Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского и его практическая деятельность в области дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:10, контрольная работа

Описание работы

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. При переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.

Файлы: 1 файл

одоевский 1.docx

— 107.89 Кб (Скачать файл)

Кроме этого им были разработаны  требования к смотрительницам дошкольных учреждений. Жизнь в детском приюте должна быть организована на семейных началах. Смотрительниц назначали  из лиц, окончивших женские учебные  заведения и практиканток, имеющих  опыт работы с детьми. При выборе необходимо было обращать внимание на нравственно–религиозные качества, педагогические наклонности, любовь к детям, доброту, тихий нрав, миролюбие, здравый смысл, вежливость, умеренность во всем, чистоту и опрятность, умение показать личный пример. Смотрительница должна была уметь читать, писать, считать на счетах, знать женские рукоделия. Педагог определил требования к помещению приюта: при заведении должен быть небольшой сад или двор для прогулок детей, а сам приют помещался бы на нижних этажах. Интерес представляют также наставления смотрительнице по поводу проведения занятий, хоровому пению, воспитанию добрых привычек, поощрениям и наказаниям детей; в качестве наказаний он предложил оставлять ребенка в совершенной праздности несколько часов, без участия в уроках и играх. Очень важна забота смотрительниц о детях, их физическом состоянии; предлагал иметь пару кроватей для отдыха и сна ослабленным детям. Педагог уделил внимание и вопросам приема детей, проветривания помещений, переодевания детей в чистое и сухое платье после прогулок, распределения занятий в течение дня, чтению и рассказыванию, проведению бесед.

В «Руководстве для гувернанток» В. Ф. Одоевский раскрыл особенности  искусства беседы с детьми, указал на важность возбуждения у них  любопытства, простоту и доступность, точность и краткость языка в  соответствии с возрастом детей, развитие чувств и убежденность речи педагога. Очень большое значение он придавал вопросам, задаваемым детям; они должны быть просты и ясны, соответствовать возрастному и индивидуальному развитию ребенка, кроме этого надо приучать детей задавать вопросы самим, развивать мышление, учить их рассказывать прочитанное. Эти важные идеи легли в основу организации работы сети детских садов в нашей стране: времени и условий работы, требовании к приему детей, проведению занятий, к помещению, двору, педагогу и т. д.

Основную задачу школы  В. Ф. Одоевский видел в изучении элементов науки и полученного  в дошкольном возрасте умственного  развития. Он считал, что в основе должно лежать общее образование; обучение должно быть связано с жизнью, т. е. знания, приобретаемые в школе, должны найти применение в жизни. Педагог сделал попытку разработки методики преподавания отдельных предметов, считал ведущим индуктивно–дедуктивный метод, в котором следует двигаться  от наблюдений к обобщениям. Педагог  поднимал вопрос о перегрузке школьных программ. В работе со взрослыми  также считал необходимым начинать с приучения мыслить об окружающих вещах, а затем переходить к элементам  науки. Он составил для народа проект организации публичных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; занимался  организацией сельских школ, писал  и издавал учебные руководства  и научно–популярные книги для  народа, получившие высокую оценку В. Г. Белинского.

Говоря о воспитании, В. Ф. Одоевский одинаковое внимание уделял умственному, нравственному, эстетическому, физическому и религиозному развитию ребенка. Он писал, что «нравственный  инстинкт требует развития, как всякая другая сила человека». Говоря об умственном развитии, он высказал мысль, что надо «ум возвысить до инстинкта», «надобно, чтобы на верхней ступени науки и искусства человек был еще недоволен собою, тогда только ему возможны новые успехи». Большое внимание педагог уделял процессу саморазвития: «прекрасна деятельность народа, обращенная на внешнюю славу, но еще лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование».

Большое внимание он придавал влиянию окружающей среды и людей  в деле развития человека, писал  что люди, несколько лет живущие  вместе, «делаются похожими друг на друга не только по духу, но и по телу; не только привычки их становятся одинаковыми, но… заметно нечто общее даже в чертах лица».

В. Ф. Одоевский высоко оценивал роль педагога в воспитании человека будущего и выдвинул требования к  нему. Педагог должен быть не только специалистом одной отрасли знания, но знать гораздо больше, чем означено в программе и учебнике. Он не должен замыкаться в узкие рамки  своего предмета, т. к. интересы детей  простираются дальше. Педагог должен быть отзывчивым, но волевым, принципиальным и справедливым. Одоевский указывал, что подолгу беседовал с детьми, и они поражали его глубиной знаний, интересом ко всему предмету, а  не его частям, различным фактам; поэтому он считал необходимым установить связи и общности между предметами, которые казались на первый взгляд удаленными друг от друга. Педагог был  уверен, что обучение должно быть правильно  организовано: быть систематическим, занимательным, привлекательным и интересным; учителя  должны развивать у детей волю к преодолению трудностей, постепенно приучать к умственной работе. В  книге «Наука до науки» педагог разработал перечень вопросов для бесед с  детьми по ознакомлению с предметами окружающего мира, строением тела, растениями и животными в зависимости  от индивидуального развития ребенка  и его возраста. Типичные ошибки в обучении детей видел в раннем начале обучения и в превращении  учебы в игру и забаву, когда  детей тешат игрушками и картинками, не заботясь об умственном развитии.

Деятельность В. Ф. Одоевского по руководству приютами давала богатый  материал для изучения психологии детей  и их языка, которые он использовал  при написании детских рассказов  и сказок. При этом писатель ставил задачи вызвать любопытство детей  и развить их мышление. Он ввел в  детскую литературу жанр волшебной  и научно–фантастической сказки с отчетливо выраженными жанровыми  признаками. И по сей день в чтение детей входят сказки «Мороз Иванович» (рекомендована для детей старшего дошкольного возраста), «Городок в  табакерке», «Червячок», «Игоша» и  др. В сказках претворяются в жизнь  основные принципы педагога: обучение на конкретном опыте ребенка и  связь с реальной жизнью, умение видеть и проверять опыт на практике, которые умело сочетаются с элементами фантастики. Несмотря на дидактические  тенденции, сказки Одоевского богаты полнокровными  детскими образами, наполнены подлинной  поэтичностью и народностью. Таким  образом, перу князя, педагога, просветителя и музыканта В. Ф. Одоевского принадлежит немало важных педагогических мыслей, предложений и разработок в области дошкольной педагогики, которые легли в основу программ и документов по работе современных яслей и детских садов.

Заключение

В процессе изучения и анализа архивных материалов было выявлено, что воспитательно-образовательная  работа в детских приютах в  России в первой половине XIX в. была построена на основе методики элементарного  образования детей дошкольного и младшего школьного возраста В.Ф. Одоевского и на его литературных произведениях.

Анализ произведений В.Ф. Одоевского позволяет утверждать, что он внес существенный вклад в развитие детской  литературы в России в первой половине XIX в. С именем В.Ф. Одоевского связано  возникновение и развитие родной книги для детей, то есть книги, написанной на родном языке, с учетом национальных особенностей. Его произведения имеют определенные особенности, которые сегодня можно охарактеризовать, как требования к хорошей детской книге. Как автора детских книжек В.Ф. Одоевского со всей уверенностью можно считать предшественником К.Д.Ушинского.

В.Ф. Одоевский разработал основы методики детского чтения. Он придавал большое значение учету психологических особенностей детей, содержанию материала, руководству взрослых детским чтением. В.Ф. Одоевский способствовал развитию детской журналистики в России.

Выделенные нами воспитательные ценности произведений для детей В.Ф. Одоевского: Познание, Культура, Человек, Труд, Семья, Общество — явились целевым ориентиром содержания воспитания детей в приютах. Вместе с тем они являются актуальными и для современной гуманистической педагогики и созвучны с ценностями, выдвигаемыми современными педагогами (Е.В. Бондаревской, В.А. Караковским, В.Я.Лыковой, Н.Е. Щурковой и др.). Произведения В.Ф. Одоевского для детей, на наш взгляд, можно рекомендовать к использованию в работе дошкольных учреждений, общеобразовательных школ.

Методика элементарного образования  В.Ф. Одоевского явилась основой  организации обучения в детских  приютах в России в первой половине XIX в. Исторической заслугой В.Ф. Одоевского является разработка им звукового метода обучения детей чтению, что позволило значительно облегчить процесс обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Несмотря на то, что В.Ф. Одоевский  теоретически не определил понятие  «метод обучения», но он сумел содержательно раскрыть его, выяснить сущность, важнейшие признаки методов обучения и необходимые условия их эффективного применения в дошкольном возрасте. Он полагал, что методы обучения должны исключить механическую работу, стимулировать развитие мысли детей, возбуждать их познавательную активность. Эти идеи перекликаются с современными требованиями личностно-ориентированной педагогики.

Прогрессивным для середины XIX в. были идеи В.Ф. Одоевского о содержании женского образования. Он много нового внес в  методику обучения девушек в Мариинском и Екатерининском институтах благородных  девиц, стараясь максимально приблизить к реальной трудовой жизни. В.Ф. Одоевский  отстаивал единство теоретических  знаний и практических умений в обучении, способствовал постановке трудового  воспитания и демократизации процедуры экзаменов.

В.Ф. Одоевский выдвинул высокие  требования к личности педагога: превосходное знание своего дела, любовь к детям, высокие моральные качества, образованность и воспитанность, которые созвучны требованиям к личности современного педагога.

Актуальными для современного процесса подготовки специалистов дошкольного  образования являются идеи В.Ф. Одоевского о сочетании в деятельности педагога следующих составляющих: психолого-педагогической подготовки, личностных качеств, духовной культуры и нравственного облика воспитателя.

В.Ф. Одоевский верно определил  большое значение речи педагога как  средства общения с детьми с целью их успешного умственного, нравственного и эмоционального развития.

Исторической заслугой В.Ф. Одоевского является то, что он один из первых в  России поднял вопрос о необходимости  подготовки специалистов для работы с детьми дошкольного возраста — смотрительниц детских приютов. Это связано с высокими требованиями к личности смотрительницы и уровню их образованности. Комитетом попечительства во главе с В.Ф. Одоевским была разработана система подготовки смотрительниц детских приютов: утверждены принципы подготовки смотрительниц по всей территории России; определенны размер жалования, условия и сроки обучения кандидаток на должность смотрительниц детских приютов; составлены учебные пособия и руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  1. Голубева, О. Д. В. Ф. Одоевский / О. Д. Голубева // О. Д. Голубева, А. Л. Гольдберг, В. И. Собольщиков. В. Ф. Одоевский. – М.: Книга. – 1983.
  2. Турьян, М. А. Странная моя судьба. О жизни Владимира Федоровича Одоевского / М. А. Турьян. – М.: Книга. – 1991.
  3. Михайлова А. Перечитываем заново. Сказки дедушки Иринея / А. Михайлова // Дошкольное воспитание. 2001. - №1-2. - С.66-69.
  4. Одоевский В. Ф. Пёстрые сказки; Сказки дедушки Иринея. М., Худож. лит., 1993.
  5. Боцяновский В.Ф. Князь В.Ф. Одоевский и общество посещения бедных в С.- Петербурге / В.Ф. Боцяновский. СПб., 1899.
  6. Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи / Е.А. Горшкова // Педагогика. 1995. - №1.
  7. Медынский Е.И. История русской педагогики / Е.И. Медынский. — М., 1938.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

На протяжении 50 лет в XIX в. в практике сиротских приютов и воспитательных домов применялось "Положение  о детском приюте", разработанное  Владимиром Федоровичем Одоевским.

В "Положении" он обращает внимание организаторов приютов на то, что  в приютах важно не присматривать  за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться; обучать  воспитанников какому-либо ремеслу.

Наказ лицам, непосредственно  заведующим 
детскими приютами

1. Детские приюты предназначаются  не столько для обучения, сколько  для того, чтобы служить пристанищами  для детей, остающихся во время  занятий их домашних без призора.  Посему приют в некотором смысле  должен заменять для дитяти  его семейство, по крайней мере, в те часы, в продолжение которых дитя находится в сем заведении.

2. Дитя, поступающее в приют,  должно найти в нем не роскошь,  не привычку к тем предметам,  которые могут быть ему чужды  в продолжение его жизни, но  теплую заботливость, обыкновенную  во всяком, хотя бедном, но хорошем  семействе. Эта заботливость должна  простираться не только на  нравственное его образование,  но и на все, относящееся  до его здоровья, пищи, занятий,  движения, - словом, на все те предметы, которых, ни исчислить, ни предвидеть невозможно, но которые может угадывать сердце попечительной матери.

3. Вышесказанные соображения подсказали  необходимость подчинить заведение,  назначаемое для возраста, столь  близкого к младенчеству, ближайшему  надзору особы женского пола.

Выбор смотрительницы

4. Попечительница, принявшая на  себя высший надзор за приютом,  должна обратить особое внимание  на избранную смотрительницу, на  это непосредственное орудие, необходимое  к достижению благотворительной  цели приютов и без которого  все усилия правительства и  благотворительных людей будут  тщетны.

5. При выборе смотрительницы  должно обращать внимание не  столько на ее звание, сколько  на ее душевное образование;  чистая нравственность, нрав тихий  и миролюбивый, здравый смысл  и врожденное чувство любви  к ближнему - вот необходимые качества  в женщине, долженствующей быть  в некотором смысле матерью  многочисленного семейства, составленного  из детей, ей чуждых... За сим  уменье читать, писать и считать  на счетах, как равно известнейшие  женские рукоделия, - вот все познания, кои требуются от смотрительницы  приюта в том предположении,  что любовь к своей обязанности  заставит ее читать со вниманием  те книги, в которых можно  найти полезные для сих заведений  сведения, и что попечительница  постарается познакомить ее с  сими книгами, как уже существующими,  так и с теми, кои могут быть  впоследствии изданы для сей  цели от Комитета детских приютов.

Информация о работе Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского и его практическая деятельность в области дошкольного образования