Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:13, реферат
• Игровые технологии
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Целевые ориентации:
• Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
• Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
Концептуальные основы:
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства. Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.
Принципы программированного обучения:
Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.
Термин «иерархия» означает ступенчатую
соподчиненность частей в каком-то
целостном организме при
Уже структура технологии программированного обучения свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог , управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему , индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения .
Сущность второго принципа - принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому, но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему.
Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения , то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.
Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.
Шаговая учебная процедура - это технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий . Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы.
В состав шага включаются три взаимосвязанных звена : информация, операция с обратной связью и контроль.
Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу - основу технологии программированного обучения.
Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.
Виды обучающих программ:
• Линейные программы представляют
собой последовательно
• Разветвленная программа
• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изме нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, по собиям и т.д.
Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление на основе одного ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
• Комбинированная программа
Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения - составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
- информационный блок;
- тестово-информационный;
- коррекционно-информационный;
- проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
- блок проверки и коррекции.
Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель;
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.
Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения; она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам, далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
В любом воспитательном мероприятии
выполняются четыре психологически
необходимых этапа
Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.
«Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
КТД имеет следующие этапы (стадии).
Стадии |
Педагогическое целеполагание |
Методы, формы деятельности коллектива |
Предварительная работа воспитателя (1стадия) |
-Для чего? -С какой целью? -Кто может помочь? -Кому быть организатором? |
«Нацеливающие» воспитательные мероприятия: -«стартовые беседы», -размышление, убеждение на |
Коллективное планирование. (2 стадия) |
-Какие дела проведём? -На радость и пользу кому? -Где лучше проводить? -С кем лучше проводить? |
Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск: открытая дискуссия, деловая игра, пробуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием) Выборы «совета дела». |
Подготовка дела. (3 стадия) |
-Как
развивать положительные -Как преодолевать -Как включить всех ребят в активный творческий поиск? -Как научить ребят |
Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, игрой. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта КТД. |
Проведение дела. (4 стадия) |
-Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? -Как увлечь воспитанников -Как добиться радостной -Как научить ребят выходить из затруднительного положения? |
Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы: эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования. |
Подведение итогов . (5 стадия) |
-Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? -Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу? -Как сделать, чтобы |
Товарищеский разбор. Сборы –«огоньки». Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание. |
Ближайшие последствия. (6 стадия) |
-Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? -Как научить воспитанников -Как научить учащихся |
Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах Перспектива. Взаимопомощь. |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Технология французских или педагогических мастерских основывается на идеях GFEN (groupe fransais education nouvelle) — французской группы движения за новое образование. Это движение, объединившее философов, ученых, общественных деятелей, педагогов Франции (А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др.), возникло более 70 лет назад. Основные цели данной технологии — овладение учащимися не только знаниями, но и способами умственной деятельности; осознание учащимися закономерностей мира, самих себя и своего места в мире; формирование умений ставить и решать проблемы, развитие коммуникативной культуры, творческих умений; воспитание уверенности в своих творческих способностях. Принципы, в соответствии с которыми реализуется технология французских мастерских, характеризуют образовательный процесс и профессиональную позицию педагога («мастера»).
Принципы:
- Равенство всех участников, включая мастера;
- Все способны к творчеству;
- Создание личностной мотивации;
- Отсутствие оценки, соперничества;
- Чередование индивидуальной и коллективной работы;
- Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
- Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
- Нравственная ответственность
каждого за свой выбор,
Таким образом, мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.
В мастерской учитель – мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:
Информация о работе Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся