Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:10, контрольная работа
ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. При переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.
Кроме этого им были разработаны требования к смотрительницам дошкольных учреждений. Жизнь в детском приюте должна быть организована на семейных началах. Смотрительниц назначали из лиц, окончивших женские учебные заведения и практиканток, имеющих опыт работы с детьми. При выборе необходимо было обращать внимание на нравственно–религиозные качества, педагогические наклонности, любовь к детям, доброту, тихий нрав, миролюбие, здравый смысл, вежливость, умеренность во всем, чистоту и опрятность, умение показать личный пример. Смотрительница должна была уметь читать, писать, считать на счетах, знать женские рукоделия. Педагог определил требования к помещению приюта: при заведении должен быть небольшой сад или двор для прогулок детей, а сам приют помещался бы на нижних этажах. Интерес представляют также наставления смотрительнице по поводу проведения занятий, хоровому пению, воспитанию добрых привычек, поощрениям и наказаниям детей; в качестве наказаний он предложил оставлять ребенка в совершенной праздности несколько часов, без участия в уроках и играх. Очень важна забота смотрительниц о детях, их физическом состоянии; предлагал иметь пару кроватей для отдыха и сна ослабленным детям. Педагог уделил внимание и вопросам приема детей, проветривания помещений, переодевания детей в чистое и сухое платье после прогулок, распределения занятий в течение дня, чтению и рассказыванию, проведению бесед.
В «Руководстве для гувернанток» В. Ф. Одоевский раскрыл особенности искусства беседы с детьми, указал на важность возбуждения у них любопытства, простоту и доступность, точность и краткость языка в соответствии с возрастом детей, развитие чувств и убежденность речи педагога. Очень большое значение он придавал вопросам, задаваемым детям; они должны быть просты и ясны, соответствовать возрастному и индивидуальному развитию ребенка, кроме этого надо приучать детей задавать вопросы самим, развивать мышление, учить их рассказывать прочитанное. Эти важные идеи легли в основу организации работы сети детских садов в нашей стране: времени и условий работы, требовании к приему детей, проведению занятий, к помещению, двору, педагогу и т. д.
Основную задачу школы В. Ф. Одоевский видел в изучении элементов науки и полученного в дошкольном возрасте умственного развития. Он считал, что в основе должно лежать общее образование; обучение должно быть связано с жизнью, т. е. знания, приобретаемые в школе, должны найти применение в жизни. Педагог сделал попытку разработки методики преподавания отдельных предметов, считал ведущим индуктивно–дедуктивный метод, в котором следует двигаться от наблюдений к обобщениям. Педагог поднимал вопрос о перегрузке школьных программ. В работе со взрослыми также считал необходимым начинать с приучения мыслить об окружающих вещах, а затем переходить к элементам науки. Он составил для народа проект организации публичных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные руководства и научно–популярные книги для народа, получившие высокую оценку В. Г. Белинского.
Говоря о воспитании, В. Ф. Одоевский одинаковое внимание уделял умственному, нравственному, эстетическому, физическому и религиозному развитию ребенка. Он писал, что «нравственный инстинкт требует развития, как всякая другая сила человека». Говоря об умственном развитии, он высказал мысль, что надо «ум возвысить до инстинкта», «надобно, чтобы на верхней ступени науки и искусства человек был еще недоволен собою, тогда только ему возможны новые успехи». Большое внимание педагог уделял процессу саморазвития: «прекрасна деятельность народа, обращенная на внешнюю славу, но еще лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование».
Большое внимание он придавал влиянию окружающей среды и людей в деле развития человека, писал что люди, несколько лет живущие вместе, «делаются похожими друг на друга не только по духу, но и по телу; не только привычки их становятся одинаковыми, но… заметно нечто общее даже в чертах лица».
В. Ф. Одоевский высоко оценивал
роль педагога в воспитании человека
будущего и выдвинул требования к
нему. Педагог должен быть не только
специалистом одной отрасли знания,
но знать гораздо больше, чем означено
в программе и учебнике. Он не
должен замыкаться в узкие рамки
своего предмета, т. к. интересы детей
простираются дальше. Педагог должен
быть отзывчивым, но волевым, принципиальным
и справедливым. Одоевский указывал,
что подолгу беседовал с
Деятельность В. Ф. Одоевского
по руководству приютами давала богатый
материал для изучения психологии детей
и их языка, которые он использовал
при написании детских
Заключение
В процессе изучения и анализа архивных
материалов было выявлено, что воспитательно-
Анализ произведений В.Ф. Одоевского
позволяет утверждать, что он внес
существенный вклад в развитие детской
литературы в России в первой половине
XIX в. С именем В.Ф. Одоевского связано
возникновение и развитие родно
В.Ф. Одоевский разработал основы методики детского чтения. Он придавал большое значение учету психологических особенностей детей, содержанию материала, руководству взрослых детским чтением. В.Ф. Одоевский способствовал развитию детской журналистики в России.
Выделенные нами воспитательные
Методика элементарного
Несмотря на то, что В.Ф. Одоевский
теоретически не определил понятие
«метод обучения», но он сумел содержательно раскрыть его, выяснить сущность, важнейшие
признаки методов обучения и необходимые
условия их эффективного применения в дошкольном возрасте.
Он полагал, что методы обучения должны
исключить механическую работу, стимулировать
развитие мысли детей, возбуждать их познавательную активность.
Эти идеи перекликаются с современными
требованиями личностно-ориентированной педа
Прогрессивным для середины XIX в. были идеи В.Ф. Одоевского о содержании женского образования. Он много нового внес в методику обучения девушек в Мариинском и Екатерининском институтах благородных девиц, стараясь максимально приблизить к реальной трудовой жизни. В.Ф. Одоевский отстаивал единство теоретических знаний и практических умений в обучении, способствовал постановке трудового воспитания и демократизации процедуры экзаменов.
В.Ф. Одоевский выдвинул высокие требования к личности педагога: превосходное знание своего дела, любовь к детям, высокие моральные качества, образованность и воспитанность, которые созвучны требованиям к личности современного педагога.
Актуальными для современного процесса
подготовки специалистов дошкольного
образования являются идеи В.Ф. Одоевского
о сочетании в деятельности педагога
следующих составляющих: психолого-педагогической
подготовки, личностных качеств
В.Ф. Одоевский верно определил большое значение речи педагога как средства общения с детьми с целью их успешного умственного, нравственного и эмоционального развития.
Исторической заслугой В.Ф. Одоевского является то, что он один из первых в России поднял вопрос о необходимости подготовки специалистов для работы с детьми дошкольного возраста — смотрительниц детских приютов. Это связано с высокими требованиями к личности смотрительницы и уровню их образованности. Комитетом попечительства во главе с В.Ф. Одоевским была разработана система подготовки смотрительниц детских приютов: утверждены принципы подготовки смотрительниц по всей территории России; определенны размер жалования, условия и сроки обучения кандидаток на должность смотрительниц детских приютов; составлены учебные пособия и руководства.
Используемая литература
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На протяжении 50 лет в XIX в. в практике
сиротских приютов и
В "Положении" он обращает внимание организаторов приютов на то, что в приютах важно не присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться; обучать воспитанников какому-либо ремеслу.
Наказ лицам, непосредственно
заведующим
детскими приютами
1. Детские приюты
2. Дитя, поступающее в приют,
должно найти в нем не роскошь,
3. Вышесказанные соображения
Выбор смотрительницы
4. Попечительница, принявшая на
себя высший надзор за приютом,
5. При выборе смотрительницы
должно обращать внимание не
столько на ее звание, сколько
на ее душевное образование;
чистая нравственность, нрав тихий
и миролюбивый, здравый смысл
и врожденное чувство любви
к ближнему - вот необходимые качества
в женщине, долженствующей