Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа
В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература
овладение техникой речи (формирование двигательной, кине-
тической базы речи в единстве с развитием оптико-акусти-
ческих речевых представлений);
использование и развитие остаточного слуха.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на тео-
рию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананье-
вым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем,
Л.А. Венгером и др.. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка — значит обучать его перцептивным действиям,
с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает
в нем новые качества и свойства.
Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования у ребенка с нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.
Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиёся отклонения, вызванные дефектвм слуха. Первостепенными являются задачи:.
• накопление словаря;
• уточнение звукового состава речи;
• усвоение грамматической системы языка;
• овладение разными
видами и формами речевой
Письмо и чтение — основное средство овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.
Важная роль в этом процессе отводится средствам нгелядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.
Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.
Даже незначительная
степень понижения слуха может
служить препятствием к
• в процессе усвоения чтения и письма;
• при написании диктанта и выполнении самостоятельных пись-менных работ;
• в понимании объяснений учителя;
• при чтении учебного и художественного текста (из-за его не-достаточного понимания).
У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:
• смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;
• отсутствие смягчений;
• пропуски согласных при сложных стечениях;
• пропуски безударных частей слова.
Профессиональное образование и
социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают различные специальности:
• на учебно-производственных предприятиях Всероссийского об-щества глухих;
• в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;
• непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.
Преобладающими
профессиями для лиц с
Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.
В развитых странах данная категория лиц имеет социальные га-рантии качественного профессионального образования и трудо-устройства.
В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.
Вопосы и задания
Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?
Дайте определение понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».
Какие факторы учитывают при определении вида образовательного учреждения для ребенка с нарушенным слухом?
Какие средства обучения используются в коррекционно-педагогической работе с детьми?
Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации?
3.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Клинико-психолого-
Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем, число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых. Слепые(незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения либо есть светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией очками), а также с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения.
Слабовидящие – подкатегория
лиц с нарушениями зрения с
остротой зрения на лучше
По степени сохранности
• абсолютную (тотальную) слепоту - полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения;
• практическую слепоту — наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение (возможность воспринимать контуры, силуэты, пальцы рук вблизи лица).
Остаточное зрение характеризуется: неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и несоответствием их параметров;
неустойчивостью
зрительных возможностей и
Нарушения зрения у детей бывают врожденными или приобретенными.
Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др..
Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней), иногда факторов, обусловливающих снижение зрения, может быть несколько.
Причинами приобретенных нарушений зрения чаще всего выступают
заболевания органов зрения; заболевания центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит); осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина); травматические повреждения мозга или глаз.
Нарушения зрения могут иметь прогрессирующий (постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса) или непрогрессирующий (врожденные пороки зрительного анализатора: астигматизм — недостаток преломляющей способности глаза; катаракта — помутнение хрусталика) характер. Причинами нарушений зрительных функций часто являются глазные болезни на фоне общего заболевания организма, чаще всего миопия (близорукость), дальнозоркость, астигматизм и др.
Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хрусталика глаза (катаракта). Среди различных форм преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами, внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например, болезнью Дауна. Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва.
В зависимости от времени
поражения зрительного
Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью; фрагментарностью; замедленностью.
Слабовидение, в отличие от остаточного зрения, дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании мира.
Чаще всего у слабовидящих детей выявляются косоглазие и амблиопия. Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения. Бывает односторонним и двусторонним.
Причинами косоглазия выступают нарушения рефракции (преломляющей
способности хрусталика); расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассмтариванию предметов на разных расстояниях); конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).
Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы; наиболее частая причина — косоглазие. Осуществление коррекции амблиопии возможно при правильно организованной коррекционно-педагогической работе с использованием специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, а также упражнений и дидактических заданий, стимулирующих деятельность сетчатки глаза для повышения остроты зрения.
Наиболее распространенной формой аномалии рефракции, приводящей к снижению остроты зрения, является миопия (близорукость), достаточно часты гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.
Астигматизм — аномалия преломляющей
способности глаза, при которой в одном
глазу наблюдается
сочетание различных видов рефракции.
Астигматизм не всегда корригируется
очками, поэтому у детей возникают трудности
видения объема, глубины,
удаленности объектов.
Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.
При наличии у ребенка глазной патологии проводится комплексное медикаментозное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширающие и другие препараты.
Степень
выраженности отставания в
• ограниченность двигательной сферы;
• неполнота содержания социального опыта;
• своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
• возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности;
• неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции;
повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др.
Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.
Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе (вербализм) - недостаточная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и другие.
Для детей с дефектами зрения характерны также медлительность, малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения.
Дошкольное образование детей с нарушенным зрением
Для детей с нарушениями зрения открываются:
• детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей (наполняемость групп 10 человек);
• детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей(наполняемость групп 10 человек);
• детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с ко-соглазием и амблиопией (наполняемость групп 10-12 человек);
• специальные дошкольные учреждения комбинированного вида. В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования на ПМПК.
Целью работы с детьми в дошкольных учреждениях являются: воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения, а также подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению.
Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе (разработанной Л.И.Плаксиной), построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Учебно-воспитательного процесс направлен на: развитие зрительного восприятия; формирование предметных представлений; ориентировку в пространстве и развитие мобильности. Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, развитию тактильно-двигательного и слухового восприятия, как компенсаторной основы обучения. Организуется логопедическая работа с детьми, направленная на коррекцию нарушений речи и ее развитие. У детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса. Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объемности и окраски, использование рельефных картинок, специальных наборов игрушек для тактильного их опознания.
В целях развития двигательных навыков и психомоторных функций проводятся занятия ритмокой и лечебная физкультура.
Основные принципы коррекционно-педагогической работы в специальном детском садцу:
• широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительиого или осязательного);
Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии