Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:13, реферат

Описание работы

• Игровые технологии
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Файлы: 1 файл

партфолио.docx

— 94.68 Кб (Скачать файл)
  • «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
  • «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
  • «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
  • «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
  • «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
  • «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
  • «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

 

     Существует несколько разновидностей теорческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и т.д. Последняя особенно ценна для учителя – словесника, ведь не секрет, что с каждым новым поколением учеников мы встречаем все меньше детей, способных грамотно выражать свои мысли. Развить речь – это значит, прежде всего, пробудить в человеке генетически закодированное слово, своё, личное.  

     Обычно такие уроки проводятся при изучении раздела «Речь». Учащиеся самостоятельно повторяют параграфы, выделяя ключевые слова, понятия при подготовке работы над текстом. Работа ведется в группах. Например, в 5 классе при работе по теме «Дождь» можно использовать следующие приемы: запись слов-ассоциаций по данной теме, распространение их определениями или другими словами так, чтобы получились словосочетания, запись определения слова «дождь», создание небольшого текста о дожде с выражением своего отношения к этому явлению природы, выделение основной мысли и составление вопросов к уже готовым текстам о дожде, выделение микротем, запись плана текста, создание рисунков дождя, их характеристика, и как итог урока, сочинение письма себе от имени дождика. Мастерская всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

     Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи она подходит идеально.

 

 

  • Вальдорфская педагогика Р. Штайнера

 

Основные методы преподавания:

     Метод «душевной экономии»  - основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребёнка.

     Рациональное развитие памяти. До 12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» ввиду того, что формирование понятий естественно для природы ребёнка после 12 лет. Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребёнка, которые являются опорой для памяти. Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с её радостью и болью, с её приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребёнка, что ему интересно. Например, чувство ритма является насущной потребностью ребёнка до полового созревания. Поэтому в данном возрасте ребёнку легко даётся заучивание большого количества стихотворений. Также легко и весело заучивают дети таблицу умножения под ритмические хлопки и топанье ногами.

     Интерес - как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития.

     Ребёнку интересно то, что созвучно процессам на данном этапе его внутреннего развития. Так, детям до 9 лет интересно активно играть, много двигаться, подражать и слушать сказки. То есть их интерес ещё находится в области дошкольного периода, они там, где «мир добр». Поэтому обучение детей данного возраста строится на подражании, на подвижной игре и на сказках.

     Также младшие школьники ощущают потребность в ритме, в живых образах и в творческой фантазии, которая растет к 9 годам и наиболее остро ощущается от 9 до 12 лет. Во время рубикона (кризиса развития, происходящего в 9 лет) ребёнок отделяет себя от окружающего мира, ему уже интересны вещи «какие они есть на самом деле». Поэтому в обучение вводятся реалистические предметы: краеведение и зоология в 4-классе, география, ботаника и история в 5 классе.

     Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей. Решением данной проблемы является введение большого количества предметов, на которых дети занимаются активной деятельностью. Это эвритмия (вид искусства, разработанный Р. Штайнером), живопись и т. д. На созерцательных предметах педагог стремится разбудить воображение ребёнка, привести в движение его чувства. Это может быть интересное сообщение во время преподавания, либо захватывающий рассказ в конце урока. Главное включить интерес как положительную эмоцию.

     Ритмический распорядок дня. В течение учебного дня идет плавный переход от умственной деятельности к физической через деятельность чувств. Существует строго определённый ритм дня. Утренняя зарядка в вальдорфской школе заменяется ритмической частью. Младшие школьники 20 минут активно движутся, ритмически топают и хлопают, читают стихи.

Первый урок - это главный урок, один из главных общеобразовательных предметов (математика, родной язык, география, физика, химия и т. п.) Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью занимаются в послеобеденное время. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

     Преподавание «по эпохам». Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами». «Эпоха» длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку. По окончании «эпохи» дети чувствуют прилив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли.

 

  

 

  Принцип «гармонизации душевной жизни».

     В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трёх душевных способностей ребёнка: воли, чувства и мышления. Гармония душевной жизни создаёт благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются на каждом этапе развития ребёнка в соответствии с возрастными особенностями. Это учитывается в методической работе. Так, в начальной школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воле ребёнка, в средней школе - к чувствам, в старших классах — к мышлению.

 

     Принцип «гармонизации социальной среды».

     Большое значение для ребёнка имеет создание вокруг него здоровой социальной среды, так как индивидуальность может развиваться свободно, если вокруг ничто её не подавляет.

Высокие требования к личности учителя. Чтобы избежать отрицательного влияния на ребёнка, педагог должен заниматься самосовершенствованием, контролировать своё поведение.

Индивидуальный подход к ребёнку. Данный подход позволяет наиболее полно раскрыться способностям и не навредить здоровью ребёнка. Например, для того, чтобы уравновесить действие темперамента в ребёнке, ему дают возможность увидеть себя со стороны. Для этого детей с одинаковыми темпераментами часто сажают за одну парту. Безоценочная система обучения, отсутствие соревнований не вызывает у ребёнка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня. Индивидуальный подход избавляет ребёнка от лишних стрессов, исключает обесценивание личности ребёнка.

Совместная деятельность в классе. Дружный класс также способствует душевному комфорту ребёнка. Объединение детей в классе происходит на ритмической части, на занятиях эвритмией и ботмеровской гимнастикой. Согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат их работы зависит от слаженности их действий. Главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребёнку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты. Очень важно учителю организовать свою работу таким образом, чтобы ученики становились все более самостоятельными, чтобы их личная привязанность к учителю перерастала в привязанность к школе. Это помогло бы их безболезненному переходу на старшую ступень.

 

 

 

 

  • Технология свободного труда С. Френе

 

     Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию.

Концептуальные положения:

•  Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.

•  Отношения между детьми и  ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного  процесса.

•  Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.

•  Большое внимание школьному  самоуправлению.

•  Целенаправленно побуждается  эмоциональная и интеллектуальная активность детей.

•  Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

Особенности организации

 

В школе Френе:

-   нет обучения, а есть  разрешение проблем, пробы, экспериментирование,  анализ, сравнение;

-   нет домашнего задания,  но постоянно задаются вопросы  - дома, на улице, в школе;

-   нет уроков от звонка  до звонка;

-   нет отметок, но отмечаются  личные продвижения - через взаимооценивание детей и педагогов;

-   нет ошибок - бывают недоразумения,  разобравшись в которых совместно  со всеми, можно их не допускать;

-   нет программ, но есть  индивидуальные и групповые планы;

-   нет традиционного учителя,  но учат сами формы организации  общего дела, проектируемые педагогом  совместно с детьми;

-   педагог никого не воспитывает,  не развивает, а участвует в  решении общих проблем;

-   нет правил, но классом  правят принятые самими детьми  нормы общежития;

-   нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует самоощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения;

-   нет класса в общем  смысле, а есть детско-взрослая  сообщность.

 

 

 

Особенности методики:

     Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенках (это могут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.

     Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование.

     Самоуправление. В школе создается кооператив, во главе которого стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших — реже, по мере надобности.

     Культ информации. Важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудио и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации. Самовыражение ребенка также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают клише, издают книжки. Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает “текст дня”, фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и “редакторскую правку”.

     Планирование. Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретные задания или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражены все виды его работы.

Информация о работе Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся