Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:13, реферат

Описание работы

• Игровые технологии
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Файлы: 1 файл

партфолио.docx

— 94.68 Кб (Скачать файл)

 

Целевые ориентации:

• Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

• Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

 

Концептуальные основы:

      Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства. Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.

 

Принципы программированного обучения:

     Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.

Термин «иерархия» означает ступенчатую  соподчиненность частей в каком-то целостном организме при относительной  самостоятельности этих частей. Поэтому  говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.

     Уже структура технологии программированного обучения свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог , управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему , индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения .

 

     Сущность второго принципа - принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому, но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему.

     Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения , то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.

 

     Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.

 

     Шаговая учебная процедура - это технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий . Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы.

     В состав шага включаются три взаимосвязанных звена : информация, операция с обратной связью и контроль.

     Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу - основу технологии программированного обучения.

 

     Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

 

     Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.

 

Виды обучающих программ:

• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся  небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся  должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного  ответа он получает новую учебную  информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию .

• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в  случае неправильного ответа, может  предоставляться дополнительная учебная  ин формация, которая позволит ему  выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

• Адаптивная программа подбирает  или предоставляет обучаемому возможность  самому выбирать уровень сложности  нового учебного материала, изме нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, по собиям и т.д.

     Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

     В частично адаптивной программе осуществляется разветвление на основе одного ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

 

     Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения - составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

     Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

     Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

- информационный блок;

- тестово-информационный;

- коррекционно-информационный;

- проблемный блок: решение задач  на основе полученных знаний;

- блок проверки и коррекции.

 

 

  • Модульная технология обучения

 

     Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

     Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

     Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

     Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

 

     Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель;

• банк информации: собственно учебный  материал в виде обучающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая  строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

 

     Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

     Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

     Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения; она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

     Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам, далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (И. П. ИВАНОВ)

 

     Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

     Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии  выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.

     Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это  товарищеское, межличностное общение  воспитателей и воспитанников.

     Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.

«Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат  – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

     Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.

    

     КТД имеет следующие этапы (стадии).

 

Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

Предварительная работа воспитателя (1стадия)

-Для  чего?

-С какой целью?

-Кто может помочь?

-Кому быть организатором?

«Нацеливающие»  воспитательные мероприятия:

-«стартовые беседы», товарищеская  беседа, рассказ

-размышление, убеждение на собственном  опыте.

Коллективное планирование.

(2 стадия)

-Какие  дела проведём?

-На радость и пользу кому?

-Где лучше проводить?

-С кем лучше проводить?

Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач  на размышление.

Творческий поиск: открытая дискуссия, деловая игра, пробуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием)

Выборы «совета дела».

Подготовка дела.

(3 стадия)

-Как  развивать положительные качества  ребят?

-Как преодолевать отрицательные  качества ребят?

-Как включить всех ребят в  активный творческий поиск?

-Как научить ребят преодолевать  трудности, не поддаваться соблазнам?

Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, игрой. Товарищеский контроль. Обсуждение.

Уточнение проекта КТД.

Проведение дела.

(4 стадия)

-Как  воодушевить воспитанников и  помочь им сосредоточиться на  главном в КТД?

-Как увлечь воспитанников личным  примером?

-Как добиться радостной перспективы  близкого успеха?

-Как научить ребят выходить  из затруднительного положения?

Познавательные  КТД. Художественные КТД.

Спортивные КТД.

Формы: эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.

Подведение итогов .

(5 стадия)

-Как  убедить ребят в необходимости  дальнейшего улучшения своей  и окружающей жизни?

-Как научить воспитанников  анализировать и оценивать свою работу?

-Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский  разбор. Сборы –«огоньки». Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. деловой спор.

Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.

Ближайшие последствия.

(6 стадия)

-Как  научить ребят реализовывать  выводы и предложения?

-Как научить воспитанников использовать  полученный опыт в жизни коллектива?

-Как научить учащихся осуществлять  собственные решения?

Творческие  группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная  перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность  в делах Перспектива. Взаимопомощь.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

  • Технология французских мастерских

 

     Технология французских или педагогических мастерских основывается на идеях GFEN (groupe fransais education nouvelle) — французской группы движения за новое образование. Это движение, объединившее философов, ученых, общественных деятелей, педагогов Франции (А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др.), возникло более 70 лет назад. Основные цели данной технологии — овладение учащимися не только знаниями, но и способами умственной деятельности; осознание учащимися закономерностей мира, самих себя и своего места в мире; формирование умений ставить и решать проблемы, развитие коммуникативной культуры, творческих умений; воспитание уверенности в своих творческих способностях. Принципы, в соответствии с которыми реализуется технология французских мастерских, характеризуют образовательный процесс и профессиональную позицию педагога («мастера»).

 

Принципы:

- Равенство всех участников, включая  мастера;

- Все способны к творчеству;

- Создание личностной мотивации;

- Отсутствие оценки, соперничества;

- Чередование индивидуальной и  коллективной работы;

- Важность не только результата  творческого поиска, но и самого  процесса, в котором реализуются  законы проблемного обучения;

- Язык – важнейший материал  для работы во всех мастерских, независимо от предмета; Выбор  материала, вида деятельности, способа  предъявления результата;

- Нравственная ответственность  каждого за свой выбор, процесс  и результат деятельности.

 

     Таким образом, мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

      В мастерской учитель – мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

      Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:

Информация о работе Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся