жизненный характер, делает процесс учения более осмысленным, а знания — сознательными и действенными;

  • труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для детского коллектива и как частицу общего труда;

  • игра и искусство неотделимы от детской жизни и являются обязательным условием социализации и развития личности ребёнка;

  • полноценное развитие ребёнка возможно в том случае, если педагог выступает в роли равного друга, товарища.

Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством педагога были разработаны методы педагогического исследования - социально- педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Педагог организовал научную школу, которую представляли В.Н. Шацкая, А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.H. Скаткин и другие. В основу их концепции легла идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности в коллективе.

Развернув теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа, Шацкий стремился сделать школу лучшей частью жизнедеятельности ребёнка, несущей каждодневную радость, увлечение интересным делом и ощущение собственного роста. Она считалась лучшим украшением жизни ребёнка уже потому, что давала ему то, что не могла дать семья: удовлетворение потребности в разносторонней деятельности — потребности, которая, по мнению Шацкого, заложена в каждом из нас.

Станция стала настоящей кузницей педагогических кадров, а её деятельность получила большой резонанс, как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал Дж. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов XX века: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией». [2,200]

Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Н.К. Крупской, в «смутное время» конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьёзным испытаниям. Он был обвинён в педагогическом «руссоизме», чуждых политических взглядах «аграрного толстовства», защите «кулацких настроений деревни». Работа Калужской опытной станции постепенно свёртывалась, утрачивала экспериментальный характер. Конечно, как в любом новом деле, в реализации этой идеи было допущено немало ошибок, сам подход подвергался критике как ведущий к снижению уровня общего образования: увлёкшись интеграцией различных сторон развития личности, он порой нарушал дисциплинарную организацию знаний. Однако исправить ошибки Шацкий не успел. [1,76-78]

В 1932 году Опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, «с кровью оторвали от любимого дела». Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но там ему было неуютно: масштабность его мышления требовала гораздо большего, чем проявление своего одномерного музыкального Я. Однако и здесь он стремится реализовать свои педагогические идеи. По его предложению создаётся музыкальная школа-интернат для одарённых детей. Её деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30-50-е годы.

В 1933 году Станислав Теофилович участвовал в международном конгрессе в Париже по вопросам образования, где выступил с докладом. Но неудовлетворённость работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 г. во время подготовки консерватории к демонстрации Станислав Теофилович скоропостижно скончался. Разносторонне одарённая личность - актёр, певец, переводчик, режиссёр, знаток мировой художественной литературы и естествознания - он не удовлетворялся предпочтением одного рода деятельности и обрёл своё счастье лишь тогда, когда обнаружил способ синтеза их всех в педагогическом призвании. И, совершив синтез всех сторон своего бытия, интеграцию самого себя, он успел создать уникальный опыт, который 50 лет спустя стал возрождаться в мировой педагогической теории и практике. [1,78]

Вывод:

Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именами С.Т. Шацкого и А.У. 3еленко. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов — поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С.Т. Шацким, А.У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Практическая работа c детьми основывалась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. B обучении упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.

B 1908 году общество было  закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности  попытку проведения социализма  среди маленьких детей. B следующем году С.Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.

 

B 1911 году общество открыло  детскую летнюю трудовую колонию  «Бодрая жизнь» (на территории  современного города Обнинска). B создании колонии большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882—1978), жена С.Т. Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей. В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию — занятия в этих учреждениях восполняли отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем они помогали устроить досуг детей, способствовали обогащению их общения. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на вопросы воспитания детей.[3, 55-58]

 

 

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. Т. ШАЦКОГО

 

    1. ИДЕИ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ»

 

С.Т.Шацкий считал, что трудовая школа есть хорошо организованная детская жизнь, дающая разностороннее развитие: "Если бы мы сумели обслуживать детей всесторонне — и со стороны общественной и трудовой, и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы" [3, 62]. Таким образом, в основу его проекта трудовой школы был положен труд, который органично сочетался с интеллектуальной, физической, эмоциональной и общественной работой. Это была уникальная модель трудовой школы: она строилась исходя из интересов и возможностей ребенка, и была направлена на его всестороннее развитие. Аналогов такой школы в мировой теории и практике не было. Таков был главный итог его дореволюционной деятельности.

После революции она продолжалась так же активно и в том же русле. В 1918 г. С.Т.Шацкий так представлял модель трудовой школы: "...канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство — искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества — игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни" [4, 24].

Трудовая школа строилась для детей — их разностороннего развития. Она должна была обеспечить им радостную и содержательную жизнь, учитывать их индивидуальные и возрастные различия, способствовать развитию ребенка, не приносить его в жертву "социальному заказу общества". Это сознательное отрицание учета потребностей общества в воспитании составляло основной недостаток проекта трудовой школы С. Т. Шацкого. Главное достоинство было в том, что педагог рассматривал воспитание как организацию разнообразной деятельности ребенка, как сложный и противоречивый процесс, организуемый педагогом.

Ему было ясно, что школа должна строиться на научной основе. Главная ее задача — создание благоприятной для каждого ребенка среды, т.е. детского сообщества, развивающегося и непрерывно растущего. Дается определение этой школы: место "организованной жизни детей, ставящей первой задачей своей дать детям жить сейчас, в данный момент, а не готовить к будущему". Единственное назначение школы и учителя — организовывать разнообразную деятельность детей, все время их изучая. Она должна "содействовать явлениям роста, индивидуального и группового, детей в специально организованных формах" [4, 36-40].

Впервые С. Т. Шацким была сформулирована идея о необходимости исследовательской работы в школе: педагог должен быть организатором детской жизни, ее наблюдателем и исследователем. В центре находится ребенок с его интересами и потребностями. Задача государства состоит не в том, чтобы "отливать в готовые формы нужных ему для соответствующих функций людей, а в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для организации детской жизни в каждый данный момент". Школа, по мнению С.Т.Шацкого, является определяющим фактором в развитии интеллекта, воли, эмоций ребенка через активное усвоение им социального опыта. Определяются основные принципы трудовой школы: приоритет детских интересов коллективизм; разносторонняя деятельность эволюционность; научность; единство теории и практики [4, 60-65]

Информация о работе Педагогическая деятельность и взгляды С. Шацкого