Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа

Описание работы

В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература

Файлы: 1 файл

podsist.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Как правило, дети с гемипарезами оказываются обучаемыми.

Гиперкинетическая форма ДЦП

 Гиперкинетическая  форма ДЦП связана с поражением  подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов.

При гиперкинетической  форме произвольная моторика развивается  с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Походка обычно не плавная, толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять на месте больным труднее, чем идти. Произвольные движения маловыразительные, размашистые, дискоординированные; затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма.

Речевые нарушения наблюдаются  у 90—100 % больных, чаще в форме гиперкинетической  дизартрии. В 20— 30% случаев выявляют снижение слуха, преимущественно на высокие тона; в 10— 15 % — судороги. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, т. е. интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. У 50 % детей наблюдается ЗПР.

Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения  нервной системы, от характера и интенсивности гиперкинезов.

Атонически-астатическая форма ДЦП

Связана с поражением мозжечка и лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдается следующая патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

У 60—80 % детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, дизартрии; может  иметь место моторная алалия.

Интеллект варьирует от ЗПР до УО различной степени тяжести. При поражении лобных отделов мозга дети малоэмоциональны, безразличны к окружающим, малоинициативны, могут быть очень агрессивными.

 

 

 

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста при ДЦП

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем - общего и профессионального бучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом строится с учетом следующих принципов:

Системный подход к коррекционно-педагогической работе, ко орый предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.

 Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.

 Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.

 Наблюдение за динамикой психоречевого развития.

Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Оптимальный вариант  предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в условиях стацонара. Важно обучить родителей приемам коррекционного воздействия. Основными задачами коррекционно-педагогической работы    в доречевой период являются ( по О.Г.Приходько):

- Развитие эмоционального  общения со взрослым (стимуляция  «комплекса оживления», стремления  продлить эмоциональный контакт  с взрослым, включения общения  в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).

-    Нормализация  тонуса мышц и моторики артикуляционного  аппарата.

- Стимуляция голосовых  реакций, звуковой и речевой  активности (недифференцированной  голосовой активности, гуления, лепета  и лепетных слов).

-    Коррекция  кормления (сосания, глотания, жевания).

- Развитие сенсорных  процессов (зрительного сосредоточения  и плавного прослеживания; слухового  сосредоточения, локализации звука  в пространстве, восприятия различно  интонируемого голоса взрослого;  двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

- Развитие речевого  дыхания и голоса (вокализация  выдоха, увеличение объема, длительности  и силы выдоха, выработка ритмичности  дыхания и движений ребенка).

- Формирование движений  руки и действий с предметами.

- Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями  коррекционно-педагогической работы в  раннем возрасте являются:

- Формирование предметной  деятельности (использование предметов  по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

- Формирование речевого  и предметно-действенного общения  с окружающими (развитие понимания  обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

- Развитие элементарных представлений об окружающем.

- Стимуляция сенсорной  активности (зрительного, слуховой  кинестетического восприятия).

- Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие 
зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных 
действий). 

С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие  навыками опрятности могут поступить  в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой,  Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

- Развитие игровой  деятельности.

- Развитие речевого  общения с окружающими.

- Расширение запаса  знаний и представлений об  окружающем.

- Развитие сенсорных  функций. Формирование пространственных  и временных представлений, коррекция  их нарушений. Развитие кинестетического  восприятия и стереогноза.

- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов  абстрактно-логического).

- Формирование математических  представлений.

- Развитие ручной умелости  и подготовка руки к овладению  письмом.

- Воспитание навыков  самообслуживания и гигиены.

Значительное место  в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости.

О.Г.Приходько указывает  на следующие задачи логопедической работы:

- нормализация тонуса  мышц и моторики артикуляционного  аппарата.

- развитие речевого  дыхания и голоса.

- нормализация темпо-ритмической и интонационной речи.

- формирование артикуляционного  праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации  звуков речи.

- развитие функций  кистей и пальцев рук.

- развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания

 

Обучение детей  с ДЦП в специальных (коррекционных) школах У1 вида.

 

Выпускники специальных  групп с негрубыми двигательными  нарущениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы У1 вида.

Цель коррекционного воспитания и обучения — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

 

В специализированных школах-интернатах обучаются 60—70% детей с церебральным параличом.

Коррекционные учреждения У1 вида осуществляют образовательный  процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее  образование (4-5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года) Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.

         В первый класс принимаются,  как правило, дети 7-летнего возраста. Для детей, не посещавших детский  сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта; уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей; подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно-восстановительными мероприятиями; трудовая подготовка; профессиональная ориентация.

Содержание  коррекционно-развивающей работы предполагает:

• последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений ;

• целенаправленное формирование высших психических функций;

• воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально-бытовой адаптации.

Одной и форм организации  педагогической  помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигателыюго аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой, имеет  ряд недостатков: сокращенная общеобразовательная программа; нерегулярность домашних уроков; изоляция ученика от общества сверстников; отсутствие возможности профориентации.

В школах-интернатах трудовое воспитание осуществляется  как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии,имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные.

Детей обучают  делопроизводству, машинописи, фотоделу, са-доводству и другим специальностям.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса.

Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологи-ческими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями

 программиста; экономиста; бухгалтера; библиотекаря; переводчика и др.

 

 Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Функционирует сеть специализированных профтехучилищ  Ми-нистерства здравоохранения и социального развития РФ.

При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.

 

Вопросы и задания.

Охарактеризуйте клинические формы ДЦП;

Раскройте характер двигательных расстройств при ДЦП;

Каковы психологические  особенности детей с ДЦП?

Каковы организация  и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в специальных детских садах?

Раскройте особенности  педагогического процесса в специальных  школах для детей с ДЦП.

 

3.4.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Клинико-психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушениями  речи .

Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения.

К детям с нарушениями  речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Г.В.Чиркина рассматривает  речевые нарушения у детей и подростков  в различных аспектах:

- в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов.

- в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений.

 В настоящее время  такой подход отражен в клинико-педагогической классификации.

Нарушения устной речи

Расстройства  фонационного оформления речи:

- афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии