Педагогические инновации в современной общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Задачи работы:
1. Дать характеристику термину «педагогическая инновация».
2. Раскрыть причины развития и подходы типологии педагогических инноваций.
3. Определить значение педагогических инноваций в системе профессионального образования как одной из сфер реализации современного образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

Введение

 

За последние 25 лет в  педагогической теории возникло большое  число новых понятий, новых терминов, заимствованных из других дисциплин. Все это свидетельствует о большой связи педагогики с другими науками. Так, сегодня часто говорят об экономичности и рационализации обучения, об обучающей техники и технологии. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».

Отличие педагогической  инноватики в отличие инноватики в других сферах в том, что она рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и другие. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко понимать, что планируется и происходит в образовании.

Так как сегодня виден  прогресс всего мира,  компьютаризация  и быстрое развитие интернета, возникает актуальность инновационной направленности педагогической деятельности. В эпоху интеллектуального передела мира, эволюционно сменившего территориально-сырьевой передел, у России нет альтернативы пути инновационного развития. Для этого необходимо, чтобы достижения научной и технической мысли внедрялись, и достаточно быстро; чтобы перемены в управлении, образовании, праве не отставали от технических перемен и помогали им; чтобы здоровый консерватизм, присущий людям, не перерастал в косность и тормоз развития. Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существует. Имеется «Национальная доктрина образования в РФ», охватывающая период до 2025г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании. Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном и психологическом отношении.

На основе обозначенной проблемы была сформулирована тема курсовой работы: «Понятие и значение педагогических инноваций в современном образовании».

Объект курсовой работы – педагогические инновации.

Предмет курсовой работы – значение и направления реализации педагогических инноваций.

Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.

Задачи работы:

1. Дать характеристику  термину «педагогическая инновация».

2. Раскрыть причины развития  и подходы типологии педагогических инноваций.

3. Определить значение педагогических инноваций в системе профессионального образования как одной из сфер реализации современного образования.

4. Выделить и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании (единый государственный экзамен, профильное обучение в старших классах, педагогические инновации в музыкальной педагогике).

5. Составить конспект  уроков музыки с использованием  инноваций в музыкальной педагогике.

Методами исследования являлись анализ психолого-педагогической и методической литературы, исследования работ педагогов и психологов.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общая характеристика педагогических инноваций

 

1.1. «Педагогическая инновация» как научная категория

 

Считается, что термин «инновация» (новшество) в общественные науки попал из естественных. Так как, прежде всего, новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны  с употреблением близких и  родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота хотя и отражает синонимическое богатство языка, в то же время  указывает на необходимость их уточнения  и не только ради теории, но ради практики.

«Новшество», «инновация», «нововведение» - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.

Инновации - это изменения внутри системы [39].

Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [39].

Некоторые педагоги считают  новшество узким пониманием модернизации образования, другие — широким и т. п. Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).

Самым старым термином считается  термин, данный Э. М. Роджерсом: «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования» [24, с.231 - 232].

Майлс пишет: «Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности и реализации систематических  целей» [21, с.235].

Американцы Бил и Болен  определяют новшество как «изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». Этим определением, в сущности, дается характеристика изменения или комплекса изменений [21, с.235].

Найхоф определяет новшество как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей» [21, с.236].

Термин инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях  и словарях:

«Инновация (от латинского inovatis) — это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Такое определение  не может удовлетворить научные  критерии [39].

Слово «инновация» происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение» [21, с.17].

В новом издании «Общей энциклопедии» термин новшество определяется как «новинка, обновление, новшество – практическое использование технических и технологических изобретений и достижений». [16, с.17] В специальной и педагогической литературе этот термин по–разному определяется разными авторами, занимающимися этой проблематикой.

Например, М. Поташник пишет: «Хотя выражения «новшество», «модернизация», «оптимизация», «усовершенствование», «развитие» образования не всегда точно определяются, что не так просто сделать, то в целом они подчеркивают желание «извлечь образование из кризиса», в котором оно сегодня находится, внести в образование изменения, то новое, которое сделает его более эффективным, успешным и улучшенным» [19, с.20].

В определениях, что же такое  новшество, преобладает мнение, что  новшество означает изменение, хотя говоря об этом, некоторые имеют  в виду новые, другие — количественные, третьи — качественные изменения и т. п. Некоторые авторы вместо изменений подразумевают просто новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления и др.

Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему [10, с.36].

Словарь С.И. Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый»[29]. Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Новизна - один из основных критериев  оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна  всегда относительна как в личностном, так и в объективно - временном  плане. То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть не новым для другого времени и субъекта.

А.В. Мудрик в одной из своих недавних работ в OECD дает следующее различие между новшествами и изменениями: «Понятие новшества как оно употребляется в школах и преподавании часто синонимично (идентично) понятию изменения. Если это изменение охватывает широкий масштаб и всю школьную систему, о нем говорят как о реформе. Однако было бы неправильно считать любое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям. Новшество каждый раз ставит один или несколько качественных критериев» [13, с.78 - 79].

Югославский институт по изучению школьных вопросов и проблем просвещения  за год до окончания работы очень  большое внимание уделял проблемам  новшеств в образовательно-воспитательной деятельности. Вот как этот институт определяет новшества: «Новшества представляют собой определенные сознательные изменения с целью улучшения и развития образовательно-воспитательной технологии. Предполагается, что эти изменения должны быть новинкой в современной ситуации, но не всегда полностью новыми идеями или формами. О некоторых изменениях мы говорим как о новшествах, если они даже когда-то и где-то уже проявлялись, но в данный момент и в данной среде они приобретают особое значение и могут стимулировать образовательно-воспитательный процесс.

Новшество в качестве педагогического  понятия означает «введение нового в образовательно-воспитательную работу». Новшества часто относятся к введению и применению новых методов, способов, средств, новых концепций, к реализации учебной литературы, новых учебных программ, мер воспитания и др. Как понятие «новшество целиком входит в понятие модернизации или осовременивания образовательно–воспитательной работы» [25, с.32].

Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное  изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в  систему приводит к ее изменению.

Н.Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания» [37, с.75].

М.М. Поташник и О.Г. Хомерики пишут, что новшество — «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — это процесс освоения этого средства» [33, с.76].

В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян считают, что по своему смыслу инновация и нововведение — это тождественные понятия. Они рассматривают нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. «Если новшество — это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным» [12, с.77].

Следует различать новшества  и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет  процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество - нечто  новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения  новшества.

Мы в понятие «педагогическая инновация» будем вкладывать изменения, направленные на улучшение и развитие систем воспитания и образования.

 

1.2. Причины развития педагогической инновации

 

Одна из причин развития инновационного обучения и становления  педагогической инноватики – это  кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При  всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования:

  • между потребностями развивающейся общественной практики и уровнем реальной подготовленности выпускников высшей школы;
  • между новыми постановками целей высших учебных заведений и сложившейся организационной структурой и формами управления;
  • между интересами и возможностями субъектов образовательного процесса.

Информация о работе Педагогические инновации в современной общеобразовательной школе