Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа

Описание работы

В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература

Файлы: 1 файл

podsist.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 117от4июля 1991г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов.

Воспитанию и обучению детей-инвалидов посвящена статья 18 Закона «О социальной защите инвалидов». Согласно ей образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Государство гарантирует необходимые условия для реализации права инвалидов на образование. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное образование осуществляется на дому. Содержание детей-инвалидов в учреждениях системы государственного образования осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В законе оговариваются особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.

Гарантированные законом  права инвалидов и особые условия  их реализации направлены на повышение  социального статуса человека с  ограниченными возможностями в структуре современного общества, на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности.

Закон «Об образовании» закрепляет государственные гарантии на получение образования лицам  с отклонениями в развитии. В частности, статья 50 пункт 10 Закона предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Направление детей и  подростков в эти учреждения осуществляется только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению специальных  психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

В России приведение прав лиц с ограниченными возможностями  в соответствие с нормами международного права осуществляется на политическом, социальном, экономическом, законодательном  и организационно-программном уровнях. Конституция как основной Закон государства, важнейшие федеральные законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения.

Деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) школ и детских садов  регламентируется такими документами как «Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 – У111 видов». 

 

Вопросы и задания.

Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов).

Какие основные права и свободы инвалидов и умственно отсталых лиц закреплены в международных правовых документах ?

Какие права и гарантии дает Закон «О социальной защите инвалидов?»

Какие права и гарантии дает Закон «Об образовании» для  детей с отклонениями в развитии?

Какими нормативными документами регламентируется деятельность специальных образовательных учреждений? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

Актуальные вопросы  психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемамив развитии.-М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002.- 206 с.

Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей  с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 416 с.

Белая К.Ю. Руководство  ДОУ: Контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

Борякова  Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 2000.-64с.

 

 

 

 

Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с  задержкой психического развития. (Организационный  аспект) – М.: В. Секачёв, ИОИ, 66 с., 2004 г.

Власова Т.А., Певзнер  М.С. О детях с отклонениями в  развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.  – 175 с.

Вяликова Г.С. Становление  и развитие проблемы профессиональной компетенции учителя в истории и теории педагогики: Учебное пособие /Под науч. ред. З.И.Равкина. – М.:МГОУ, 2004. – 139 с.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением:/ Под ред М.И.Рожкова.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.-240 с.

 

 

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

Дети с ограниченными  возможностями: проблемы и инновационные  тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» /Сост.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.

Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.

Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие  для педагогов, психологов-практиков, родителей. – М.:АРКТИ, 2005. – 68с.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей  с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.: ил.

Жигорева М.В. Дети с  комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учеб.пособие  для студ. высш. учеб.заведений / М.В.Жигорева. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

Замский Х.С. История  олигофренопедагики.-М.: Прсвещение, 1980.-198 с.

 

 

 

Закон Российской Федерации  «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

Калягин В.А., Матасов  Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение  в образовательных учреждениях. – СПб.:КАРО, 2005. – 240 с.

Калягин В.А., Овчинникова  Т.С. Психолого-педагогическая дигностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для  студентов высших педагогических учебных  заведений. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.

Качество дошкольного  образования: состояние, проблемы, перспективы. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 240 с.

Концепция педагогического  стимулирования в зарубежной и отечественной  педагогике. Монография – М.: МГОПУ,2005. – 136 с.

Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь.:Учебное пособие/ Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд.,перераб. и доп. – СПб.: КАРО,2006. – 144 с.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей  с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред Б.П.Пузанова. – 2-е изд., стереотип. – М.:Издательский центр «Академия»,1999 – 144 с.

Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.

Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой  психического развития: особенности речи, письма,чтения. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.

Лебединский В.В. Нарушения  психического развития в детском  возрасте: Учеб. Пособие для студ.психол. фак. Высш. Учеб.заведений. - М.:Издательский центр «Акамедия»,2003. -144 с.

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

Левченко И.Ю., Приходько  О.Г., Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: социо-культурный анализ современных тенденций // Подходы  к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М.,1996. С.97-105.

Малофеев Н.Н.Современное  состояние коррекционной педагогики// Дефектология. 1996. № 1. С. 3-10.

Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с  задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст):Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми  проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -  304 с.

Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики.- М.: Издательский центр «Академия».- 2006.-224 с.

 

 

Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 398, [2] с. – (Библиотека логопеда).

Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие /авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: Астрель, 2005. – 398, [2] с.

Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / Под  ред. Е.В. Кожевниковой и Клочковой. – СПб.: КАРО, 2007. – 352 с.

Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А.,  Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршаткая О.С.. Аутизм: возрастные  особенности и  психологическая  помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учетелей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 194. – 416 с.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. Серия «Библиотека  Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 176 с.

Организация деятельности коррекционных образовательных  учреждений: Учеб.пособие для студ. высш. и  сред. пед. учеб.заведений/ Сост. и авт. Коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.:Изд. центр «Академия», 2000. -184 с.

Обучение детей  с нарушениями интеллектуального  развития (олигофренопедагогика) / Под  ред Б.П.Пузанова

М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 272 с.

 

 

 

Организация обучения и  воспитания детей с задержкой психического развития.: Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возраста – М.: Научное объединение «Компенс-центр», 1993.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умсьвенно отсталых школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-160 с.

 

 

 

Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее  обучение. Начальная школа: Русский  язык. Литературное чтение.Окружающий мир.Природоведение / Сост. С.Г. Шевченко. – 4-е изд., перераб. – М.:Дрофа,2002. – 256 с.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

Психология детей с  задержкой психического развития. Хрестоматия:Учебное  пособие для студентов факультетов  психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -  320 с.

Сборник программ по учебным  дисциплинам педагогического цикла / Составители: Г.А. Андреева, С.А. Ермолаева, Н.П. Сочалов, И.А. Тютькова / Под ред. Н.П. Сочалова. – Коломна: КПИ, 1998. – 58 с.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической  и коррекционной работы психолога. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003, – 208 с.: ил.

Семенович А.В. Введение в  нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.: ил.

Скороходова О.И. Как я  воспринимаю, представляю и понимаю  окружающий мир. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: Педагогика, 1990. – 416 с.: ил.

Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 160 с.

Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под  ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -312 с.

Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.- 400 с.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 184 с.: ил.

Сурдопедагогика: Учеб. пособие  для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М. И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989. – 384 с.

Титов В.А. Специальная  педагогика: Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2004. – 224 с.

 

Ткачева В.В. Психологическое  изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. 192 с.

Ульенкова У.В. Дети с  задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. – Н. Новгород: НГПУ, 1994, 230 с.

Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию »/Сост. Г.А.Андреева, Л.В.Волковницкая,С.А. Ермолаева,О.И.Казенкина, Л.В.Мартынова/Под ред. Г.А. Андреевой. –Коломна: КПИ, 1998.

 

Хапаева С.С. Специальная  педагогика: конспект лекций. – М.: МГОУ, 2005. – 52 с.

Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д , 2003. – 80 с.

Шеченко С.Г. Коррекционно-развивающее  обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 1999. – 136 с. – (Коррекционная  педагогика).

Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 80 с.

Ястребова А.В., Бессонова  Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательноц школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47 с


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Инструктивно-мелодическое письмо «о гигиенических требованиях к максимальной нагрузи на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 № 65/23-16

2 Из интервью первого заместителя здравоохранения и социального развития РФ Галина Кареловой журнал «Мир особой семьи», 2004 № 1 (2)

3 Методология – это основа, база любой науки ( философская категория); методика – это содержание и методы, используемые наукой для решения поставленных задач( педагогическая категория).

4 Такую экспертизу осуществляют специалисты соответствующих структур органов управления образования.

5 Желательно, чтобы в учреждении был принят Кодекс этических норм и правил для педагогов - участников  диагностического процесса. Он может быть приложением к должностным инструкциям психологов, учителей-дефектологов и логопедов. С примером такого документа можно познакомиться в книге «Диагностика в детском саду». Под. редакцией Е.А.Ничипорюк, Г.Д. Посевиной, - Ростов-на-Дону, 2004 г.

6 Институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.




Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии