Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа
В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература
• использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;
• проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;
• развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);
• организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественньш и семейным воспитанием.
Как отмечает Л.И. Плаксина, педагогический процесс основан на взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстанавительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укреплению общего состояния здоровья.Коррекционные занятия проводятся специалистами.
Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного. При этом важно, даже при выраженных дефектах зрения, обязательно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение, учить ребенка его использовать в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием всех познавательных психических процессов. Важным условием педагогической коррекционной работы является ее сочетание с медицинскими мероприятиями, необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение. В детских садах для детей с косоглазием и амблиопией организуется лечение на специальных аппаратах, дети регулярно осматриваются врачом-офтальмологом.
Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы. Предъявляются особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света.
В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).
Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушенным зрением имеет свои особенности. Детям требуется квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др..
Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зрения, следует начинать с первых месяцев жизни. Для этого важно постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущениями: часто менять положение его тела, поглаживать, проводить пассивно-активные упражнения, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям. Важное значение имеет развитие ориентировки в пространстве, а также проведение специальных занятий по развитию речи. При этом следует обратить внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреждать так называемую «попугайную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла. Взрослые должны стремиться к "комментированнму" общению взрослого с ребенком, фиксируя в слове какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д.. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению. Необходима специальная предметно-развивающая среда для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением, организация разнообразных видов деятельности — общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.; Важное значение имеет развитие моторики и физическое воспитание.
Оптимальным является демократический стиль в отношениях родителей с ребенком: важно прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать самостоятельность суждений, создавать атмосферу любви и взаимного уважения.
Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять его домашнее воспитание и обучение.
Обучение и воспитание школьников с нарушениями зрения.
Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I. Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых в России связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.
Обучением в дореволюционной России было охвачено 4—5% слепых детей. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 классов и ремесленную подготовку.
В СССР воспитание и обучение
детей с глубокими нарушениями
В 1928 г. появились первые специальные школьные программы для слепых.
Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, И.С. Моргулис.
Коррекционные учреждения 111-1У видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных функций.
В школы 111 вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением ( 0,08 - 0,04 и ниже), в том числе дети с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения 12 лет.
В школу 1У вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от0,05 до 0,04 на лучше видящем глазу. Могут приниматься дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений при чтении и письме. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. В первый класс принимаются дети с 6-7 лет. Наполняемость классов до 12 человек.
При школах 111-1У вида могут быть организованы подготовительные группы для детей 5-7 лет.
В штаты рассматриваемых коррекционных учреждений вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.
В школах для детей с нарушениями зрения решаются следующие задачи:
учебно-воспитательные; коррекционно-развивающие;
санитарно-гигиенические;
профориентационные.
Коррекционно-развивающая работа — важнейшая сфера дея-
тельности специальных школ, включающая:развитие процессов компенсации; исправление и восстановление нарушенных функций;
сглаживание недостатков познавательной деятельности; поиск потенциальных возможностей в становлении личности
слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин,
Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.)
Слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения);
Специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматрива-ющих коррекционно-компенсаторную работу: развитие вос-приятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и спо-собов самоконтроля и регуляции движений; увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плос-копечатных (для слабовидящих) пособий.
Специальная программа по русскому языку предусматривает:
• увеличение
продолжительности
• для слабовидящих на начальном этапе — формирование пред-ставлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;
• для слепых — обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;
• формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.
Программа по математике имеет следующие особенности:
• увеличение подготовительного периода;
• формирование навыков и опыта ориентации в микро- и мак-ропространстве;
• развитие конкретных представлений о величине, форме, коли-честве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действиях.
Процесс ознакомления с окружающим миром и природоведение имеют следующие особенности:
• для слабовидящих — увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение анатомии и физиологии зрения и его охраны; изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;
• для слепых — формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий.
Программа по изобразительному искусству направлена на выполнение изображений, пластическое моделирование и декоративно-прикладную деятельность. Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; обучение пению, движениям под музыку; развитие художественного творчества.
Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств.
Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптималъного вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого вос-питанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Первоначальное трудовое обучение осуществляется в начальных классах;
В среднем звене (5—10 кл.) проводится трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность
В 11—12 классах осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд, предоставляется возможность получения начального профессионального образования, специальности с учетом индивидуальных возможностей.
Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне
сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и ак-
тивность из якобы гуманных побуждений, что приводит к осоз-
нанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности.
Педагогически организованный восстановительный процесс
в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных
возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на
формирование у него активной жизненной позиции, чувства
собственного достоинства.
Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется диффе-ренцированно и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве.
Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения используются специальные средства обучения:
• для слепых издается разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) - учебники, учебные пособия; научная и научно-популярная, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие ил-люстрации — рельефные, воспринимаемые осязательно;
• для детей с остаточным зрением предназначены издания, соче-тающие рельефную и цветную печать;
• для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
В специальных
школах III и IV вида используются тифлотех-нические
средства с целью коррекции или компенсации
нару-шенных зрительных функций, а также
для развития и восста-новления зрения:
оптические (лупы, очки, моно- и бинокуляры,
проекционные увеличивающие аппараты);
телевизионные;
Разработаны различные по сложности устройства и приспособления — для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые "говорящие книги", "читальные машины", а также свето- и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные.
При программированном обучении слепых и слепоглухонемых применяются обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве.
Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая, восстановительная работа — неотъемлемая часть коррекционно-образовательного процесса в специальных школах III и IV видов.
Врачи-специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения: консервативное лечение глазных заболеваний;диагностика зрения;
активное
плеоптическое и
Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе — одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует: специальной подготовки педагогов; оснащения учебного процесса; создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.
Вопросы и задания
Как влияют нарушения зрения на психическое развитие ребенка?
Как организуется коррекционно-педагогический процесс в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией?
Каково содержание образования в школах для детей с нарушениями зрения?
3.3. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии