Педагогические инновации в современной общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Задачи работы:
1. Дать характеристику термину «педагогическая инновация».
2. Раскрыть причины развития и подходы типологии педагогических инноваций.
3. Определить значение педагогических инноваций в системе профессионального образования как одной из сфер реализации современного образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

Кроме того, у каждого  ученика, учителя, школы есть свои ожидания и законодательно закрепленное право  на свой компонент в общем среднем  образовании. Согласно той же «Концепции модернизации российского образования  на период до 2010 года» ученики могут  учиться по индивидуальным образовательным  программам, выбирать дополнительные курсы, накапливать личный портфель достижений по изучаемым предметам. Все это также нуждается в  системе контроля, но ЕГЭ этого  не проверяет.

Отсутствие научно – педагогической обоснованности такого нововведения, как ЕГЭ, приводит не только к образовательным, но и экономическим проблемам, Финансовых средств выделяемых на организацию  ЕГЭ, вероятно, хватило бы для того, чтобы сделать высшее образование  в России общедоступным для всех желающих. Известно, что скоро число  выпускников школ станет меньше числа  мест в ВУЗах.

С точки зрения педагогической инноватики правильнее было бы, во-первых, поставить задачу разработки общей  системы контроля результатов средней  школы. Во-вторых, определить, какое  место в рамках этой системы занимает ЕГЭ. И лишь затем осуществлять нововведение. Однако эта работа не ведется. Задача науки, в том числе и педагогической инноватики, — изменить сложившуюся ситуацию, обосновать и предложить пути научно обоснованных изменений в образовании.

 

Профильное обучение в старших классах как направление  педагогической инновации. Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Масштаб планируемых и ожидаемых последствий обязывает вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы. Разработка системы профильного обучения должна происходить с учетом системного фактора планируемых изменений. Нужны действенные способы решения проблем, связанных со стандартными для профильной школы, с единым государственным экзаменом, изменениями в содержании образовательных областей, типологией учебных курсов.

Предполагается что, профильная школа позволяет преодолеть разрыв между требованиями ВУЗа и возможностями системы общего образования. В обычных классах среди старшеклассников с разнонаправленными интересами нелегко организовать эффективное обучение. Инновационные методики решают эти проблемы. Для этого необходим относительно однородный по интересам и подготовленности класс.

Одна из актуальных проблем  профилизации образования - несоответствие между целями и результатами предстоящей  работы. В утвержденной Министерством  образования концепции профильного  обучения декларируется задача «более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся». Но эта  задача наиболее эффективно решается не путем профилизации, а путем  индивидуализации обучения. Для того чтобы ввести индивидуализацию в  мировом и отечественном педагогическом арсенале, есть достаточное число  необходимых моделей и технологий обучения. Конечно, управлять индивидуализацией  обучения контролирующим органам труднее, чем ограниченному числу профилей. Поэтому, наверное, и предлагается не школа индивидуального развития, а школа профильного обучения. Но и в этих условиях, если понимать индивидуализацию как максимальную степень профилизации, можно добиваться решения поставленной задачи.

Одной из задач введения профильного обучения называют подготовку старшеклассников к поступлению  в ВУЗы. Такая задача противоречит личностно ориентированному направлению «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Профильность необходима не ради подготовки в ВУЗ, а для более полной самореализации образовательного потенциала школьника. А ВУЗ — только одна из форм его последующего образования, но не сущностная цель.

Критики профильности обучения называют в качестве его недостатка потерю энциклопедичности. Однако недостаток вводимого профильного обучения – не в потере энциклопедичности, а в односторонности образования. У учеников, выбравших профиль, не остается возможности общения с  талантливыми учителями непрофильных предметов; например, на физико-математическом профиле не будут вести занятия талантливые историки или литераторы. Лучшие учителя, как правило, оказываются именно в профильных классах. В результате у учащихся профильных классов уменьшаются общеобразовательные возможности, снижается личностная составляющая их образования.

Заданная административно  профильность уменьшает возможность  выбора школам своего варианта обучения. Пока ещё школы сами выбирают «профильный» путь либо от него оказываются. Если же для школ будет оставлено 3 – 5 вариантов профильности, да ещё детально регламентированных, возможности выбора будут существенно ограничены.

Ведется не только организационная, но и научная деятельность в области  профильного обучения, предлагаются различные модели профильности, в  том числе в сельских школах. В  то же время до сих пор не решены принципиальные педагогические проблемы. Например, проблема системности нововведений. Единый экзамен в профильной школе не может быть единым, так как содержание единых экзаменационных материалов не совпадает с содержанием профильных программ обучения. Если ЕГЭ, как элемент системы диагностики и оценки образовательных результатов, не учитывает (не проверяет, не оценивает) результатов профильной образовательной траектории ученика, тогда он может выступать диагностическим или оценочным инструментом.

Методологической основой  проектирования системы профильного  обучения должны выступать принципы осмысленности и системности. Согласно этим принципам необходимо искать, выявлять и формулировать смысл  происходящего или предлагаемого, причем в определенной системе. Фиксировать  выявленный смысл необходимо для  того, чтобы затем разработчики и  реализаторы новшества могли  самоопределиться по отношению к  нему. После выявления действительного  смысла изменений для всех субъектов  образования необходимо действовать  в соответствии с ним. Смысл должен быть ясен, понимаем и личностно  принимаем как учеными-разработчиками, так и педагогами-экспериментаторами. Если не получается воплощать желаемое обновление в полной мере, то делать задуманное надо не частично, а системно, стараясь извлекать максимальную пользу из имеющихся условий. Тогда есть шанс, что даже неблагоприятные внешние  факторы будут преобразовываться  в благие и осмысленные направления  деятельности.

Педагогические  инновации в музыкальной педагогике. Говоря о педагогических инновациях в музыкальной педагогике, нельзя не затронуть вопрос о традициях, как о существенном факторе возникновения инноваций. Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. В процессе взаимодействия педагогической науки и музыкального искусства возникает новая наука – музыкальная педагогика – как результат этой интеграции. Основная характерная особенность ее будет определяться как синтез науки и искусства – познание точных научных истин и познание музыкально-художественного творчества. То есть рождается новая область человеческого познания, которую можно назвать творческой наукой. Следовательно, музыкальная педагогика выступает как творческая наука, как специфическая область человеческой деятельности, в которой органично взаимосвязаны научная и творческая сфера познания. Уникальность музыкальной педагогики как науки определяется тем, что в ней объединились и сосуществуют два исторических опыта человеческой деятельности: научно-педагогического и музыкально-эстетического. Обе формы общественного сознания прошли свой неповторимый богатейший опыт исторического развития. Музыкальная педагогика, как самостоятельная творческая наука, находящаяся в постоянном диалектическом развитии, всегда и традиционна, и одновременно нова. В ней органично взаимодействуют исторически сложившиеся научно-педагогические и музыкально-эстетические традиции и черты современности, без которых немыслима никакая область человеческой деятельности. Под влиянием социальных факторов меняется и обновляется общественная и художественная жизнь общества. Каждому историческому периоду присущи свои особенности, которые сказываются во всех сферах деятельности человека, в том числе и педагогике. Музыкально-педагогическое искусство – это особый, индивидуальный, неповторимый и живой творческий процесс.

Музыкально-педагогические традиции, как часть музыкальных  традиций, передаются из поколения  в поколение, от учителя к ученику на основе преемственности. Традиции в музыкальной педагогике обеспечивают непрерывность творчества и ориентированы на сохранение и обогащение высоких образцов деятельности.

Таким образом, музыкально-педагогические традиции и инновации образуют диалектическое единство, являясь разными сторонами одного явления и со временем взаимно преобразуясь одна в другую. Анализируя содержание понятий «традиция», «музыкальная традиция», «музыкально-педагогическая традиция», представленные в научно-педагогической литературе, мы уточняем понятие «музыкально-педагогическая традиция» как значимый компонент музыкальной традиции, выступающий в качестве своеобразной кладовой педагогического и исполнительского опыта, в создании которого участвовали многие поколения музыкантов. Музыкально-педагогические традиции могут выступать в качестве «механизма преемственности позитивного опыта», как единство народной и профессиональной традиции в музыкальном искусстве, в исторически сложившихся связях и отношениях с музыкальными культурами соседствующих народов. Они ориентированы на сохранение и обогащение высоких образцов музыкальной культуры, сформировавшихся на протяжении деятельности нескольких поколений.

Как уже было отмечено выше, с понятием «традиции» диалектически  связано понятие «инновации». Музыкально-педагогические традиции и инновации могут перерастать одна в другую, причем не только новаторские музыкальные процессы, которые со временем становятся традиционными, но и забытые традиционные ценности на новом витке развития общества порой приобретают новое современное звучание. Так, с середины XX века современная музыка в своем техническом, образном и содержательном развитии обратилась к древним напевам, покоривших авторов оригинальностью гармонии и звучания.

Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования является универсальной формой развития педагогической реальности на всех исторических этапах ее существования. Функцию стабилизирующего фактора в эволюции музыкального образования выполняют традиции, а инновации способствуют его обновлению.

В музыкально-педагогической деятельности интеграция традиций и  новаторства проявилась:

- в сочетании высокой требовательности к ученику с предоставлением ему творческой свободы и самостоятельности;

- в воспитании в ученике воли к труду;

- в индивидуальном подходе;

- в ориентации на единство теоретических и практических знаний учащихся в процессе музыкального образования;

- в формировании у ученика общей и музыкальной эрудиции;

- в направленности обучения на актуализацию творческого потенциала ученика, развитие его музыкального мышления;

- в гуманитарной направленности музыкального образования.

В области содержания музыкального образования сформировались традиции, ориентирующие педагогов на использование достижений отечественного и мирового музыкального опыта, на сочетание специальной музыкальной, общемузыкальной (прежде всего, музыкально-теоретической) и практической подготовки учащихся.

Что же мы можем чётко  выделить как музыкально-педагогические инновации? На наш взгляд это методические инновации, когда преподаватель  с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит  учащихся на заданный уровень знаний, умений и навыков – то есть педагогический эксперимент. Другим направлением музыкально-педагогических инноваций являются технологические, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе. Примером может служить компьютерная технология. Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

а) для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

б) для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Компьютеризация музыкального образования с одной стороны, становится необходимой мотивацией современного ребенка к различным видам учебной деятельности, с другой стороны, такое обучение позволяет расширить понимание возможностей информационно-компьютерных технологий и быть как средством обучения, так и средством для раскрытия и воспитания творческих способностей, для удовлетворения и самореализации через музыкальное искусство. Практическое применение компьютера на уроках музыки в общеобразовательных школах позволяет ускорить процесс восприятия учащимися музыкального материала, вызвать их интерес к урокам, помогает развивать нравственное и эстетическое воспитание.

Таким образом, рассмотрев все  аспекты педагогических инноваций, можно сделать вывод, что без  их использования не может существовать в современной школе ни один педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе  

 

Итак, нами обнаружено, что  в зависимости от поставленных задач  используются различные типологии  педагогических нововведений, каждая из которых задает определённое основание  для классификации инноваций.

Принимая во внимание, что  целью инновационной деятельности в системе профессионального  образования является формирование человека с развитым инновационным  мышлением и высоким уровнем  инновационной культуры, можно дать следующее определение: образовательная (педагогическая) инновация – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для формирования у обучающегося инновационного мышления и инновационной культуры. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных  процессов в образовании лежат  две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения  и распространения передового педагогического  опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в  практику.

Для наглядности педагогической инноватики послужили 2 примера: ЕГЭ  и профильное обучение. Мы рассмотрели плюсы и минусы этих инновационных направлений современного образования. Исследовав традиции и инновации музыкального образования, мы смогли оценить истинную значимость духовных явлений в историческом развитии музыкального образования, определить подлинное достоинство тех или иных процессов, которые осуществляются в результате взаимодействия культурного наследия и современных культурных форм.

Информация о работе Педагогические инновации в современной общеобразовательной школе