Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:13, реферат

Описание работы

• Игровые технологии
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Файлы: 1 файл

партфолио.docx

— 94.68 Кб (Скачать файл)

е) беседы с рассказом;

ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует  точного воспроизведения.

 

     В основу концепции была положена идея становления и реализации потенциала индивидуальности учащихся и педагогов на основе их совместной духовно-практической деятельности, связанной с обретением подлинных фактологических знаний.

 

Группа основных подходов:

1. Исследовательский подход в  обучении. Его характерная черта  - реализация идеи "Обучение через  открытие". В рамках этого подхода  ученик в совместной духовно-практической  деятельности с учителем создает  знания, умения, объекты или то  и другое.

2. Коммуникативный или дискуссионный  подход. Он предполагает, что ученик  на какое-то время становится  автором какой-либо точки зрения  на определенную научную проблему. При реализации этого подхода  формируются умения высказывать  свое мнение и понимать чужое,  искать позиции, объединяющие  обе точки зрения.

3. Групповой подход. Каждая группа  работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.

 

  • Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова

 

Принципы:

- Развитие происходит путем  врастания ребенка в культуру  и опирается как на свое  основание на достижения естественного  созревания (Л.Г. Выготский)

- Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне  ближайшего развития).

- Принцип субъективности ребенка  в учебном процессе. Ученик должен  быть субъектом, а не объектом  обучения.

- Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).

-Приоритетная цель – формирование способов умственных действий (СУД).

Содержание:

1. Система научных понятий есть  фактор умственного развития  в процессе школьного обучения.

2. Повышение роли теоретического  мышления (приоритет СУД, а не  ЗУН).

3. Основой развивающего обучения  служит его содержание, от которого  производны методы и формы  организации обучения.

4. Содержательные обобщения. Знания, конституирующие учебный предмет  или его основные разделы, усваиваются  учащимися в процессе анализа  условий их происхождения, благодаря  которым они становятся необходимыми.

 

Методика:

  1. Дедуктивный способ подачи информации. Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
  2. Принцип проблемности как условие мотивации.
  3. Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения изучаемого предмета.
  4. Принцип моделирования. Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.
  5. Обучение как активный деятельностный процесс:
  6. Понимание учебной деятельности ребенка как деятельности по самоизменению.
  7. Выделение в структуре учебной деятельности четырех компонентов: учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.
  8. Принцип диалога.
  9. Концепция коллективно-распределенной учебной деятельности, переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.

 

Особенности содержания:

- Построение учебного предмета  моделирует содержание и методы  научной области, организует познание  ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств  и отношений объектов, условий  их происхождения и преобразования.

- Повышается теоретический уровень  образования, который предлагает  передачу детям не только эмпирических  знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного  сознания (научных понятий, художественных  образов, нравственных ценностей).

- Теоретические знания (ЗУНы)

- Развивающий характер обучения  в технологии Д.Б. Эльконина – В.В.

     Давыдова связан, прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. В основе эмпирических знаний лежит наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри системы абстрактных элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

  • Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов,

П. М. Эрдниев)

 

       Виктор Фёдорович  Шаталов — педагог-новатор. Народный  учитель СССР (1990), почётный доктор  академии педагогических наук  Украины, заслуженный учитель  Украины.

     Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР. Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:

- применять обобщения в текущей  учебной работе на каждом уроке;

- устанавливать больше логических  связей в материале;

- выделять главное и существенное  в большой дозе материала;

- понимать значение материала  в общей системе ЗУН;

- выявить больше меж предметных  связей;

- более эмоционально подать  материал;

- сделать более эффективным  закрепление материала.

 

Целевые ориентации:

• Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.

• Создание информационно более  совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

• Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики.

 

Концептуальные положения:

     Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:

1) совместно и одновременно изучать  взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п.;

2) обеспечение единства процессов  составления и решения задач;

3) рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания;

4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления  исходного и преобразованного  заданий;

5) выявлять сложную природу математического  знания, достигать системности знаний;

6) принцип дополнительности в  системе упражнений.

 

Обучение строится по следующей  схеме:

1) Стадия усвоения недифференцированного  целого в его первом приближении.

2) Выделение в целом элементов  и их взаимоотношений.

3) Формирование на базе усвоенных  элементов и их взаимоотношений  более совершенного и точного  целостного образа.

 

Особенности методики:

     В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения».

     Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:

а) исходная задача;

б) ее обращение;

в) обобщение.

 

     В работе над математическим упражнением отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:

а) составление математического  упражнения;

б) выполнение упражнения;

в) проверка ответа;

г) переход к родственному, но более  сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.

 

     Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например:

а) решение обычной «готовой»  задачи;

б) составление обратной задачи и  ее решение;

в) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению  и решение ее;

г) составление задачи по некоторым  элементам, общим с исходной задачей;

д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

  • Игровые технологии

 

     Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

 

     Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

 

Игровая деятельность:

     Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

     По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

     В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как  полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение  позитивных изменений в структуру  личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение  единых для всех людей социально-культурных  ценностей;

- социализации: включение в систему  общественных отношений, усвоение  норм человеческого общежития.

 

Большинству игр присущи  четыре главные черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию  ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

• эмоциональная приподнятость  деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

• наличие прямых или косвенных  правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

 

В структуру игры как  процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

 

Спектр целевых ориентации:

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.

 

Концептуальные основы игровых технологий:

• Психологические механизмы игровой  деятельности опираются на фундаментальные  потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности.

• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок.

• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов".

• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет  свои особенности.

• Содержание детских игр развивается  от игр, в которых основным содержанием  является предметная деятельность, к  играм, отражающим отношения между  людьми, и, наконец, к играм, в которых  главным содержанием выступает  подчинение правилам общественного  поведения и отношения между  людьми.

• В возрастной периодизации детей  особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей  деятельности возникают и формируются  соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

 

Игровые технологии в дошкольном периоде:

     Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

     У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Информация о работе Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся