Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа
В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература
- брадилалия — патологически замедленный темп речи,
- тахилалия — патологически убыстренный темп речи,
- заикание — нарушение
темпо-ритмической организации
- дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
- ринолалия — нарушение
тембра голоса и
- дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:
- алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
- афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи
К ним относятся:
- дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения,
- дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев:
Нарушение языковых средств общения (компонентов языковой системы):
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
- общее недоразвитие речи (ОНР 1—4-го уровня), которое объединяет сложные речевые расстройства, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.
Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
- заикание, проявления речевого негативизма и др.
Специалисты, работающие с указанными выше категориями детей в своей профессиональной деятельности должны учитывать особое состояние центральной нервной системы детей и их психологические особенност.:
Многие дети вследствие негрубой органической недостаточности ЦНС характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения. Вследствие органической недостаточности ЦНС резидуального характера они быстро устают; плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях.
У большинства детей
У детей оказываются несформированными
коммуникативная, когнитивная, регулирующая
функции речи; затруднен процесс овладения
различными компонентами языковой системы.
Помимо этого выявляется недостаточность
когнитивной деятельности:
недостатки слухоречевой и зрительной
памяти; оптико-пространственных функций;низкий
уровень понимания словесных инструкций;
трудности в овладении обобщающими понятиями.
Часто выявляется неустойчивость внимания,
снижены работоспособность, познавательная
и речевая активность.
Замедлен темп формирования произвольной регуляции поведения и деятельности.
Вместе
с тем у детей с сохранным
интеллектом достаточно
Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста
Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать корркционно-педагогическую помощь в следующих специальных учреждениях:
ясли-сад для детей с нарушениями речи; детскийсад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении-логопедические) ;
группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида);
государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи;
так называемые логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляетсся дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).
Основными задачами работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений являются: коррекция речевого нарушения;
подготовка
к обучению в
а детей с тяжелыми нарушениями речи — в специальной школе.
Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.
Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают с 4-х лет на 3 года обучения. Но утвержденных программ для таких логопедических групп пока нет.
Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную группы, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А.Каше, а для старшей - Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А.Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А.Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно-практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.
Содержание обучения и
труд; физическое и музыкальное воспитание; развитие элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром;
изобразительная
деятельность и конструирование
Развитие речи - специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно- развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.
Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:
- структурные — осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
- функциональные — формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);
- когнитивные — формируется осознание языка и речи,
последовательное усложнение интеллектуально-речевых
действий на основе усложнения
мотивации и соотнесения мотива и результата.
Характер коррекционного
воздействия и выбор
Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;
- принцип коммуникативно-
Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:
- от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
- принцип формирования
элементарного осознания
- принцип обеспечения активной речевой практики.
В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи; выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий :
взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности,
ситуативно-тематическую организацию языкового материала,
концентричность в подаче и закреплении речевого материала,
опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы,
подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.
Основными особенностями
познавательной сферы детей с
речевыми
нарушениями являются: недостаточная сформированность и
дифференцированность мотивационной
сферы, недостаточная концентрация и
устойчивость внимания, слабость в развитии
моторики, пространственные
трудности; Без направленной коррекционной
работы эти имеющиеся у детей трудности
в дальнейшем могут принять большую выраженность
и привести к отсутствию интереса к обучению,
снижению объема памяти, ошибкам запоминания,
трудностям в овладении письмом (дисграфии),
дислексии, несформированности счетных
операций, слабому овладению грамматикой.
Для
обеспечения нормального развития ребенка
в целом в программу обучения включается
комплекс заданий, направленных на развитие
когнитивных процессов: памяти, внимания,
мышления, воображения и предпосылок их
нормального развития. Предусматривается
развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного
и слухового гнозиса, познавательной активности,
мотивационной сферы. —---
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.
Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность: около 80% выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20% — в специальных учебных заведениях).
Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК, число занимающихся на логопункте, должно составлять не менее 25-30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.
Организация педагогической работы в специальных (коррекционных) школах У вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В специальную (коррекционную) школу 5 вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня с тяжелыми формами речевой патологии такаими как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек.
Коррекционное учреждение У вида имеет в своем составе два отделения.
В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии. За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.
Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.
Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.
На первой ступени –
Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии