Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа

Описание работы

В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература

Файлы: 1 файл

podsist.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

- как он ведет себя  в ситуациях дискомфорта, страха: замирает, возникают панические  реакции, агрессия, самоагрессия, обращается  к близким, жалуется, усиливаются  двигательные стереотипии, стремится  повторить или проговорить травмировавшую ситуацию;

- каково его поведение  при радости: возбуждается, усиливаются  двигательные стереотипии, стремится  поделиться своим приятным переживанием  с близкими;

- как он реагирует  на запрет: игнорирует, пугается, делает  назло, становится агрессивным, кричит;

- как легче его успокоить  при возбуждении, при расстройстве: взять на руки, приласкать, отвлечь  (чем? — любимым лакомством, привычным  занятием, уговорами);

- как долго можно  удерживать его внимание и  на чем: на игрушке, книге,  рисунке, фотографиях, мыльных пузырях, свечке или фонарике, игре с водой и т.д.;

- как он относится  к включению взрослых в его  занятие (уходит, протестует, принимает,  повторяет какие-то элементы игры  взрослого или отрывки его  комментария).

 Основная нагрузка, как физическая, так и психическая, в воспитании ребенка ложится на его мать. Нужна регулярная помощь специалистов, которые могли бы квалифицированно оценить состояние ребенка, его динамику, подсказать матери конкретные коррекционные приемы в работе с ним, наметить следующие закономерные этапы психологической коррекции и обучения.

Организация        коррекционно-педагогической помощи детям  с РДА.

Как показывает анализ специальной  литературы и документов ряда международных  государственных учреждений и общественных организаций, во многих странах Западной Европы и США система помощи аутичным детям существует более 30 лет. Одной из предовых в этом отношении стран в Европе и мире является Дания, где с 1920 года начали оказывать специализированную помощь детям с аутизмом. В организации этой помощи в настоящее время принимают прямое участие Министерство образования и Министерство социальной защиты страны, в ведении которых находится знаменитый Центр аутизма (в 2002 году в нем находились 37 воспитанников от 3 до 20 лет, 15 воспитанников старше 18 лет). В составе Центра находятся два дома – интерната для лиц с различной степенью адаптации, ферма, мастерские. Все остальные учреждения, оказывающие помощь аутичным детям, находятся в подчинении 11 округов Дании.

В других странах Европы и в Америке помощь аутичным детям    оказывается частными специальными учреждениями, общественными организациями, объединяющими родителей. Применяются различные методические подходы и  программы. Наиболее известны из них следующие.

 Методика оперантного обучения (поведенческая терапия ) предусматривает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. Работа с детьми направлена на социально-бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер

 ТЕАССН- программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования, Решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально-бытовых навыков, четкое структурирование пространства и времени(через различные формы расписаний, дневники), опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными.

К числу наиболее известных  методов психокоррекционной работы с аутичными детьми является холдинг-терапия, терапия «ежедневной жизнью» и др.

В России большинство  детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в  массовых школах (при этом нередко  выводятся на домашнее обучение), содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. В 2002 году разработаны методические рекомендации по организации работы Центров помощи детям с РДА (Письмо Министерства образования России от 24 мая 2002 г. № 29/ 2141-6). В концепции помощи аутичным детям (К.С.Лебединская, С.А.Морозов,1993, О.С.Никольская, С.А.Морозов,1994) рассматриваются принципы и организационная структура подобных Центров. Дети, напрвленные в Центр поступают вначале в консультативно-диагностическое подразделение, где уточняется диагноз. Если состояние ребенка соответствует профилю Центра, то ребенок     направляется в одно из коррекционных подразделений. Основная коррекционная вертикаль подразумевает  такую динамику развития воспитанника, когда сохраняется необходимость его обучения и воспитания в специальных условиях с использованием традиционных для коррекции РДА методов и преимущественно индивидуальных форм работы. Дополнительные коррекционные вертикали могут включать сеть дошкольных и школьных экспериментальных групп и классов. При создании и развитии помощи детям с аутизмом и сходными расстройствами, при организации соответствующих специальных (коррекционных) образовательных уреждений целесообразно придерживаться следующих принципов:

-комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;

-интегративная направленность  коррекционного процесса в сочетании  со специализированным характером  оказываемой помощи;

-преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах;

-учет интересов аутичного ребенка при выборе методического подхода;

-индивидуальный характер  коррекции на начальных ее  этапах с постепенным переходом  к групповым формам работы;

-систематическая активная  работа с семьей аутичного  ребенка. В настоящее время  существуют два специальных образовательных учреждения для аутичных детей – в Москве и Санкт-Петербурге.

С детьми и подростками, страдающими аутизмом, работают некоторые  негосударственные образовательные  учреждения. Широкую известность  получила общественная организация «Добро», возглавляемая С.А.Морозовым.

Вопросы и задания.

В чём сущность синдрома РДА?

Охарактеризуйте психологические особенности дошкольников с РДА;

Как организуется помощь детям с РДА  за рубежом?

Как организуется помощь детям с РДА  в России?

 

 

3.9.  КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ  С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Несмотря на некоторые различия в трактовке  понятия «девиантное поведение», все авторы главным критерием  девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Социальная норма-исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности детей, социальных групп или организаций. На сегодняшний день принципиальным критерием «социальной нормы» служит отсутствие реальной угрозы физическому или психологическому благополучию, а порой и выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девивции.

Причины отклоняющегося от норм поведения можно подразделить на:

- причины, связанные  с психическими и психофизиологическими расстройствами;

-причины социального  и психологического характера;

-причины, связанные  с возрастными кризисами (прежде  всего с подростковым).

С позиции психопатологии детского возраста в категорию детей с девиантным (отклоняющимся) поведением, включаются дети с психопатиями, акцентуациями характера. Психопатии представляют собой стойкий дисгармонический склад психики. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий. Этиология психопатий      связана либо с наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями. Не исключается влияние длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов Акцентуации характера – временные изменения характера, сглаживающиеся или, наоборот, обостряющиеся по мере взросления (А.Е.Личко, 1983). Применительно к дошкольному возрасту эти понятия обычно не употребляются, так как процесс формирования личности  только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими. Они вариативны и в значительной степени обратимы. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки всех этих отклонений и именно в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.

В особом подходе  нуждаются дети с так называемой детской нервностью (невропатией). Такие  дети отличаются повышенной нервной  возбудимостью с первых дней жизни, у них снижет аппетит, нарушается сон, они реагируют на изменения  погоды. По особенностям психической деятельности выделяют два варианта детской нервности. При первом – преобладает повышенная возбудимость и раздражительность.  При втором варианте преобладают явления повышенной истощаемости. Дети пугливы, отличаются повышенной тормозимостью, малоактивны, плохо адаптируются в новой обстановке. При наличии невропатии и для предупреждения неврозов первостепенное значение имеет правильное воспитание ребенка и укрепление детского организма.

Патологическое  формирование личности также   относится  к типу дисгармонического развития. Причиной являются неблагоприятные условия воспитания, длительные психотравмирующие ситуации.

Среди причин психологического и социального характера традиционно  выделяют: недостаточность правового  и нравственного сознания; содержание потребностей личности; особенности характера; особенности эмоционально-волевой сферы.

В.И.Гарбузов, А.И.Захаров  и Д.Н.Исаев (1977)считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению  отклонений в поведении детей и подростков, является неправильное           семейное воспитание.  Они выделяют следующие типы неправильного воспитания:

-отвергающее  (неприятие), суть которого заключается  либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля, попустительстве;

-гиперсоциализирующее  – возникает на почве тревожной  мнительности родителей в отношении  здоровья ребенка и других  членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и его успехов в учебе, чрезмерной озабоченности будущим ребенка;

-эгоцентрическое  -наблюдается в семьях с низким  уровнем ответственности.

Нередко на ребенка  большое влияние оказывает разлад и дисгармония в отношениях родителей, их развод.

 

 Для детей с нарушениями поведения характерны следующие психологические особенности.

                    Психологический синдром социальной дизориентации проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает, неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок может ломать ценные вещи, не понимает запретов. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

Пониженная  чувствительность к социальным нормам — это основная особенность психологического профиля ребенка с синдромом социальной дезориентации. Она проявляется не только в поведении, но и в недоразвитии разных видов детской деятельности  и их особенностях.

Предпосылками поведенческих расстройств могут  являться различные виды патологии. Они могут возникать вследствие умственной отсталости, аутизма, ЗПР. Иногда исходной причиной  становится нераспознанный взрослыми сенсорный дефект (в  частности, снижение слуха). Благодатной почвой для этого варианта развития становятся импульсивность и гиперактивность (двигательная расторможенность), резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами и запретами.

Наиболее значимым фактором, обусловливающим девиантное поведение является ранняя социальная депривация.

В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается  коррекции. Для этого взрослые, воспитывающие  ребенка, должны предельно четко  продумать и сформулировать предъявляемые  к нему требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными ребенку.

Запретов должно быть немного. На первом этапе коррекции  следует запретить только наиболее грубые негативные проявления. Каждое нарушение этих запретов нужно наказывать, однако наказание не должно быть чересчур строгим. Задача не в том, чтобы вызвать у ребенка страх или чувство вины, а лишь в том, чтобы показать ему, что его поведение неправильно. Поэтому в большинстве случаев достаточно замечания, сделанного строгим тоном. Наказания (в том числе, строгие замечания) не должны быть слишком частыми, чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет. Именно поэтому важно свести запреты к минимуму.

Негативное  самопредъявление складывается уже в дошкольном возрасте и наиболее ярко проявляется в школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью). Нарушения общепринятых правил поведения носят сознательный характер. Грубость и другие отрицательные проявления не являются следствием чисто случайного, непреднамеренного нарушения социальных норм: дети с этим психологическим синдромом к ним достаточно чувствительны. Эти формы поведения являются для ребенка средством привлечения к себе внимания окружающих. Основная причина повышенной демонстративности состоит в том, что у ребенка в раннем возрасте оказываются недостаточно сформированы содержательные формы делового общения с взрослыми.

Центральной чертой психологического профиля при негативном самопредъявлении является яркая демонстративность в сочетании с представлением о том, что единственный способ быть замеченным окружающими — это вызвать их раздражение и возмущение. Позиция  такого ребенка  — это позиция «ужасного ребенка», «хулигана».

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии