Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского и его практическая деятельность в области дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:10, контрольная работа

Описание работы

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. При переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.

Файлы: 1 файл

одоевский 1.docx

— 107.89 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. При переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.  
    Первым выступлением Одоевского в печати были переводы с немецкого, опубликованные в «Вестнике Европы» в 1821. Там же в 1822–1823 публикуются Письма к Лужницкому старцу, одно из которых «Дни досад» привлекло своим негодующим настроем внимание А.С. Грибоедова, который познакомился с Одоевским и оставался его близким другом до конца своей жизни. В юношеские годы Одоевский был дружен со своим старшим двоюродным братом, поэтом и будущим декабристом А.И.Одоевским, как о том свидетельствует его «Дневник студента» (1820–1821): «Александр был эпохою в моей жизни». Брат безуспешно пытался остеречь его от «глубокомысленных умозрений непонятного Шеллинга», однако кузен выказал твердость и независимость в суждениях. В начале 1820-х годов Одоевский бывал на заседаниях «Вольного общества любителей российской словесности», где главенствовал Ф.Глинка, и входил в кружок переводчика и поэта С.Е.Раича, члена Союза благоденствия. Сблизился с В.Кюхельбекером и Д.Веневитиновым, вместе с которым (и с будущим видным славянофилом И.Киреевским) в 1823 создал кружок «Общество любомудрия», став его председателем. Как вспоминал один из «любомудров», в «Обществе» «господствовала немецкая философия»: ее самым деятельным и вдумчивым разъяснителем Одоевский оставался более двух десятилетий.  
    В 1824–1825 Одоевский с Кюхельбекером издают альманах «Мнемозина» (опубликовано 4 книги), где печатаются, кроме самих издателей, А.С.Пушкин, Грибоедов, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков. Участник издания Н.Полевой писал впоследствии: «Там были неведомые до того взгляды на философию и словесность... Многие смеялись над «Мнемозиною», другие задумывались». Именно «задумываться» и учил Одоевский; даже его опубликованный в альманахе горестный этюд светских нравов «Елладий» В.Г.Белинский назвал «задумчивой повестью».  
    К открывшимся после событий декабря 1825 замыслам заговорщиков, со многими из которых Одоевский был дружен или близко знаком, он отнесся с грустным пониманием и безоговорочным осуждением. Однако николаевскую расправу с декабристами осудил гораздо резче, хотя и был готов безропотно разделить участь друзей-каторжников. Следственная комиссия не сочла его для этого «достаточно виновным», и он был предоставлен самому себе.  
    В конце 1820-х – начале 1830-х годов Одоевский ревностно исполнял служебные обязанности, педантично пополнял свои необъятные знания, вырабатывал мировоззрение и создавал свой главный опыт в области художественной словесности – философский роман «Русские ночи», завершенный к 1843 и изданный в 1844 в составе трех томов Сочинений князя В.Ф.Одоевского. Роман, по сути дела, представляет собой приговор немецкой философии от лица русской мысли, выраженный во внешне прихотливом и чрезвычайно последовательном чередовании диалогов и притч: европейская мысль объявляется неспособной разрешить важнейшие вопросы российской жизни и всемирного бытия.  
    Вместе с тем роман «Русские ночи» содержит исключительно высокую оценку творчества Шеллинга: «В начале ХIХ века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в ХV, он открыл человеку неизвестную часть его мира... его душу». Уже в 1820-х годах, переживая увлечение философией искусства Шеллинга, Одоевский написал ряд статей, посвященных проблемам эстетики. Но увлечение Шеллингом в духовной биографии Одоевского далеко не единственное. В 1830-е годы он находился под сильным влиянием идей новоевропейских мистиков Сен-Мартена, Арндта, Портриджа, Баадера и др. В дальнейшем Одоевский изучал патристику, проявляя, в частности, особый интерес к традиции исихазма. Результатом многолетних размышлений о судьбах культуры и смысле истории, о прошлом и будущем Запада и России стали «Русские ночи».  

Отстаивая свои общественные и философские взгляды, Одоевский  нередко вступал в полемику, как с западниками, так и со славянофилами. В письме лидеру славянофилов А.С.Хомякову (1845) он писал: «Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга – отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине».  
    Изданию романа «Русские ночи» предшествовали многие творческие свершения: в 1833 были изданы «Пестрые сказки с красным словцом», собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою (эту словесную маску Одоевский использовал до конца дней), которые произвели чрезвычайное впечатление на Н.В.Гоголя и предвосхитили образность и тональность его Носа, Невского проспекта и Портрета. В 1834 отдельно опубликован «Городок в табакерке», одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок, выдерживающая сравнение с андерсеновскими и ставшая непременным чтением русских детей. Появились несколько романтических повестей, начиная с «Последнего квартета Бетховена», опубликованного в 1831 в альманахе «Северные цветы». Пригласив Одоевского к ближайшему сотрудничеству в затеянном журнале «Современник», «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1835) – светские повести Одоевского, продолжающие намеченную еще в Елладии линию «метафизической сатиры». Взяв на себя еще при жизни Пушкина хлопоты по изданию второй книги «Современника», Одоевский после его смерти единолично выпустил седьмую. «Современник» продержался до вмешательства Белинского только благодаря Одоевскому. Между тем Одоевский продолжает намеченное в «Пестрых сказках» и «Городке в табакерке»: изданные в 1838 «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» становятся хрестоматийным детским чтением. Успех ободряет Одоевского, и он развивает его, предприняв в 1843 издание «народного журнала», т.е. периодического сборника «Сельское чтение»: в 1843–1848 опубликованы 4 книги, переизданные (до 1864) 11 раз. По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для простонародия». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В.Даль. Из свершений Одоевского 1830-х годов надо отметить еще его пьесу «Хорошее жалованье» (1838) – сцены из чиновничьего быта, явственно предвосхищающие А.Н.Островского. В 1850–1860-х годах Одоевский занимается историей и теорией «исконной великоросской музыки»: впоследствии публикуются его работы «К вопросу о древнерусском песнопении» (1861) и «Русская, и так называемая общая музыка» (1867). Его считают и утверждают поборником официозной «народности»; между тем он пишет: «Народность – одна из наследственных болезней, которою умирает народ, если не подновит своей крови духовным и физическим сближением с другими народами». Сказавший во всеуслышание эти слова сановник и князь-Рюрикович был занят в ту пору составлением исторического исследования о царствовании Александра II «О России во второй половине XIX века». Органическим (в духе Шеллинга) приобщением российской культуры к европейской и был всю жизнь занят Одоевский. Умер Одоевский в Москве 27 февраля (11 марта) 1869. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль В. Ф. Одоевского в организации детских приютов  и сельских училищ для государственных  крестьян

Одоевскому принадлежит  почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и  вторым председателем Крестовоздвиженской  общины сестёр милосердия. В осуществлении  задуманных им способов прийти на помощь страждущим и «малым сим» Одоевский  встречал поддержку со стороны великой  княгини Елены Павловны, к тесному  кружку которой он принадлежал. Главная  его работа и заслуга в этом отношении состояла в образовании, в 1846 году, Общества посещения бедных в Петербурге, деятельности которого впоследствии он всячески содействовал.

Будучи человеком передовых  взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о  распространении подлинно научных  знаний среди широких масс народа, он выступал за, отмену крепостного  права и отдал много сил  деятельности по улучшению условий  жизни столичной бедноты и  просвещения народа. С 1846 по 1855 г. он состоял председателем “Общества  посещения бедных”.

Одоевский составил проект организации для народа публичных  лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; он занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные  руководства и научно-популярные книги для народа, получившие высокую  оценку В. Г. Белинского.

Одоевский был замечательным  детским писателем. Его “Сказки дедушки Иринея (псевдоним Одоевского) были высокохудожественными литературными произведениями, отличавшимися также большими педагогическими достоинствами. В. Г. Белинский писал по поводу сказок Одоевского: “В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Узнав, его, с ним не расстанутся и взрослые”. Сказки Одоевского знакомили детей с реальными явлениями и предметами, расширяли круг их знаний, развивали творческое воображение и мышление детей, воспитывали их в моральном отношении.

В. Ф. Одоевский был организатором  и руководителем первых детских  приютов в России, созданных им в системе государственных учреждений с привлечением средств и сил  общественной благотворительности. Он разработал “Положение о детских  приютах и “Наказ лицам, непосредственно  заведывающим детскими приютами”, по которым с 1839 г. работали эти учреждения. При разработке этих важных законодательных  документов Одоевский учел успешный педагогический опыт школы для малолетних детей Е. О. Гугеля, а также зарубежных детских учреждений.

Согласно “Положению... приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства о детских приютах, находившегося под покровительством царицы. Комитет должен был издавать для детских приютов учебные  пособия и руководства.

В 1839 г. В. Ф. Одоевский был  назначен правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах, он стал его душой и подлинным руководителем. Одоевский составил "Таблицу складов (1839) —своеобразное руководство для обучения грамоте звуковым методом, которое В. Г. Белинский рекомендовал широко использовать в школах и при домашнем обучении. Совершенствуя методику работы с детьми в приютах, В. Ф. Одоевский создавал книжки для детей, вводил наглядное обучение по картинкам, а также “предметам в натуре”, писал руководства для смотрительниц детских приютов. Он стремился сделать детские приюты воспитательными учреждениями, а не просто убежищами, в которых дети получали питание, уход и находились под надзором.

Согласно документам, разработанным  Одоевским, детские приюты должны были:

1) доставлять убежище  бедным детям, остающимся без  надзора во время дневных работ  их родителей, убежище, которое  до некоторой степени заменило  бы им семью; 

2) внушать детям “чувство  доброй нравственности и к  этой цели направлять детские  занятия и игры;                

 3) приучать детей к порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих;

4) дать детям элементарные  знания об окружающем, навыки  ремесла и рукоделия. 

Было определено время  работы приютов с 7 утра до 8–9 часов  вечера. Занятия с детьми планировалось  начинать с 10 часов утра, причем должны были продолжаться они не более получаса. С 12.30 до 14.00 – время свободной  игры детей. После игры предлагались занятия вязанием, другими рукоделиями, которые планировалось сопровождать чтением и рассказыванием, изучением  церковных напевов, гимнов, песен. Важной задачей воспитания нравственности в приютах педагог считал искоренение  дурных наклонностей детей.

Кроме того, в приютах  проводилась профилактика простудных и вирусных заболеваний. Для укрепления иммунитета в зимний период при входе  детям раздавали "сбитень, отвар  шалфея, смородинных листов, калиновых побегов. Если у детей были мокрые ноги или платье, одежда менялась на сухую.

На содержание приютов  в Санкт-Петербурге и Москве "повелением государя Императора" предполагалось отпускать по десять тысяч рублей ежегодно. Денежные средства расходовались  на приобретение мебели, одежды и белья для детей, письменных принадлежностей, продуктов. Средняя цена содержания каждого ребенка в приюте на 1841 г. составляла 16 руб. 30 к. серебром в год, но этих денег было недостаточно, поэтому большую часть денежных средств на содержание приютов приносила благотворительность.

Благотворительность как  социально-экономическое явление  в российской национальной культуре всегда имела глубокие исторические и духовные корни. Первая половина XIX в. в России отличалась особым подъемом благотворительности. Истоки этого  подъема лежат в смене направленности общества на новые общественные духовные ценности, выразившиеся в обостренной  гражданственности, в престижности идеи общественной пользы. Существенную роль играл пример царской семьи, а также поощрение благотворителей присвоением званий, титулов, знаков отличия. Поэтому материальную основу практически всех учреждений подобного рода в большинстве своем составляла частная благотворительность, которая существовала в виде благотворительных концертов и денежно-вещевых приношений.

Благотворительные концерты, спектакли и лотереи приносили  немалую часть доходов приютам. К участию в благотворительных  концертах В.Ф. Одоевский часто  привлекал своих друзей-музыкантов. Известно, что для одного такого концерта М.И. Глинка написал музыку к романсам на слова Е.П. Ростопчиной "Северная звезда" и "Зацветет черемуха".

Особый раздел в отчетах  о деятельности того или иного  приюта занимали денежно-вещевые приношения от частных лиц. Помощь приютам оказывали в виде денег, продуктов питания, одежды, ткани, школьных принадлежностей, книг. Имя благотворителя и размер помощи строго фиксировались, не взирая на сословия. Наряду с князьями и графинями помощь приютам оказывали купцы, крестьяне, ремесленники. Так, в 1840 г. книгопродавцы Глазунов и Смирдин внесли в приюты Петербурга разных книг на 1000 рублей ассигнациями каждый. От нотариуса Штраниха в приют г.Смоленска "поступило 18 аршин материи на пальто". Сам В.Ф. Одоевский выделял из своих далеко не больших средств на приюты.

Основную массу детей в приютах составляли дети от 6 до 9 лет. Это можно объяснить тем, что в то время школьное обучение начиналось с 10 лет, и большинство родителей определяли детей в приюты с целью подготовки их к школе.

Воспитательно-образовательную  работу с детьми осуществляла смотрительница приюта. В.Ф. Одоевский придавал большое значение правильному отбору смотрительниц в приюты. Среди требований к личности смотрительницы можно отметить высокую нравственность, любовь к детям, образованность и другие.

Документом, определяющим деятельность смотрительницы, являлся "Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами". По существу данный документ являлся педагогическим руководством, освещающим цели, задачи, содержание и пути воспитательно-образовательной работы в детских приютах. Одновременно он показывает, какими гуманными идеями и чувствами были проникнуты педагогические устремления В.Ф. Одоевского, направленные на улучшение участи бедных родителей.

Информация о работе Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского и его практическая деятельность в области дошкольного образования