Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:13, реферат

Описание работы

• Игровые технологии
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Файлы: 1 файл

партфолио.docx

— 94.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

  • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

         Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

 

Классификационные параметры  технологии Ш. А. Амонашвили:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.

По типу управления: система малых  групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

 

Целевые ориентации:

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его  личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

• Идеал воспитания - самовоспитание.

 

Концептуальные положения:

• Все положения личностного  подхода педагогики сотрудничества.

• Ребенок как явление несет  в себе жизненную миссию, которой  он должен служить.

• Ребенок - высшее творение Природы  и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

• Целостная психика ребенка  включает три страсти: страсть к  развитию, к взрослению и к свободе.

 

Особенности содержания:

     Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье ; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий ; постижение прекрасного ; планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей ; постижение красоты всего окружающего.

 

Особенности методики:

     Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

- гуманизм: искусство любви к  детям, детское счастье, свобода  выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение  личности, развитие способностей, углубление  в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

- учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

     Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

 

Урок - ведущая форма жизни детей, вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

 

 

  • Система Е. Н. Ильина

 

     Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Классификационные параметры  системы Е.Н. Ильина:

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.

По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых  групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

 

Целевые ориентации:

• Нравственное и эмоциональное  воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

• Преподавание литературы как искусства.

 

Концептуальные положения  и гипотезы:

• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых  современному человеку;

• принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний, убеждений;

• художественность: урок литературы строится по законам искусства, закон  трех о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;

• принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;

• в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны  такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании  и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;

• идти к ребятам не только с  темой урока, а с жгучей проблемой;

• нравственные категории общения  с книгой значимее учебно-теоретических  задач и упражнений;

• знание через общение и общение  через знание - это двуединый процесс  нравственного развития;

• сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут  оказать самое большое влияние  на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

• педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

• формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

• метод духовного контакта;

• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;

• учитель - предметник, художник, врач;

• работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

 

Особенности содержания:

     Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику;

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

 

Особенности методики:

     В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру  материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

 

Урок литературы - это:

- человек формирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

- своеобразный одноактный спектакль  с несколькими явлениями, сотворчество  двух моралистов - писателя и учителя;

- не аргументы и факты, а  открытия;

- совместная деятельность учителя  и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном  общении.

 

  • Технологии витогенного образования (А. С. Белкин)

 

     Новое направление в технологии образовательного процесса было теоретически разработано и обосновано академиком АПСН и МАПО, доктором педагогических наук А.С. Белкиным.

     Витогенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

     Витогенное образование – это проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто неделимое. С этих позиций – учитель не только информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать успеха и неудачам. Смысл витогенного образования – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности.

 

Технологии витогенного метода в преподавании:

  • Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Задача педагога состоит в умении диагностировать степень расхождения, несовпадения, противоречия, неприятия между витогенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыта учащихся.
  • Прием опережающей проекции преподавания. Ссмысл заключается в том, чтобы образовательную проекцию наложить на витогенную, что предъявляет повышенные требования к инструментовке; нельзя говорить: «Вы узнаете что-то новое…», лучше сказать конкретно: «Следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни».
  • Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели.  Направлен на актуализацию творческого потенциала личности, ее потребности в самореализации: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача – дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт».
  • Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций  состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Ветогенный компонент здесь проявляется не в усвоении знаний, выработке умений, а в объемном характере восприятия образовательного предмета, в соответствии с «правдой жизни»: «Жизнь многомерна и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим для жизни».
  • Прием витогенного одухотворения живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, раскрыть тем самым глубинный смысл образовательных связей, процессов.
  • Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Цель – формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний.
  • Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов. Смысл приема заключен в том, чтобы дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта, материалами для которой послужили бы прежде всего витогенный опыт и информация, полученная в процессе обучения. Термин «идеальная» означает не только совершенство, отсутствие недостатков, но и умозрительный, отключенный от реальной жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ  ОБУЧЕНИЕ

  • Система обучаемого развития (Ж. Пиаже, з. Фрейд, Дж. Дьюи)

 

     Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Э.В. Ильенкова, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организованно так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

     Концепция обучаемого развития (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Дж. Дьюи): ребенок должен пройти в своем развитии: строго определенные возрастные стадии (дооперационные структуры - формальные операции - формальный интеллект) до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.

 

Методы и приемы выявления  зон развития учащихся:

     Общая установка - не давать знания в готовом виде.

     Зона интеллектуального развития - это когда учащийся может выполнить задание без помощи педагога. Используем:

1. Методику успеха:

а) предварительного успеха - задание  чуть труднее обычного;

б) период вынужденного успеха - задание  еще труднее;

в) период реального успеха - задание  все усложняется, т.е. трудности нарастают, оценки не ставим, определяем уровень  способности.

2. Самостоятельную работу:

учащиеся самостоятельно ищут ответ  на поставленный вопрос, используя  прошлые знания или вспомогательную  литературу.

3. Приемы сравнения:

а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые;

б) придумать аналогичные задания;

в) самостоятельный поиск объекта (предмета) для сравнения задания;

г) найти в группе предметов лишний.

4. Самоконтроль:

а) найти то место в задании, которое  было для тебя самым трудным;

б) найти то место в задании, которое  ты еще раз хотел бы проверить. Почему именно так?

в) как осуществлять проверку и  почему именно так?

5. Чередование приемов  работы:

а) трудного с легким;

б) теорию с практикой;

в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который  требует размышлений;

г) письменной и устной работы;

д) рассказа педагога и самостоятельной  работы учащегося;

Информация о работе Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся