Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа

Описание работы

В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература

Файлы: 1 файл

podsist.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

- формирование адекватного  восприятия окружающих предметов  и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»

Физическое воспитание и физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное  развитие основных движений, разнообразных  двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

Данный раздел имеет  несколько подразделов:

 Развитие  внимания

 Развитие  тонкой ручной моторики и совершенствование  зрителъно-двигателъной координации

 Сенсорное  воспитание и развитие ориентировочной  деятельности.

 Развитие  различных видов памяти

 

 Формирование мыслительной деятельности

 

На занятиях по формированию мышления выделяются следуюшие направления:

• создание у детей  предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;

• формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;

• формирование обобщенного  представления о вспомогательных  предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями;

• формирование навыков  анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов — заместителей;

• формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способах ее выполнения;

• формирование метода проб как основного метода решения проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вербальном плане;

• формирование у детей  наглядно-образного мышления;

• формирование у детей  умений выполнять предметную классификацию  по образцу, слову и самостоятельно;

• обучение детей решению  элементарных логических задач.

 Ознакомление  с окружающим

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим  направлениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.

 Формирование  элементарных математических представлений

 Развитие  основных компонентов речевой  деятельности.

 Подготовка  к обучению грамоте

V. Раздел «Формирование деятельности»

В данном разделе рассматриваются  следующие направления:

• формирование предметной деятельности;

• становление игровой  деятельности;

• формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

• формирование элементов  трудовой деятельности.

VI. Раздел «Эстетическое развитие»

В данном разделе рассматриваются  следующие виды эстетического воспитания:

• музыкальное воспитание и ритмика;

• изобразительное искусство;

• ознакомление с художественной литературой;

• театрализованная деятельность.

 

Обучение и воспитание умственно  отсталых школьников.

Коррекционные учреждения У111 вида создаются для  обучения и воспитания детей с  умственной отсталостью с целью  коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Наполняемость классов  - 12 человек. Сроки обучения составляют 10-11 лет. В структуре школьного обучения выделяются несколько этапов:

-пропедевтико-диагностический этап- 0 (подготовительный )класс;

-этп  начального обучения -1-4 классы;

-этап  общего образования- 5-8 (9) классы; 

-завершающий  этап углубленной социально-трудовой  подготовки.

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий.

Указанные сроки могут быть увеличены  на один год за счет открытия подготовительного  класса, в который принимаются дети 7-8 лет с недостаточным уровнем подготовки к обучению. Наполняемость подготовительного класса 6-7 человек..

Все учебные предметы группируются в  два блока-общеобразовательный и  коррекционно-развивающий.

  Базисный план включает общеобразовательные  предметы: родной язык (чтение, письмо) и литература,  математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение. Школа У111 вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ. В учебный план также включены специальные предметы: «Социально-бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей дествительности», имеющие коррекционную направленность.

К коррекционному  блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психомоторики и сенсомоторных функций.В

  В настоящее время разработаны   программы и учебные планы: для учащихся 0-1-4-го классов (руководитель проекта В.В.Воронкова) и подготовительный пропедевтико-диагностический учебный план (руководитель проекта И.М.Бгажнокова).

На начальных этапах обучения осуществляется всестороннее изучение                      особенностей развития каждого воспитанника, выявление  индивидуальных особенностей. Проводится образовательная и коррекционно-развивающая работа по общему и речевому развитию.

Нормативным документом, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету, является учебная программа. В настоящее время созданы типовые программы  для начальных классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

В условиях специального обучения используются три  способа построения учебных программ.

Линейное построение учебного материала предполагает его  последовательное выстраивание. 

Линейно-концентрический способ позволяет не только обеспечить непрерывную последовательную связь учебного материала, но и углубленное изучение отдельных тем.

Концентрический способ характеризуется тем, что учебный материал излагается несколько раз с элементами усложнения, что позволяет   глубже рассмотреть изучаемые явления.

Содержание  учебных программ находит свое отражение  в учебниках и учебных пособиях. Широко известна и востребована практикой  учебно-методическая литература, авторами которой являются видные ученые-дидакты специального образования: А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Н.Ф.Кузьмина – Сыромятникова, Т.М.Лифанова, В.М.Мозговой, М.Н.Перова, Т.И. Пороцкая, Э.В.Якубовская и др..

Для воспитанников, имеющих специфические  речевые нарушения, организуются групповые (2-4 человека) и индивидуальные логопедические занятия. В штаты вводится должность  логопеда (на 15-20 воспитанников).       

При наличии необходимой материальной базы трудовое обучение в 10-11 классах школы У111 вида носит характер углубленной трудовой подготовки,  Организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их возможностями. Учащихся готовят к труду на производстве (швейное дело, столярное дело, обувное дело, переплетное дело, сельскохозяйственный труд). Хорошо усвоившим профессию выпускникам присваивается квалификационный разряд.

В школе  У111 вида могут создаваться и функционировать  классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость не должна превышать 8 человек. Приоритетными направлениями работы с ними являются:

-укрепление  и охрана здоровья, физическое  развитие;

-формирование  и развитие коммуникативной и  когнитивной функции речи;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

-включение  обучающихся в хозяйственно-бытовой,  прикладной и допрофессиональный  труд;

-расширение  социальных контактов и социально-нравственное  воспитание;

-формирование  элементарных навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и  окружающем мире, основ безопасной  жизнедеятельности;

-развитие  творческих умений средствами  предметной и игровой деятельности.

Вопросы и задания.

Каковы причины  и психологическая сущность умственной отсталости?

Какова иерархия интеллектуальных и речевых нарушений  в структуре дефекта при умственной отсталости?

Раскройте задачи и содержание коррекционной работы с умственно-отсталыми дошкольниками;

Каковы особенности  построения образовательных программ для специальных школ VIII вида?

 

3.7. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Современные научные  представления о комплексных (сложных) нарушениях развития у детей

В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей со сложными комплексными нарушениями развития. Проблема психолого-педагогической диагностики и коррекции подобных расстройств остается одной наименее разработанной как в теоретическом, так и в прикладном плане.

Сложные нарушения развития отличаются большим многообразием. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например, сочетания нарушений зрения и слуха (слепоглухота), зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, зрения и двгательных функций.

В специальной педагогике существует некоторая неопределенность терминологии, обозначающей сложные  нарушения развития. Основываясь  на анализе научных исследований по названной проблеме, М.В.Жигорева (2006) приводит следующее определение: «К сложным (комплексным нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются. Вследствие этого отрицательные последствия таких дисфункций качественно и количественно значительно грубее, чем простое суммарное сложение отдельных нарушений».

В ряде случаев можно  говорить об осложненном нарушении при этом, как отмечает Е.М.Мастюкова необходимо выявить ведущий дефект и осложняющие его расстройства. Например.  умственная отсталость, ЗПР, ДЦП могут осложняться нерезко выраженными нарушениями зрения, слуха, речи, а также неврологическими и патопсихологическими синдромами. 

Например, у умственно отсталого ребенка могут быть снижение слуха или зрения, эмоциональные или поведенческие нарушения, дефекты опорно-двигательной сферы, речи.

          К множественным нарушениям относится сочетание у одного ребенка целого ряда в различной степени выраженных нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (накопительный) эффект. Например: при сочетании негрубых нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.

 В.Н. Чулков выделяет  три основные группы детей  с сочетанными нарушениями:

• дети  с двумя  выраженными  психофизическими  нарушениями,

каждое из которых  может вызвать аномалию развития:

•   слепоглухонемые  дети;

.    умственно  отсталые глухие;

-   слабослышащие с задержкой психического развития ;

• дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: например, умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха (так на-зываемый "осложненный" дефект);

• дети с множественными нарушениями (три и более первичных  нарушений, выраженных в разной степени  и приводящих к значительным отклонениям  в развитии ребенка): умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

Дети с указанными выше сочетанными нарушениями составляют в среднем 40% контингента специальных  образовательных учреждений.

 Обучение и воспитание  детей со сложными нарушениями  — ма-

лоизученная проблема специальной педагогики.

Наиболее разработанной  в настоящее время является проблема обучения и воспитания слепоглухих детей.

Они страдают глубокими нарушениями зрения, слуха и связанным с глухотой отсутствием речи. Если слух потерян в воз-

расте до 5 лет, когда речь еще окончательно не сформировалась, то без специальных занятий речь ребенка распадается.

Слепоглухие дети лишены возможности обычного обще-

ния с людьми, их связь  с внешним миром крайне ограничена,

поэтому их развитие существенно  отличается от развития не

только нормальных детей, но и других категорий аномальных

детей.

Ранняя диагностика  сложного дефекта — первоочередная задача

специальной педагогики.

В ранней диагностике  усиливается значение нейрофизиологичв-ских методов объективного исследования.

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии