Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Задачи работы:
1. Дать характеристику термину «педагогическая инновация».
2. Раскрыть причины развития и подходы типологии педагогических инноваций.
3. Определить значение педагогических инноваций в системе профессионального образования как одной из сфер реализации современного образования.
В 1979 г. ученые — члены
«Римского клуба» назвали сложившуюся
систему образования «
Альтернатива «поддерживающему»
Другая причина –
Оказалось, что педагогические новшества, какими бы они привлекательными ни были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициативные инновационные группы или школы неизбежно сталкивались с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены были искать пути их решения.
Приведем перечень проблем, возникающих у педагогов - инноваторов, решения которых находится в области педагогической инноватики:
С инновациями в образовании
связаны также следующие
Новации могут быть инициированы управленческими структурами. Но одним из основных источников появления педагогических инноваций следует признать педагогическую науку. Именно в ходе развития этой науки меняются представления о смыслах и целях образования, его содержании, образовательном процессе. В результате педагогика в лице ученых должна выступать генератором педагогических инноваций. Однако такое происходит не всегда, поэтому ученые должны опираться на самих учащихся, их родителей, общество.
Педагогические инновации
- не только результат деятельности
ученых или чиновников. Они имеют
свои истоки и в практике в частности
как необходимость решения
Благодаря усилиям ученых,
педагогов-практиков, администраторов
и политиков инновационные
Изменения в содержании и
организации деятельности образовательных
учреждений, их инновационная направленность
тесно связаны с изменениями
в методологической и технологической
подготовке педагогов и руководителей.
Этот процесс и сегодня не имеет
необходимой научно-
Очевидно, что интенсивность
происходящих изменений ведет к
росту потребности в новом
теоретическом осмыслении сущности
управления инновационными процессами
на уровне, как государства, так и
отдельных образовательных
Отдельно следует выделить
вопрос о соответствии того или иного
новшества образовательной
Выводы по I главе
Учитывая приведенные определения инновации можно сделать вывод о том, что по своему смыслу инновация и нововведение трактуются как тождественные понятия, обозначающие процесс введения новшества в реальность. В современных исследованиях обращается внимание на то, что новизна любого процесса или явления относительна как в личностном, так и в историческом плане. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи конкретно-исторического этапа, новшество может быстро стать общепринятой нормой или устареть, стать тормозом в более позднее время.
Причинами педагогических инноваций являются:
1. Кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом.
2. Потребность в научной поддержке инновационной деятельности.
Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса, т. е. «педагогическая инновация» - изменение, направленное на улучшение и развитие системы воспитания и образования. Очевидно, что развитие педагогических инноваций ведет к росту потребности в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами на уровне, как государства, так и отдельных образовательных учреждений, в разработке педагогических условий, обеспечивающих эффективное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы позволяют профессионально развиваться и самореализовываться самим педагогам и администраторам, способствуют развитию у учащихся навыков жизни в изменяющемся мире.
Глава II. Роль педагогических инноваций
в современном образовании
2.1. Типология педагогических инноваций
В данном подзаголовке будут раскрыты разнообразные подходы к типологии педагогических инноваций, так как они отражают понимание учеными и педагогами - практиками в разное время сущностного значения инноваций в образовании, той роли, которую они им отводили.
Общепринятой типологии
или классификации нововведений
в образовании нами не обнаружено.
Наоборот, существует более 20 критериев
для классификации
Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме.
Среди различных классификаций типов и форм инновационной деятельности авторы работы «Нововведения в организациях» выделяют репродуктивную и продуктивную Инновационная деятельность - один из видов продуктивной деятельности людей - индивидов, групп, масс, выступающих в качестве субъектов деятельности. Носителями деятельности выступают не только непосредственно действующие лица, но и их обезличенные "представители" - организации, объединяющие локальные множества индивидов, и институты, функционирующие а масштабах это го общества
Идею выделения продуктивного и репродуктивного компонентов деятельности применительно к педагогической инноватике формулирует Т.Г. Новикова. Она выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению: 1) инновации-модернизации, которые направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса;
2) инновации-трансформации,
преобразующие традиционный
Первый подход автор называет технологическим, второй – поисковым [15, с.33].
Многообразие сегодняшней педагогической реальности не укладывается в предлагаемые два типа инновационных подходов. Педагогические инновации различаются не только по принципу модернизации или трансформации, но и по таким направлениям, как область применимости, имеющаяся образовательная среда, цели, уровни и сроки инноваций, естественные или искусственные причины их появления и т.д.
Французский ученый Э. Б Рансуик [23, c.10] различает три возможных видов педагогических новшеств:
1) В качестве новшеств выступают образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее неизвестные. Таких полностью новых и оригинальных идей очень мало;
2) Самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени;
3) Педагогические новшества возникают в ситуации, в которой в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех определенных положительных идей.
Существуют и другие основания для типологии нововведений в образовании. Так, О.Г. Хомерики [33, c.11] выделяет следующие группы (типы) нововведений с точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса:
В рамках последней группы автор предлагает рассмотреть деление нововведений по масштабу (объему) преобразований на частные (локальные, единичные), не связанны между собой, на модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т. д.), на системные (охватывающие все образовательные учреждения) нововведения.
В. Л. Аношкина и С. В. Резванов так толкуют предложенную О.Г. Хомерики типологию нововведений: «Если, например, осваивается программа по предмету, ранее не преподававшемуся, несколько предметов объединяются в один интегративный курс - это частные нововведения. Если вводится блок новых, либо модифицированных программ (например, по математике) во всех классах или же в одной параллели классов, если осваивается и новая программа, и специально разработанная под нее новая технология, а также соответствующая названным новшествам иная, чем прежде, организация учебно-воспитательного процесса в этой же параллели, и в управляющей системе образовательного учреждения, у кого-то из заместителей директора появляется новая функция по курированию этого нововведения, и для его научно-методического обеспечения создается новая структура (временный творческий коллектив, объединение, микрогруппа, кафедра и т.д.), то такое нововведение мы считаем модульным, Если же нововведение охватывает все ранее названные части деятельности образовательного учреждений, то такое нововведение относится к группе системных. Для освоения системных нововведений необходимой является разработка программы развития образовательного учреждения. К системным нововведениям относятся те, которые предполагают либо перестройку образовательного учреждения под какую-нибудь идею, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего. Речь идет о создании гимназий разных типов и профилей, лицеев, колледжей, комплексов образовательных учреждений (школа, вуз, общеобразовательная и художественная или спортивная школа и т.д.)». [2, с.12]
Информация о работе Педагогические инновации в современной общеобразовательной школе