Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа

Описание работы

В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература

Файлы: 1 файл

podsist.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

    Предусматривается от 3 до 5 часов школьного компонента для проведения подгрупповых (не более 3 человек) и индивидуальных занятий (не более 30 минут).

    Согласно  современной Концепции КРО большое  место в структуре коррекционной работы должна занимать диагностика. Поэтому, в тех образовательных учреждениях, где имеются специальные группы и классы могут создаваться ПМПк (консилиумы). ПМПк (консилиум) создается приказом директора учреждения. В его состав входят: завуч (председатель), психолог, дефектолог, логопед, врач-психиатр. Консилиум работает по специально составленному графику, он не занимается комплектованием групп и классов, а решает вопросы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социальной адаптации. Члены консилиума изучают динамику развития детей, успешность усвоения образовательной программы, углубленно обследуют детей, которые испытывают наибольшие трудности в процессе обучения, вырабатывают рекомендации к работе с такими детьми для педагогов и родителей. При необходимости детей с особыми проблемами повторно направляют на ПМПК (Комиссию) или на консультации во внешние организации.

    В  современных условиях актуален  вопрос о преемственности в  работе школы и учреждений  профессионального технического образования. В первую очередь следует рассматривать вопросы профессиональной подготовки выпускников классов КРО.

 
Вопросы и задания.

Раскройте этиологию  и психологическую сущность различных  вариантов ЗПР по классификации  К.Ф. Лебединской;

Раскройте дифференциально-диагностические  критерии разграничения ЗПР и  умственной отсталости;

Какова логика построения коррекционно-развивающих  программ для дошкольников с ЗПР  на первой и второй ступенях обучения и воспитания в специальном детском саду?

Каковы противопоказания для зачисления детей в специальные  группы и классы коррекционно-развивающего обучения?

Каковы задачи коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР в классах  КРО и в школах VII вида?

 

 

 

 

 

 

3.6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Характеристика  нарушений при умственной отсталости.

Умственно отсталые —  это дети, у которых в результате грубого органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций (анализирующего восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др).

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения  в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной  моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Понятие «умственная  отсталость» психолого-педагогическое, традиционно включает в себя такие клинические формы нарушений, как олигофрения и деменция.

Олигофрения (от греч. оlygos — малый, рhren — ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), при родовой патологии, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на  ранних этапах постнатального развития (до 2х-2,5 лет)

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит  непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Действия вредоносного фактора  в большой мере прекратились, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные характером нарушений ЦНС и их отдаленными последствиями.

Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция может иметь резидуально-органический  (остаточные явления после перенесенных травм, нейроинфекций) или прогредиентный характер, т. е. наблюдается снижение интеллектцуальной деятельности на фоне текущих заболеваний (гидроцефалия, ревматическое заболевание ЦНС, шизофрения, эпилепсия, сифилитическое поражение ЦНС).

В соответствии с международной классификацией болезней девятого пересмотра (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости: дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость; имбецильность — глубокая умственная отсталость; идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

В настоящее время  специалисты пользуются МКБ-10 (десятого пересмотра), в соответствии с которой выделяют легкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость.

Психопатологическая структура  нарушения при олигофрении характеризуется  тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре  клинической картины выделяют неосложненные и осложненные (М.С.Певзнер) формы олигофрении.

Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных представлений, счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.

В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических факторов умственной отсталости (по Г.Е.Сухаревой, 1956).

Первая группа — неполноценность  генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

Вторая группа — патология  внутриутробного развития (воздействия  инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа — родовая  травма и постнатальные поражения  ЦНС.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).

Психологические особенности умственно отсталых детей рассматриваются в работахИ.Л.Баскаковой, И.М.Бгажноковой, И.В.Беляковой, Т.Н.Головиной, Л.В.Занкова, А.Р.Лурия, В.И.Лубовского, Н.Г.Морозовой, В.Г.Петровой, Б.И.Пинского, С.Я.Рубинштейн, И.М.Соловьева, В.А.Сумароковой, Ж.И.Шиф и др..

 

Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта .

Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов  вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (комбинированного) вида.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития.

Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживания причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения, так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

Системный подход требует  изучения ребенка как целостной  системы в его взаимодействии с более широкими социальными  системами - семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

Современная систематическая  психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляется в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта.

- группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных  направления: во-первых, организационные  формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Работа с родителями включает в себя следующие организационные  формы: лекционно-просветителъскую; консулътативно-рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т.д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его  личности.

Основные направления  коррекционно-педагогического процесса,

осуществляемого в дошкольном образовательном

(коррекционном)  учреждении для детей с нарушениями

интеллекта (умственно отсталых) 

Главной целью дошкольного  коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Вопросы теории и методики дошкольного воспитания детей с нарушениями интеллекта рассматриваются в работах Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной, Е.А.Екжановой, А.Зарин, Т.Н.Исаевой, А.А.Катаевой, Н.Д.Соколовой, Е.А.Стребелевой и др..

Е.А.Екжанова и Е.А.Стребелева рассматривают следующие блоки задач, которые реализуются в специальном дошкольном учреждении для умственно отсталых детей: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач  является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, 
формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Программа (авторы  Е.А.Екжанова и Е.А.Стребелева) по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». 

Охарактеризуем кратко эти разделы.

I. Раздел «Здоровье»

Определены задачи и условия формирования предпосылок и конкретных способов здорового образа жизни ребенка.

 

II. Раздел «Социальное развитие»

Программа данного раздела  охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

- формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);

- формирование сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии