Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа

Описание работы

В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература

Файлы: 1 файл

podsist.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Содержание  коррекционно-педагогической работы с  дошкольниками с нарушениями  слуха.

В содержании коррекционно-педагогической работы выделяются несколько разделов, каждый из которых включает решение как воспитательных и образовательных задач, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.

Раздел «Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова ; формирование разных форм речи (устной, письменной, дак-

тильной); отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений

Важные коррекционные  задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухозрительная основа восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации.

Таким образом работа по развитию остаточного слуха и обучению

 

произношению направлена на решение следующих задач:

 

обучение  восприятию на слух речевого материала  и неречевых

звучаний; создание   и  совершенствование  слухозрительной  основы   восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации;

Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое  использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

 

Так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Особое значение в  дошкольных учреждениях для детей  с нарушениями слуха придается  обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.

В ходе целенаправленного  развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Важной задачей, связанной  с развитием изобразительной  и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного.

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха  развивается интерес к труду  взрослых, происходит приобщение к элементарной  трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим  миром.

Особую значимость в  процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

 

Дети, воспитывающиеся  дома, могут получать коррекционную  помощь:

- в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по месту жительства;

- в стационарах при отделениях отоларингологии крупных больниц по месту жительства;

- в группах  кратковременного пребывания при  специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах;

-в Центрах  медико- психолого-педагогической и социальной реабилитации системы социальной защиты.

Система коррекционной  помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является поиск моделей интегрированного воспитания и обучения.

Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида. Возможны следующие формы интеграции:

- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;

- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1-2 человека лишь на часть дня в массовые группы;

- комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1-2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы.

- при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду.

- смешанные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1-2 неслышащих ребенка, а группа из 4-5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.

Организация коррекционного обучения и воспитания в специальных школах для детей с нарушениями слуха.

Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных (коррекционных) школах 1 вида, которая осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень-начальное  общее образование  (нормативный срок освоения 5-6 лет, в зависимости от учебных предметов, или 6-7 лет, с учетом подготовительного класса);

2 ступень  –основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет)

3 ступень  – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

    В  первый класс, как правило,  принимаются дети с 7-ми лет.  Для детей, не прошедших дошкольной  подготовки, организуется подготовительный класс.

Наполняемость классов -6 человек.

   В составе  школ 1 вида организуются классы  для глухих детей с ко мплексными  нарушениями (умственной отсталостью,  ЗПР), работа в которых организуется  по специальным учебным планам и программам.  Наполняемость таких классов -5 человек.

 В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зару-бежной, применяются две системы обучения глухих.

• на основе билингвистического подхода;

• на основе словесной речи.

Перед отечественной  сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

 Билингвистический подход основан   на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь.

Жестовая  речь — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

• устранению коммуникативных барьеров между  педагогами и учащимися;

• созданию доверительных  отношений между детьми и взрослыми;

• эмоциональной  окрашенности учебно-воспитательного  процесса;

• увеличению объема учебной информации;

• ускорению  ее передачи;

• восприятию учащимися;

• усвоению программы  общеобразовательной школы в  полном объеме.

 

Билингвистическая система обучения глухих функционирует в странах Скандинавии, в Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др.

В России  билингвистическая школа - создана профессором Г.Л. Зайцевой.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. отечественными учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы:

• потребность в общении возникает и развивается в связи с ши-роким использованием различных видов педагогически организо-ванной деятелъности',

• в целях активизации  речевого общения эффективна дактильная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной речью.

Л.П. Носкова  обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого — использование предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования.

Деятельностный  принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с  глухими учащимися по системе  их обучения на основе словесной речи происходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся рассматривается как база для формирования у них понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания у детей активности,  самостоятельности,  умения планировать свою деятельность.

Развитие  технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

С конца 50-х  гг. в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.

В Хорватии разработана верботональная методика обучения неслышащих для развития их слухового еосприятия и речи (оригинальная педагогическая технология с применением сурдотехнических достижений).

Проблемы  раннего слухоречевого развития активно разрабатывали в НИИ дефектологии Т.А. Власова , Е.П. Кузьмичева Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Рау, А.Д.Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, и др.

Коррекционные учреждения 11 вида создаются для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей.

Цензовый  уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Для обеспечения  дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:

1 отделение  – для воспитанников с легким  недоразвитием речи, обусловленным  нарушением слуха, наполняемочть классов -10 человек;

2-е отделение  – для воспитанников с глубоким  недоразвитием речи, наполняемость  классов – 8 человек.

Образовательный процесс осуществляется также в  соответствии с уровнями общеобразовательных  программ трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего(полного) общего образования.

В первый класс 1-го и 2-го отделений зачисляются  дети с 7-ми лет, во втором отделении  может быть организован подготовительный класс.

 

Педагогический  процесс,   основа   которого  —   коррекционно-

развивающий принцип обучения, имеет особую содержатель-

ную и методическую направленность. 

Своеобразие содержания специального образования  детей с час-

тичным  нарушением слуха обусловлено педагогически адапти-

рованной  к особым образовательным потребностям данной ка-

тегории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта

творческой  деятельности и эмоционально-ценностного  отноше-

ния к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной

основе, которая обеспечивается системой специальных занятий: в процессе которых происходит:

формирование  навыков чтения с губ;

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии