Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:13, реферат

Описание работы

• Игровые технологии
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Файлы: 1 файл

партфолио.docx

— 94.68 Кб (Скачать файл)

     В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

 

Технология развивающих  игр Б.П. Никитина:

     Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

     Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

     Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий  диапазон трудностей: от доступных  иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

     Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

 

Игровые технологии в младшем  школьном возрасте:

     Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.

     В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

     Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

     Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

     Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное  образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.

     При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

     В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий, встроенных в основное содержание обучения.

     Методика обучения детей теории музыки В.В. Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа. Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

 

Игровые технологии в среднем  и старшем школьном возрасте:

     В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

     Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

 

Деловые игры

     Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются  различные модификации деловых  игр: имитационные, операционные, ролевые  игры, деловой театр, психо и социодрама.

     Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

 

 

  • Технология современного проектного обучения

 

     Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».

     Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие по созданию культурных ценностей.

     Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные педагогом условия дают возможность ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.

     Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

     Метод проектов – это способы самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

     Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблемы и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).

     Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

     В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

 

Целевые ориентации:

  • Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
  • Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
  • Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
  • Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
  • Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
  • Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
  • Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.

        Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности:

- брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии  рения;

- регулировать конфликты ненасильственным  путем;

- оценивать и анализировать  социальные привычки, связанные  со здоровьем, с окружающей  средой;

- делать свой выбор;

- владеть устным и письменным  общением;

- учиться всю жизнь;

  • Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

 

Концептуальные позиции:

  • Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
  • Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строиться не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.
  • Деятельностный подход.
  • Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.
  • Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
  • Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций ученика.
  • Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
  • Принцип уважения к иной точке зрения.
  • Принцип обеспечения ответственности за результат.
  • Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

 

 

Особенности организации  и методики:

     Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта,  состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

     Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

- исследовательские – по структуре  приближены к подлинному научному  исследованию: доказательство актуальности  темы, определение проблемы, предмета  и объекта исследования, обозначение  задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение  результатов, выводы, оформление  результатов, обозначение новых  проблем;

- творческие – не имеют детально  проработанной структуры, подчиняются  жанру конечного результата (газета, филь, праздник), но результаты оформляются  в продуманной завершенной форме  (сценарий фильма или праздника,  макет газеты);

- информационные – сбор информации  и ознакомление с ней заинтересованных  лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами  и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки;

- социально значимые – с самого  начала четко обозначается результат  деятельности, ориентированный на  интересы какой-либо группы людей;  требуют распределения ролей  участников, плана действий, внешней  экспертизы.

     Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.

     Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

     Специфика телекоммуникационных проектов состоит в том, что они по самой своей сути всегда социальны и межпредметны (межрегиональны). Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, необходима более глубокая интеграция, предполагающая знание не только предмета исследуемой проблемы, но и особенностей национальной культуры партнера, специфики его мироощущения.

 

Информация о работе Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся